6 фирменных приемов Агаты Кристи, которые должен попробовать каждый!

В отпуске меня одолела «агатокристимания». Перечитав любимые с детства детективы, я выделила несколько фирменных приемов-фишек «старушки Агаты», которые можно использовать в детективе и не только.

агата кристи

Вот эти приемы:

1. Недобрая старая Англия

Речь, конечно, не только об Англии. Действие может разворачиваться в любой стране. Фишка Агаты Кристи заключается в том, что она берет за основу добропорядочные места с хорошей репутацией и добавляет «второе дно», меняет атмосферу со спокойной, расслабленной на пугающую, тревожную.

Так, в большинстве детективов задействованы дорогие отели, мирные деревушки, богатые особняки, старинные замки, корабли и поезда класса «люкс». Эти ассоциирующиеся с покоем и негой места Кристи населяет злобными призраками, достигая таким образом несколько целей:

— исполняет мечту целевой аудитории, ведь для среднестатистического читателя роскошные дворцы и экзотические путешествия представляют собой запретный плод, который очень хочется вкусить;

— играет на контрасте, ведь контраст «мирное место — жестокое преступление» сильно воздействует на читателя, побуждает его с интересом следить за развитием сюжета.

Упражнение, которое стоит выполнить прямо сейчас: вспомните три места в вашем городе, которые ассоциируются с роскошью, негой и расслаблением. Придумайте для них «второе дно»: какие ужасные преступления могут происходить на фоне этих красивых декораций?

2. Скрытный главный герой

Хорошо, предыдущий прием все же характерен только для жанра детектива. Но вот вам фишка, которую можно использовать в абсолютно любом жанре, — главный герой, скрывающий правду. Несколько раз Агата Кристи обращается к персонажу, который ведет повествование, утаивая от читателя важные для сюжета детали. Точнее, детали упоминаются с тексте, но вскользь и так, что без дополнительных, финальных, ключей невозможно понять их значимость.

Например, в романе «Ночная тьма» повествование ведется от лица героя, который женился на богатой наследнице. Образ героя выстроен так, что читатель сразу выдает персонажу огромный кредит доверия. Рассказчик кажется искренним, поэтому читатель инстинктивно не доверяет всем, кто выступает против нашего героя. В финале же оказывается, что рассказчик утаил от читателя важные подробности, которые полностью переворачивают представление читателя о герое.

При этом читатель не чувствует себя обманутым, ведь «ключи» лежали на поверхности, и другие герои предупреждали читателя о том, что не стоит верить рассказчику.

Упражнение, которое стоит выполнить прямо сейчас: придумайте героя, который может утаить от читателя информацию, полностью трансформирующую сюжет книги.

3. Честная игра

агата кристи1

Говоря о лежащих на поверхности «ключах», невозможно не упомянуть о такой фишке Агаты Кристи, как честная игра с читателем. Многие детективщики совершают следующую ошибку: прячут от читателя ключи к раскрытию преступления, опасаясь, что читатель слишком быстро вычислит преступника. Другие авторы играют тоньше, выставляют часть ключей, но читатель все равно чувствует, что его где-то обманули, ведь без специальных знаний он не может разгадать загадку детектива.

Все эти нечестные игры не про Агату Кристи. Она всегда оставляет ключи на более-менее видном месте. После прочтения финала всегда остается ощущение: «Точно, как же я не догадался!». То есть Агата Кристи дает читателю возможность максимально близко подойти к разгадке, но все же не раскрыть преступление раньше времени.

Каким образом писательнице удалось соблюдать баланс? Агата Кристи прекрасно маскирует разбросанные по тексту ключи. В больших количествах используются «копченые селедки» или ложные следы, которые ведут в тупик. Чаще всего в роли «ложной селедки» выступает мотив преступления. На главном фоне всегда лежит не тот мотив, которым руководствовался преступник.

Так, в детективе «Свидание со смертью», где убили главу большого семейства, на первом плане внутрисемейная драма. Много внимания уделяется сложностям в отношениях матери-тирана с домочадцами. При этом настоящий мотив преступления, не имеющий никакого отношения к семейным «разборкам», прячется в тени почти до самого финала.

Упражнение, которое стоит выполнить прямо сейчас: придумайте преступление, которое дает очевидные мотивы для его совершения сразу нескольким героям. Настоящий же мотив спрячьте в тень, он не должен иметь никакого отношения к ложным следам.

4. Скелеты в семейном шкафу

Совершенно очевидно, что Агата Кристи предпочитает семейные преступления. Она очень любит рыться в фамильных шкафах со скелетами. Такая семейная направленность детективов объясняется очень просто. Так называемая «смена роли» — быстрейший способ создать напряжение в тексте, вызвать страх у читателя. Все мы привыкли ожидать от семьи любви и поддержки, поэтому предательство со стороны близких людей, даже если оно происходит всего лишь в книге, вызывает приступ паники.

«Особенно сильный страх вызывает ситуация, когда человек, от которого ожидают заботы и поддержки, начинает представлять угрозу... Смена роли, когда из фигуры, олицетворяющей заботу, персонаж превращается в злодея, представляющего угрозу, всегда внушает ужас зрителю, прежде всего потому, что такая ситуация всегда неожиданна. Кроме того, зритель понимает, что жертве неоткуда ждать помощи. На бессознательном уровне смена роли возвращает нас в детство и снова заставляет испытывать страх родительского наказания.»
Уильям Индик «Психология для сценаристов»

Именно поэтому в детективе «Ночная тьма» муж убивает жену, а в детективе «Спящий убийца» брат убивает сестру.

Упражнение, которое стоит выполнить прямо сейчас: найдите для шкафа «семейный скелет»-секрет, который может стать основой преступления.

5. Трюк с подменой героев

Путаница с героями дает Агате Кристи широкое поле для маневра. Герои добровольно подменяют друг друга, используют двойников, применяют трюки с переодеваниями и производят прочие манипуляции для того, чтобы замести следы. Так, несколько раз Кристи обращается к фокусу с одеждой, когда героиня использует яркую одежду для того, чтобы притвориться другим человеком («Загадка Эндхауза», «Трагедия в трех актах», «Зло под солнцем»).

зло под солнцем

Кадр из фильма "Зло под солнцем

"

В детективе «Отель „Бертрам“» на фокусе с двойниками построена целая преступная сеть, именно благодаря двойникам преступники осуществляют невероятные аферы.

В детективе «Смерть лорда Эджвера» вся интрига вертится вокруг костюмированного розыгрыша, устроенного двумя актрисами.

Упражнение, которое стоит выполнить прямо сейчас: используйте трюк с подменой героев, прием с двойниками или фокус со сменой одежды для создания интригующего поворота сюжета.

6. Предвестники трагедии

Для создания тревожной атмосферы Агата Кристи использует невероятное количество «крючков» — предвестников грядущего преступления. Это и символы (чего стоит только шторм на море в детективе «Десять негритят»), и песни, и предчувствия, и предсказания (например, в «Ночной тьме» цыганка предсказывает жене героя скорую смерть). Чаще всего писательница не ограничивается одним приемом, она использует целый комплекс «крючков», чтобы зацепить и подогреть интерес читателя (цыганка не один раз выходит на сцену со своими жуткими предсказаниями).

«– Тому, кто его купит, оно принесет несчастье, – заявила старуха. – Запомни, моя красавица, ибо ты и вправду красивая девушка, мало радости оно принесет будущему владельцу. Эта земля проклята, проклята давным-давно, много лет назад. Держись подальше отсюда. Подальше от Цыганского подворья. Опасность и смерть таит оно для тебя. Уезжай к себе домой за океан и не возвращайся больше в Цыганское подворье. А если вернешься, не говори потом, что я тебя не предупредила.»
«Ночная тьма» Агаты Кристи

При этом у многих предвестников есть «двойное дно». Символы и предсказания — это не просто плохие знаки, обычно за ними стоит преступник, который оборачивает суеверия себе на пользу. Так, цыганка в «Ночной тьме», с одной стороны, действует по своей инициативе (она дает правдивое предсказание жене героя), с другой — вещает «по предоплате» (герой-преступник заплатил ей за предсказания, с помощью которых хотел создать нужную для преступления атмосферу).

Упражнение, которое стоит выполнить прямо сейчас: придумайте предвестник беды, который будет делом рук преступника.

P.S.: если у вас есть вопросы ко мне, пишите на адрес adaria@bk.ru с пометкой «обсудить на сайте»

Напоминаю, что вы можете бесплатно получить архив двух мастерских: «Стоп-книга: как довести до ума брошенные тексты» + «Игры стиля: как писать свободно и красиво». Для этого вам нужно приобрести мою сказку "Тайна Шоколдуньи" и оставить на нее отзыв в любой из социальных сетей или на сайте книжных магазинов Озон и Лабиринт.

«Тайну Шоколдуньи» можно приобрести тут:

Лабиринт

Озон

Автор статьи — Дарья Корж. Все материалы на сайте предназначены для индивидуального использования и защищены законом об авторском праве (ст. 9, п. 1 Закона). Копирование запрещено. Цитирование статей и материалов возможно только с обязательным указанием источника в виде активной ссылки.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal

2 comments

  • Юля

    Даша, привет!

    Спасибо за вдохновляющую подборку приёмчиков! Третий и четвёртый особенно зацепили.

    Стыдно, но я зашла на сайт не для того, чтобы почерпнуть что-то новое для своей писательской жизни, а чтобы установить с тобой связь. Написала тебе на электронную почту 19 июля. Не получив ответа, подумала, вдруг ты за это время адрес сменила. Но из этого поста вижу, что адрес прежний. Тогда остаётся два варианта: пропустила письмо либо жутко занята, что понятно.

    Даш, поздравляю с выходом книги! Чудеснейшая новость! Настоящий праздник для всех сообщников и для потенциальных читателей. Уже заказала на «Лабиринте», жду. Нет ли где-то поста, посвящённого этому событию? Вдруг ты рассказала об общении с издательством и издательском процессе.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *