3 СПОСОБА ВИЗУАЛИЗАЦИИ ГЕРОЯ

«...Я работаю с персонажами. Я должен знать про каждого из них все. Как сложилась его жизнь и что с ним будет дальше — если, конечно, я его не прикончу. Это не попадет в роман — это нужно мне для того, чтобы ощущать персонажа живым человеком»

Борис Акунин

как придумать персонажНа прошлой неделе я обещала, что мы поговорим о приемах, помогающих лучше узнать главного героя. Как правило, многие авторы начинают с написания биографий главных героев — именно это советуют составители большинства писательских пособий. На мой взгляд, это не самый лучший подход к познанию персонажа. Во-первых, детализированная биография с лишними подробностями, вроде истории знакомства родителей героя или вкусовых предпочтений, занимает очень много времени, и часто после ее составления уже как-то неохота писать про надоевшего персонажа. Во-вторых, часто такие подробности подбираются чисто механически: «Тэк-с, сделаю героя брюнетом, нет, лучше седоватым шатеном... Или покрасить в рыжего? И пусть он на досуге разводит головастиков и изучает язык сусуами». В итоге герой получается настолько же реальным, насколько фоторобот похож на живого человека.

В целом, я против скучной писанины. Если вы уверены, что составить подробную биографию героя необходимо, делайте это с помощью интеллект-карты, на которой быстро и удобно можно отразить основные характеристики героя.

 

 

Вообще же, все начинается с картинки в голове. Только если вы сами увидите героя, вы сможете передать свое видение читателям. Увидеть тоже не так просто — обычно, думая о новом герое, мы представляем кого-то из реальных людей: родственников, знакомых, коллег. Нам же нужен, скорее, некий собирательный образ. Для того, чтобы образ сложился, можно воспользоваться методами визуализации. Я привожу здесь те методы, которые лично мне нравятся больше всего:

1. СПРЯТАННАЯ ФОТОГРАФИЯ по Юргену Вольфу («Школа литературного мастерства»):

«Я прошу каждого участника группы выбрать одного героя по своему желанию. Затем прошу всех расслабиться, закрыть глаза и представить, где этот герой живет. Я прошу их описать входную дверь, войти в квартиру и оглядеться, успокаивая себя тем, что дома никого нет и войти им разрешили заранее. В помещении светло или темно? Царит беспорядок или все аккуратно убрано? Мебель новая или старая? В квартире тихо или есть какие-то звуки? Какие на стенах обои, какие занавески на окнах?

После этого я говорю участникам семинара, что у них есть задание. Где-то в этом помещении спрятана фотография, которая очень важна для персонажа. Я не знаю, где они ее найдут — то ли она висит на стене для всеобщего обозрения, то ли вставлена в альбом и лежит в ящике стола, может быть, спрятана под матрасом, а может быть, где-то еще. Некоторое время я молчу, чтобы дать им время найти фотографию. После этого прошу взглянуть на нее более внимательно. Цветная она или черно-белая? Старая или новая? Если на ней изображены люди, то кто они и что делают? Написано ли что-то на обороте? После этого небольшого изучения я прошу их предположить, почему она столь важна для персонажа. И в конце-концов прошу вернуть фотографию на место и покинуть помещение. Постепенно я возвращаю их к реальности, и мы все снова оказываемся в классе».

Плюсы метода: Вы можете визуализировать не просто самого героя, но сделать выводы о его характере, мысленно изучив обстановку, в которой он живет. По найденной же фотографии вы сможете многое сказать о личных привязанностях героя — одиночка или семьянин, есть ли какие-либо «скелеты» в его прошлом, какие у него отношения с близкими и т.д. Не забудьте записать свои наблюдения в блокнот или на карточку.

2. БЕСЕДА ПО ДУШАМ по Дж. Н. Фрею («Как написать гениальный роман»):

«Допустим, у вас уже есть персонаж, но вы все еще не можете представить, как он ходит, разговаривает, дышит, потеет. Что ж, в таком случае не помешает немного психоанализа. Усадите вашего героя в кресло и задавайте ему вопросы. Например, вот так:

Автор: Не понимаю, Бойер, зачем ты вдруг решил заняться этим делом? Ты очень близок с мамой. Она не хочет, чтобы ты был частным детективом. Твоя невеста грозит тебе разрывом отношений и отменой свадьбы.

Бойер: Ладно, вы автор, поэтому ради вас я сделаю исключение и все объясню. Я хочу доказать, в первую очередь самому себе, что эта работа мне под силу. Поэтому я ее не оставлю. Не скрою, порой мне страшно, но я не сдамся. Если я справлюсь, то буду чувствовать себя настоящим мужчиной.

Автор: Понимаю. Своего рода соревнование с отцом. Сигаретой угостить?

Бойер: Вы же знаете, я не курю.

Автор: Ах да, запамятовал. Ты ведь республиканец?

Бойер: Ничего подобного! Да, я голосую за республиканцев, потому что за них вся семья, но политика меня не волнует. Я и на голосования не всегда хожу. Иногда я о них забываю. Мне абсолютно все равно, кого выберут. Все кандидаты для меня на одно лицо, я даже их программы не читал.

Автор: Расскажи мне о девушке, на которой хочешь жениться.

Бойер: Салли — просто чудо! Умная, красивая, добрая.

Автор: Ты с ней хоть раз переспал?

Бойер: Это что еще за вопросы?!

Автор: Поверь, это очень важно. Мне нужно тебя понять. А для этого мне нужно знать о твоих отношениях с людьми, что ты пережил, а что — нет.

Бойер: Я с ней не спал.

Автор: Ты вообще когда-нибудь спал с девушками?

Бойер: Ну… не совсем… Было один раз в колледже… Почти…

Автор: Почти?

Бойер: Ну… в общем… да, почти.

Автор: Расскажи.

Бойер: Хорошо, только пусть это останется между нами…

Когда беседа закончится, персонаж станет вашим лучшим другом или злейшим врагом. Когда это, наконец, случится — будьте уверены: теперь с этим персонажем можно работать.»

Плюсы метода: Такую беседу лучше проводить мысленно, нежели пытаться зафиксировать на бумаге. Расслабьтесь в кресле, закройте глаза и попробуйте пообщаться с персонажем, не зацикливаясь на конкретных вопросах. Ваша задача — не узнать новые факты биографии, а почувствовать личность, нащупать характер. Лучше сразу не фиксировать свои ощущения, а «переспать с ними», и только на следующий день сделать записи.

3. ПОБЕДА И ПОРАЖЕНИЕ — мой метод визуализации:

Чтобы лучше понять характер своего персонажа, постарайтесь представить его в следующих ситуациях.

1) Ваш герой только что победил в конкурсе _____, заняв призовое место. Что это был за конкурс? Какие качества помогли герою победить? Какие чувства испытал герой, узнав о победе? Что изменит эта победа в его жизни? Как изменится положение героя? Какую следующую цель он поставит перед собой?

2) Вашего героя осудили за ______ и приговорили к нескольким годам тюремного заключения. Какое преступление совершил ваш герой? Почему он пошел на него? Было ли преступление совершено умышленно или по неосторожности? Виновен ли герой в содеянном? Как он вел себя на суде? Пытался ли защитить себя? Как выглядит пострадавшая сторона? Как герой поведет себя в тюрьме?

Плюсы метода: постарайтесь увидеть ответы на эти вопросы «картинками», как кадры в фильме, тогда характер героя раскроется перед вами, и не нужно будет тратить часы на банальные анкеты. Личность героя раскрывается не через знания автора, а через действия этого самого героя. Знание о том, что герой сходит с ума по миниатюрным бультерьерам, само по себе ничего не дает. А вот действия героя в ситуации, когда его обожаемого бультерьера случайно сбила машиной красивая соседка, в которую герой тайно влюблен с детства, создают полномасштабное представление о характере.

В идеале, герой не марионетка, которую на протяжении всего повествования нужно дергать за ниточки, а волчок, которому стоит раз придать направление движения, и он будет крутиться сам по себе.

Вы можете также прочитать 5 мифов о герое, чтобы узнать, как не надо работать с персонажами!

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal

8 comments

  • Нелли Мартова

    Даша, супер!

    Спасибо, отличная статья, все методы очень мне понравились :)

    Я тоже убедилась, что сухие биографии не работают.

  • Дарья Корж

    Спасибо, Нелли, рада, что мы сошлись во взглядах Я вообще за разумное планирование. А то бывает, автор годами планирует книгу, но приступить боится.

  • Victoria

    Интересно :)

    Хотя лично мне больше помогает шизофреническо-актёрский метод «залезть в голову», т.е. самой стать этим персонажем, посмотреть и почувствовать всё с её/его точки зрения.

    • Дарья Корж

      Виктория, почему «шизофренический»? Вполне себе хороший метод, я им тоже иногда пользуюсь!

      • Victoria

        Так я ж и не говорю, что плохой :) Просто когда какое-то время, пусть самое короткое, становишься совершено другим человеком (вплоть до физических ощущений), со стороны это может восприниматься довольно странно :))

  • Замечательные методы.

    Лично я стараюсь «вжиться» в героя. Когда видишь его и чувствуешь, писать очень легко. Жаль, что нетерпение не всегда позволяет хорошенько ощутить всех героев.

    • Дарья Корж

      Да, «вживание» очень помогает. Главное — не подходить к делу механически, иначе теряется весь смысл писательства.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *