5 условий, которые нужно выполнить, прежде чем писать рассказ

Если в ответ вы начинаете мямлить что-то вроде «ну, не знаю, это в целом серьезная вещь» или «наверное, это будет что-то умное и интересное», то либо вы не знаете толком, о чем собрались писать, либо идея вас не зажигает. Правильный ответ на любой из этих вопросов будет выглядеть так:

— Черт, да это просто обалденно смешная штука! Я хочу, чтобы мои читатели катались по земле, рыдая от смеха...

Или

— Это история, чтобы немного поплакать, немного посмеяться и закончить чтение с тихой улыбкой на губах...

Или

— Эта история заставляет меня кипеть от ярости...

Или

— Это будет настолько страшно, насколько мне хватит сил изобразить.

Если вы не знаете, какие эмоции вызывает у вас история, она получится так себе. Этот тест работает безотказно. Напишите историю, которая вызывает у вас очень сильные чувства, и вы поймете, о чем я говорю. Кроме того, история, которая вас зажигает, дает вам еще один бонус — вы автоматически перестаете сравнивать себя с другими и не боитесь критики, ведь в первую очередь вы думаете о своих эмоциях. Все остальное отходит на задний план.

2. Структура

Одна девочка привыкла, что лродители исполняют любой ее каприз, однажды к ней прямо домой даже привели настоящего слона, после этого девочка заболела тяжелейшей депрессией, теперь ее ничего не интересует в жизни.

Один обнищавший родственник одного богача вынужден пойти на преступления ради денег, сначала он обзаводится огромной черной собакой, чтобы припугнуть богача, потом превращает собаку в местечковую легенду. Только вмешательство известного сыщика останавливает цепочку преступлений.

Один мальчик-хулиган держал в страхе весь город, но жители простили ему все шалости, когда он хорошенько проучил двух жуликов.

Девочка, присматривавшая за ребенком, задушила несчастного малыша. Когда начинается расследование, выясняется, что малолетняя нянька совершила убийство в невменяемом состоянии из-за недосыпа.

Спорю, вы с трудом узнали в этих переделках известные рассказы «Слон» Куприна, «Собаку Баскервилей» Конан Дойля, «Вождя краснокожих» О'Генри и «Спать хочется» Чехова? Неудивительно. Стоит изменить структуру текста, и на выходе совсем другой рассказ, в котором читается совершенно иная идея.

До того, как вы сядете писать, спросите себя: на чем вы хотите сделать акцент, с какой сцены вы хотите начать рассказ, где будет наивысшая точка напряжения (кульминация), и каким послевкусием вы все это завершите.

Нет смысла начинать писать рассказ, пока вы четко и ясно не увидите все эти точки.

3. Формат

Люблю это сравнение — представьте, что вы портной и шьете платье для... кого-то. Пока не решили, для кого именно. Поэтому лиф у платья будет размера XL, а талия — S. Потом, когда вы дошьете платье, вы решите, кому его предложить. Угадайте, легко ли вам будет продать этот наряд?

Так и с рассказом. Стоит сразу подумать о том, для кого этот рассказ. Для серьезного литературного журнала, для развлекательного портала, для женского блога, для вашей лучшей подруги, для газеты о рыбалке — каждый раз это будет разная аудитория и разный формат.

Например, для серьезного литературного журнала, скорее всего, понадобится приличный объем текста (примерно 10 000 знаков), не все жанры подойдут — любовное фэнтези не опубликуют.

Если вы знаете, для кого пишете, вы знаете, как именно писать. Ряд вопросов сразу удастся снять: какого объема должен быть текст, в каком стиле и жанре писать, что можно, а что нельзя. И, конечно, прежде чем садиться за работу, нужно еще раз уточнить, правильно ли вы понимаете формат. Перечитать любимый журнал, в котором хотите опубликоваться, найти информацию для новых авторов и требования к рукописям.

Одежду, сшитую для конкретной персоны, продать куда проще, чем «платье для кого-то».

4. Название

Я сама не начинаю работу над рассказом, пока не будет названия. Причем название должно быть не временным, а уже рабочим, таким, которое останется в окончательной версии.

Почему я придаю этому такую важность - дело в том, что название тоже «держит» вас в формате, не позволяет отклониться от намеченного курса. Например, когда я писала рассказ «Свадебное шоу экстрасенса», который опубликовали в журнале Cosmopolitan, я постоянно напоминала себе, что в центре внимания именно шоу, соответственно, моей задачей было подчеркнуть фантасмагоричность происходящего, показать, как стремление развлечь публику может обернуться против устроителей шоу. Таким образом, я не позволяла себе слишком отвлекаться на героев, каждый из которых тянул на себя «одеяло» повествования.

Название словно каркас не позволяет расплыться вашему сюжету. Кроме того, если вы придумали удачное, яркое, необычное название, вы чувствуете, что начали работу с высокой планки и стараетесь дальше соответствовать. Это все равно что получить «пятерку» еще до начала экзамена.

5. Неожиданный поворот

Самый секретный из всех секретных трюков при планировании рассказа :) Тссс, чтобы никто не узнал! В общем, идеальный рассказ — это когда вы аккуратно подводите читателя к тому моменту, когда он скажет «А-а-а, ну понятно, что будет дальше, я такое сто раз читал/видел в кино/слышал от друзей», и тут же делаете неожиданный поворот, после которого читатель, открыв рот от удивления, дочитывает текст. И так и остается с открытым ртом.

Влюбленные сгорают от страсти, но, желая, чтобы эта страсть длилась вечно, договариваются не касаться друг друга. Понятно же, что будет дальше? Конечно, они нарушат клятву, вы сто раз такое видели...

А вот и нет, говорит Джек Лондон, годами они будут мечтать коснуться друг друга, но однажды проснутся и поймут, что страсть ушла, а они так и не испытали высшее наслаждение. «Когда боги смеются»

Миссионер — религиозный фанатик принимается воспитывать распутную женщину. Он настолько фанатично предан религии, что ему удается заставить заблудшую душу смириться и устрашиться своих грехов. Понятно же, что будет дальше? Грешница совершит покаяние и примется за добрые дела, вы сто раз такое видели...

А вот и нет, говорит Сомерсет Моэм, однажды ночью миссионер не выдержит и подастся искушению, а потом перережет себе горло бритвой. «Дождь»

Удивите читателя, и он будет вам благодарен.

***
Было интересно? Тогда приходите за продолжением! «Крылатые рассказы» стартуют 1 марта.

Если коротко, то вот что нас ждет: преодолеваем страх «чистого листа», пишем тексты, вместе редактируем и отправляем на публикацию. Дополнительно обсудим, как перебросить мостик от рассказа к большой форме и чем вдохновлять себя на длинной дистанции.

Курс проходит в удобном онлайн-формате: 3-4 занятия в неделю (ЛЕКЦИЯ + ВИДЕОУРОК + РАЗБОР ВЫПОЛНЕННЫХ ЗАДАНИЙ в режиме ВЕБИНАРОВ). Задания будут выложены на закрытом сайте, все материалы останутся в вашем распоряжении и после завершения проекта.

ПРОГРАММА КУРСА с 1 по 24 марта

Занятие 1

Изучение рынка: для кого писать, как определить популярные тенденции, где искать идеи. Структурируем материал.

Занятие 2

Идея и сюжет, мотивация героя.

Занятие 3

Планирование рассказа, эффективные схемы. Какие ошибки писатели допускают при планировании и как их избегать.

Занятие 4

Структура рассказа: виды композиции, как «раскрасить» текст.

Занятие 5

Название и начало: как заинтриговать читателя уже на первой странице, что такое «маячки» и «жанровые маркеры» и как пользоваться этими инструментами.

Занятие 6

Все о «крючках», приемы для создания и поддержания интриги на протяжении всего текста.

Занятие 7

Фактура, детали и диалоги: учимся писать красиво и ярко.

Занятие 8

Антиштамповочная мастерская: «штамп» — хорошо или плохо,какие клише испортят ваш рассказ.

Занятие 9

Неожиданные повороты сюжета и нетривиальный финал: секреты написания запоминающейся концовки.

Занятие 10

Завершение работы: работа над ошибками, оформление рассказа для отправки в редакцию.

Занятие 11

Схема дальнейшей работы. От рассказа к книге — какой путь придется проделать. Подготовительная работа.

Занятие 12

Отправка рассказа в редакцию или подготовка к публикации в сборнике, подведение итогов.

Бонус участникам:

Свежий список изданий, порталов и конкурсов, принимающих рассказы к публикации.

Стоимость: 5500 рублей за месяц участия.

Как записаться: оставить в комментариях сообщение «Хочу на курс» и получить инструкцию по записи или отправить заявку на адрес adaria@bk.ru с пометкой «Крылатые рассказы» в теме письма и небольшим рассказом о себе и своем писательском опыте.

Еще больше информации — ТУТ!

До встречи на проекте!

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *