3 приема в трилогии «Отбор» Киры Касс + формула янг-эдалт

Давно мы с вами не обновляли рубрику «Три приема». Давайте посмотрим, из чего сделана популярная трилогия писательницы Киры Касс под общим названием «Отбор», написанная в категории янг-эдалт. Популярная настолько, что ее уже окрестили новыми «Голодными играми», а первая книга серии продана в количестве 3,5 миллиона экземпляров.

отбор кира касс

Сюжет прост, как гамбургер. Всем, кто когда-либо смотрел тв-шоу «Холостяк», интрига покажется до боли знакомой. «Главная героиня, Америка Сингер, стала одной из тридцати пяти девушек, отобранных для участия в «соревнованиях» за сердце принца Максона и возможность стать будущей королевой и жить в богатстве» — говорит Википедия. Дальше выясняется, что сердце Америки занято, но и остаться равнодушной к чарам принца ей не удается.

При всей простоте сюжета книжные сайты пестрят положительными и даже восхищенными рецензиями в адрес книги. «Одна из лучших, книг которую я читала!», «Перевернула страницу и не могла остановиться!», «Вау, буря эмоций» — подобные отзывы, судя по всему, исходят от юных, восторженных читательниц, а значит, Касс попала точнехонько, куда целилась, в самое сердце своей целевой аудитории. Что же способствовало такой меткости:

1. Мечтать не вредно

А очень даже полезно! Особенно вместе с читателями. Еще Уильям Индик в «Психологии для сценаристов» говорил о распространенности сюжетов с «воплощением мечты» в кино:

«Если вы пишете сценарий о внезапном воплощении желания героя, постарайтесь доставить зрителю максимум удовольствия. Исполнение желаний героя аудитория воспринимает как исполнение собственных желаний. Зрители любят, когда герой добивается успеха, ведь они переживают успех вместе с ним, так что попробуйте порадовать его. Если первая часть фильма у вас вводная, то в начале второй части постарайтесь ублажить зрителя. Интуитивно ему понятно, что конец второй части — момент вызревания конфликта, а в третьей части герои будут искать выход из сложившейся ситуации. И значит, начало второй части, пока конфликт еще не разросся, должно развеселить и развлечь аудиторию. Пусть ваши герои объедаются деликатесами, скупают предметы роскоши, разъезжают по всему свету, наслаждаются вниманием и восхищением богатых поклонников — в общем, исполняют все до единого желания и мечты, свои и зрителей.»

Собственно, по этой формуле Кира Касс и работает. Надо отдать ей должное, она четко представляет мечты своей целевой аудитории. Вот и получается этакая сказка о Золушке на современный лад.

В начале кратко демонстрируется бедное полуголодное существование Золушки в реалиях далекого будущего. После беглого и невнятного описания довольно-таки странного будущего, построенного на руинах США после Четвертой мировой войны (впрочем, это уже не США, а колония Китая!), автор сразу переходит к воплощению желаний читательниц, а именно на них рассчитана серия. Хотите балы и приемы, подарки и комплименты от самого принца, сцены страстных поцелуев и королевской роскоши? Пожалуйста, получите, распишитесь!

При том, что Касс нарисовала себе точный портрет усредненной молодой читательницы, ее героиня выгодно отличается от героинь любовных романов, написанных не столь осведомленными авторами. Америка Сингер не только красива, но и умна, а также отличается честолюбием и целеустремленностью. Именно поэтому в свободное от поцелуев время она легко «уделывает» конкуренток, обучается разным хитростям и премудростям, организовывает приемы и выступает с проектами и презентациями. Чем не прообраз современной девушки?

Вывод: недостаточно просто описать свои мечты в книге. Если вы пишете для читателя, нужно хорошо представлять себе этого самого читателя, его интересы и потребности, его идеалы и взгляды.

2. Архетипы — это хорошо!

«Просто удивительно, что самая незатейливая детская сказка обладает особой силой затрагивать и вдохновлять глубокие пласты творчества - так же, как капля воды сохраняет вкус океана, а яйцо блохи вмещает в себе все таинство жизни», — пишет Джозеф Кэмпбелл в книге «Тысячеликий герой».

Кира Касс берется за архетипичный сюжет о Золушке, очаровавшей принца. Подобные истории встречались уже в тысячах книг, и еще тысячи будут написаны в самое ближайшее время. История о Золушке продолжает будоражить воображение, ведь миф о волшебной фее и прекрасном принце — это воплощение девичьих грез.

Универсальная модель (архетип) по покорению принца и завоеванию своего места под солнцем сразу узнается читателем, соответственно, эта узнаваемость рождает интерес. Как раньше сказители бесконечно пересказывали одни и те же сказки одним и тем же читателям, так и сейчас писатели вольготно чувствуют себя в роли тех самых сказителей.

Вывод: если не получается придумать новую сказку, возьмите знакомый читателю сюжет и воплотите его в новых декорациях.

отбор киры касс

3. Все слагаемые формулы на месте

Не стоит недооценивать западных авторов, их преимущество перед российскими писателями чаще всего заключается в том, что они прекрасно представляют себе особенности выбранного жанра и придерживаются общепринятых формул, а не стремятся проявить индивидуальность. Конечно, индивидуальность — это прекрасно, но для нее нужен особый талант. Если его нет, лучше сначала попробовать себя в узко очерченных рамках конкретного жанра или категории.

Янг-эдалт как категория (западные литературоведы настаивают на том, что это маркетинговая категория, а не отдельный жанр!) как раз предполагает клишированную формулу. Разберемся, какие основные элементы она включает:

  • легкий, имитирующий подростковую речь язык повествования
  • выдуманная модель мира (в рамках пост-апокалипсиса, как правило), основанная на реально существующей, описанная вкратце, без нагромождения исторических фактов и деталей, чтобы не грузить читателя
  • главная героиня, а не герой — как правило, это девушка, привлекательная и волевая/с сильным характером
  • любовный треугольник
  • игра на контрасте: бедность-богатство, нищета-роскошь, ненависть-любовь, война-мир
  • особый акцент на эмоциях и внутренних переживаниях героини
  • повествование от первого лица (часто в настоящем времени)
  • главный герой, который несет печать «избранности»
  • серийность
  • предполагаемая ЦА — молодые люди 12-18 лет, но автор должен рассчитывать и на более взрослых читателей
  • обрисовка проблем, актуальных для тинейджеров (первая любовь, секс, дружба, буллинг, наркотики и т.д.)
  • небольшой объем книг в серии
  • большие ставки (на кону, как правило, — жизнь главного героя или кого-то из его близких)

Вывод: стоит учесть все эти элементы успешного янг-эдалт в своей книге.

Не буду сейчас фокусироваться на недостатках книг Киры Касс, а их, поверьте, немало. И огромное количество штампов, как сюжетных, так и стилистических, — лишь верхушка айсберга. Важно другое. Если хочешь добиться успеха, сначала пойми, как сделаны самые популярные модели в выбранной тобой области. С этой точки зрения серию «Отбор» непременно стоит прочитать фанатам и писателям янг-эдалт категории.


Так как в «мы-пишем» нет и не будет «голой теории», давайте немного покреативим вместе! Вот перед нами серия «Отбор», написанная по шоу «Холостяк». Помнится, сериал «Lost» был как будто сделан по следам шоу «Остров». А какие еще шоу, наши или зарубежные, можно было бы разыграть на страницах книг? Ваши мысли?

***

Напоминаю, что вы можете бесплатно получить архив двух мастерских: «Стоп-книга: как довести до ума брошенные тексты» + «Игры стиля: как писать свободно и красиво». Для этого вам нужно приобрести мою сказку "Тайна Шоколдуньи" и оставить на нее отзыв в любой из социальных сетей или на сайте книжных магазинов Озон и Лабиринт.

«Тайну Шоколдуньи» можно приобрести тут:

Лабиринт

Озон

***

Также все еще действует акция на индивидуальный разбор написанных вами текстов! Хотите узнать, где можно опубликовать написанный ваш рассказ, какие недостатки можно исправить и какие достоинства усилить, присылайте письма с текстами и заголовком «На рецензию!» на адрес adariaсобачкаbk.ru.

Автор статьи — Дарья Корж. Все материалы на сайте предназначены для индивидуального использования и защищены законом об авторском праве (ст. 9, п. 1 Закона). Копирование запрещено. Цитирование статей и материалов возможно только с обязательным указанием источника в виде активной ссылки.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal

7 comments

  • Ольга

    Остроумный разбор, спасибо! Интересно! Только сколько экземпляров? ))))))))

  • Здравствуйте, Дарья!

    Интересная статья. И полезная. Я вот пишу для взрослых, якобы, а получается скорее для подростков... Надо посмотреть серию.

  • Ирина

    С удовольствием, как всегда, прочитала Ваш обзор, Дарья!

    Что касается сюжета для книг, то «Барышня-крестьянка „ — шоу, где меняют местами гламурных барышень и девушек из глубинки. Правда, этот сюжет старый-старый-новый:))) — великие писатели уже“тренировались» на нем:)

  • Лэрса

    «Голые и напуганные». Вначале мужчина и женщина, выброшенные вдвоём в недружелюбную природу, жутко не нравятся друг другу, ссорятся, обвиняют друг друга в лености, глупости и самодурстве, даже устраивают себе разные убежища, потом спасают друг другу жизнь, делятся с трудом добытой едой и обнаруживают, что научились уважать друг друга. Для увлекательной истории даже придумывать почти ничего не надо — достаточно скомпоновать сцены из шоу и добавить капельку романтики :)

  • Pingback: Как написать книгу: в поисках мотивации! | КНИГА КАК ПРОЕКТ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *