4 разочарования в жизни писателя, о которых вас никто не предупредил

Все начинающие авторы думают, что после публикации первой рукописи наконец начнется настоящая писательская жизнь: фотосессии, автографы, поздравления от родных и друзей, заманчивые предложения со стороны известных издательств... С одной стороны, такая радужная картина будущего успеха дает стимул для писательства, с другой — чревата разочарованиями. Давайте поговорим о том, какие неоправданные ожидания остаются после публикации первой книги и как можно обойти эти подводные камни.

Золушка - одна на миллион!

Золушка — одна на миллион!

Итак, разочарования в жизни публикующегося писателя, о которых никто, кроме меня, вам не расскажет :-D

1. После публикации книги в вашей жизни ничего не изменится

Нет, конечно, нельзя говорить за всех. Есть писатели, к которым именно с первой опубликованной книгой приходит грандиозный успех. Только не нужно заблуждаться, первая опубликованная книга не значит первая написанная. Джоан Роулинг мало где рассказывает об этом, но до «Гарри Поттера», по ее признанию в одном из интервью, она написала несколько романов «в стол».

И все же рассчитывать на мгновенный успех не приходится. Если вы думаете, что первая (вторая, третья) книга дает вам входной билет в общество писателей, зарабатывающих на жизнь своим творчеством, вы ошибаетесь. Скорее всего, публикация книги не даст вам ничего, кроме морального удовлетворения, повода немного прихвастнуть перед друзьями и скромного гонорара. Вас не будут узнавать на улице, журналисты не выстроятся в очередь за интервью и, в общем-то, все о вас довольно быстро забудут.

Как избежать разочарования:

Не воспринимать публикацию книги слишком серьезно. Если книга получит большой успех, вы всегда успеете ему порадоваться. Если успеха не будет, что ж, вам некогда будет расстраиваться, если в этот момент вы будете работать над следующей книгой.

2. Вас ждут деловые отношения с издательством

Многие авторы представляют себе сотрудничество с издательством как сцену из детектива Дарьи Донцовой. Если я правильно помню, в одной из серий героиней Донцовой была писательница детективных романов, которую в издательстве принимали с большим почетом, усаживали в мягкое кресло, наливали чай с пирожными и вели долгие светские беседы. Все это возможно, конечно, но формат общения с издателем прежде всего определен деловым этикетом и рамками вашего авторского договора.

Что это значит — у вас могут быть хорошие отношения с редактором и при встрече вам с удовольствием нальют чай (а мне вообще радостно кричали: «Ура, наша Шоколдуньюшка пришла!»), но:

— издатель не будет стараться вас удержать. Если вы думаете, что после первой книги сможете диктовать издательству свои права или шантажировать угрозой уйти к конкурентам, вы заблуждаетесь. Ваше сотрудничество ограничивается договором именно на эту конкретную книгу, никто и слова не скажет, если вы решите продать следующую книгу другому издательству. Никто не заплачет и не предложит вам миллионный гонорар;

— редактор не будет играть роль вашего литературного агента. Никаких авансов за следующую книгу и никакого обсуждения ваших дальнейших планов. Редактор может осторожно поинтересоваться, что еще вы планируете написать, но не будет подгонять вас и мотивировать скорее закончить работу. Вы так же осторожно можете поинтересоваться, есть ли какие-то актуальные темы/серии, которые могли бы вам поручить. Вот тут приготовьтесь соблюдать четко оговоренный дедлайн. Но, опять же, это разовая работа. Пока вы не станете узнаваемым автором, издательство будет сотрудничать с вами по факту. Написали книгу — подпишите договор. И никаких долгих светских бесед...

carrie-bradshaw-lied-9

Не путайте кадры из фильма с реальной жизнью!

Как избежать разочарования:

Много писать. Пробовать себя в разных жанрах и стилях. Сотрудничать с разными издательствами. Никогда не кладите все яйца в одну корзину — вот что должно стать вашим жизненным кредо.

И по возможности поддерживайте хорошие отношения с вашими редакторами, это ваши деловые партнеры, но не менторы, не учителя, не мамочки. Поздравить с днем рождения и поинтересоваться новостями издательства — уместно. Просить бесплатно «взглянуть на пару-тройку других рукописей» и вываливать поток личных переживаний — нет. Почитайте статью, в которой я суммирую свой опыт первой публикации.

3. Большинство интересных предложений ничего вам не принесут

Если ваша книга (или рассказ, или сценарий) обретет некую популярность, вы будете получать разные интересные предложения. Некоторые из них будут очень заманчивыми и привлекательными.

→ Например, вам напишет известный режиссер с идеей снять кино по вашему рассказу.

→ Ооочень известная компания, работающая над масштабным детским проектом, предложит вам подготовить для проекта книгу, по которой построят тематический развлекательный центр.

→ Режиссер попросит разрешения купить ваш первый сценарий.

→ На вашу заявку на фильм ответит руководитель топовой телевизионной компании.

Круто, да? Держу пари, вы будете прыгать от радости, получив любое из этих предложений.

Хм-хм, а теперь самое интересное. Большинство таких предложений окажутся «пшиком», не принесут никакого выхлопа и не оформятся ни во что конкретное. Не потому, что они поступают от обманщиков. Скорее, потому, что в творческой сфере очень сложно оценить результат того или иного проекта, поэтому подавляющая часть проектов замораживается на самых разных стадиях, от начальной до финальной.

Все описанные выше предложения абсолютно реальны, это я вам говорю как человек, который их получал на разных этапах творческой карьеры и каждый раз прыгал от радости. Знаете, чем они закончились?

— Известный режиссер предложил снять фильм по моему рассказу, если я сама напишу сценарий. На тот момент у меня был такой же опыт в написании сценариев, как в изучении быта эскимосов. Я храбро взялась за дело, но, конечно, мой сценарий никуда не годился. Режиссер вежливо указал мне на ошибки и... занялся другими проектами.

— Известная компания предложила мне написать книгу, по которой построят тематический детский центр. Мне задали интересную тему, но, когда дело дошло до заключения договора, выяснилось, что я должна за небольшую сумму передать абсолютные права на все произведение, компания просто покупала мою книгу и не собиралась даже указывать имя автора на обложке. К тому же, договор был составлен таким хитрым образом, что компания имела право расторгнуть его в любой момент, оставив у себя права на мое произведение. Попытки переговоров ни к чему не привели и... возможно, кто-то другой продал этой компании свою книгу, но имя этого человека мы никогда не узнаем.

— Режиссер предложил мне купить мой первый игровой сценарий для студенческого проекта, если я внесу в сценарий несколько изменений. «Несколько изменений» в итоге грозили вылиться в совершенно другой сценарий, который пришлось бы писать практически с нуля. А потом режиссер и вовсе сообщила, что «денег на проект мало, рублей 500» и... сделка века не состоялась.

— На мой логлайн сериала ответил лично руководитель крупной телевизионной компании. Он попросил подробно расписать серии первого сезона. Когда я это сделала, он не ответил и... другие тоже не ответили.

Я рассказала вам о своих творческих провалах. Частично они произошли по моей вине, частично — нет. О таком не принято говорить. Почти все известные писатели упорно создают миф о том, что очень сложно опубликовать первую книгу, но потом, когда это удастся (редактор случайно вытащит рукопись из мусорной корзины и влюбится в нее раз и навсегда!), все пойдет по накатанной. Так вот, послушайте меня, я не стесняюсь говорить правду :) Не пойдет. Вас ждет множество провалов и поражений.

Как избежать разочарования:

Не улетать в мир радуг и розовых пони при первом же заманчивом предложении, а стараться трезво оценить его, хотя бы по следующим параметрам:

1) почему обратились именно к вам. Ищите подвох, даже если его нет, лучше проявить бдительность;

2) по силам ли вам предложенный проект? Никогда не пытайтесь справиться в одиночку с чем-то сложным, просите о помощи у более опытных коллег, покупайте услуги опытных наставников, учитесь всегда. Я уверена, что если бы я сразу обратилась к опытному сценарному коучу, мой первый проект мог бы быть намного более успешным;

3) настораживает ли вас что-то в этом предложении? Доверяйте своей интуиции, всегда;

4) какие ресурсы придется использовать для реализации нового проекта? Проще говоря, оценивайте, стоит ли овчинка выделки. Если для того, чтобы продать сценарий за 500 рублей студенческому коллективу ВГИКа, вам нужно пройти сценарные курсы за 50 000 рублей и нанять на это время няню для детей, домработницу и личного шофера, скорее всего, вы переоценили свои ресурсы;

5) что даст вам этот проект? Деньги, классную строчку в резюме, моральное удовлетворение? Отказывайтесь от проектов, которые предполагают безымянность и полную секретность. Или соглашайтесь только за очень большие деньги.

4. Вам придется каждый раз заново подтверждать свою репутацию

Если год назад вы написали неплохой роман, это совсем не означает, что в новом издательстве вас примут с распростертыми объятиями или что редактор женского глянцевого журнала будет счастлив дать вам работу.

Ваши успехи (если вы только не очень известный автор), скорее всего, не дадут вам особых привилегий: не позволят занять призовые места на конкурсе или избежать интервью при собеседовании на околописательскую вакансию. Ваши достижения — это плюс в вашу копилку, но не более. Каждый раз вам придется доказывать, что «вы этого достойны». Это как с экзаменами — да, сначала вы работаете на зачетку, потом она работает на вас. Но хорошая зачетка не означает, что можно избежать экзамена, так?

going-4

Например, автор, успешно опубликовавший первую книгу, может подумать, что теперь достаточно разослать по издательствам кое-как набросанный синопсис новой рукописи, и на него тут же посыпется шквал восторженных откликов (ведь это же не какой-то Пупкин, это автор нашумевшего романа «Джентльмен с кошечкой»). Но нет, недостаточно. Вам придется работать еще тщательнее, чем раньше, еще скрупулезнее. Ведь если вы профессионал, от вас будут ждать профессиональную работу. То есть вы подписались работать по двойной-тройной ставке без всяких поблажек. Вам будут отказывать, на вас будут кричать, вам будут присылать критические разборы в издевательском тоне, и у вас, скорее всего, появятся хейтеры. Но если вы со всем этим справитесь, вас ждет большая слава.

Как избежать разочарования:

Не мнить себя гением, как говорил Омар Хаяйм, «я школяр в этом лучшем из лучших миров». Воспринимайте любую работу как возможность прокачать себя заново. Если вы написали хорошую детскую книгу, проанализируйте, что именно привело к успеху и продолжайте усиливать свои лучшие качества, выставляйте их на первый план. И наоборот, если потерпели поражение, извлекайте уроки, работайте над ошибками.

***

Вместо итога еще раз подчеркну самое важное:

Не воспринимайте себя слишком серьезно.

Много работайте и еще больше учитесь.

Всегда внимательно читайте договоры и не экономьте на юристе.

Не торопитесь сближаться с творческими людьми.

Приготовьтесь доказывать, что вы гений.

Ведите дневник успехов и поражений с разбором полетов.

Как только отправляете в печать одну книгу, сразу принимайтесь за следующую.

Никогда не соглашайтесь ни на одно предложение с ходу.

Доверяйте своей интуиции.

Читайте этот блог.

***

Согласны с прочитанным, коллеги? С какими писательскими разочарованиями вы сталкивались? Рассказать вам подробнее, как правильно вести дневник успехов и поражений?

***

О том, как правильно выстраивать свой писательский имидж и в какую сторону себя прокачивать, мы будем говорить на курсе «Легенда о писателе» уже скоро, с 10 июня. Места еще есть! Запись и подробности тут.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *