76 ОТКАЗОВ

как написать книгуВ продолжение темы о тяготах писателей, которую мы обсуждали вчера... Многие авторы склонны впадать в хандру, когда не получают ответ от издательств. Отрицательный же ответ может и вовсе заставить автора отказаться от своей мечты. Буквально на днях одна знакомая, которая получила отказ редакции журнала, сказала, что это знак, и больше она не будет писать рассказы. Мол, судьба дает понять, что писательский путь не для нее...

На мой взгляд, это стремление отказаться от своей мечты при первой же неудачи не знак судьбы, а признак малодушия. От заветной мечты так просто не отказываются. Вообще, рассылка рукописи по издательствам — абсолютно механическая работа, которая не должна вызывать эмоций. Я в таких случаях ощущаю себя неким подобием робота: написала — отправила — получила согласие или написала — отправила — получила отказ — отправила по другому адресу. Помню, когда я выслала свой первый рассказ в один журнал, мне очень быстро пришел следующий ответ: «ваш рассказ не заинтересовал вас, уверены, вы способны на большее!». Возможно, следовало принять это письмо за указующий перст фатума, но я лишь пожала плечами и стала рассылать рассказ по другим редакциям. Следующие пять ответов были положительными. А теперь представим, что я бы опустила руки после первого же отказа...

Примеры известных писателей очень вдохновляют. Почти все они сталкивались с отказами и резкой критикой, но это не повлияло на их решимость продолжать писать. Посмотрите, как выглядели эти отказы и сколько их было:

«Они в целом лишены качеств, присущих настоящей поэзии» и «дефекты в них видны не хуже, чем удачные места», — так охарактеризовали редакторы первые стихи поэтессы Эмили Дикинсон.

«Очень длинно и довольно старомодно», — такую приписку получил от одного из издателей писатель Герман Мелвилл после долгих месяцев работы над книгой «Моби Дик».

76 отказов, один за другим в течение 10 лет, получил писатель Джаспер Ффорде, прежде чем одно издательство все же приняло к публикации его первый роман «Дело Джен, или Эйра немилосердия».

 "Буйная и взбаламошная проза Керуака идеально передает лихорадочное состояние битнических путешествий, но достаточно ли этого, чтобы издавать «На дороге»? Не уверен" — так ответил один издатель на рукопись писателя Джека Керуака.  Если учесть, что Керуак под действием кофе и психоактивных веществ написал роман за 3 недели и оформил его в виде свитка, в котором страницы были приклеены друг к другу скотчем, можно понять реакцию издателя. Тем не менее, другое издательство приняло рукопись, и Керуак в одночасье стал знаменитым.

«Мой дорогой друг, возможно, все, что у меня выше шеи, давно мертво, но, растерзай мой мозги, я правда не понимаю, почему этому парню нужно 30 страниц для описания того, как он ворочается в постели перед сном», - обсуждали издатели роман Марселя Пруста, высылая отказы. В итоге, одно издательство все же согласилось опубликовать первый том из цикла «В поисках утраченного времени», но за счет автора и только, если рукопись будет сильно сокращена.

60 литературных агентов отклонили рукопись романа «Прислуга» писательницы Кэтрин Стокетт. И все же одна женщина-агент согласилась представлять интересы Стокетт. Кэтрин говорит, что не сдаваться ей помогли следующие слова: «Слушайте, я не могу рассказать вам, как добиться успеха. Но я могу рассказать, как его точно нельзя добиться: постыдитесь того, что вам отказали, и отложите свою рукопись — или рисунок, песню, картину, танцевальное движение... — куда-нибудь подальше в ящик, и заприте его хорошенько. Вот это вас точно ни к чему не приведет». Результат нам известен: всего через несколько месяцев после издания роман стал бестселлером.

«Я не верю, что это кого-то захватит... Думаю, у всех будет реакция: „О, не читайте эту ужасную книгу!“», — написал издатель Герберту Уэллсу и назвал его книгу «Война миров» «бесконечным кошмаром». Хорошо, что другие издатели посчитали иначе.

«У меня нет ни малейшего представления о том, что этот человек пытается сообщить… Возможно, автор пытается быть смешным — а то и сатирическим, — но это ни разу не смешно ни на каком интеллектуальном уровне», — едко писали издатели начинающему автору Джозефу Хеллеру. Но тот не унывал: «Я знал, что роман обязательно опубликуют».  Только 22-ой издатель согласился опубликовать рукопись. Поэтому Хеллер внес небольшие изменения в название книги: из «Уловки» она стала «Уловкой-22».

23 издателя отказались публиковать роман «Дюна», над которым писатель Фрэнк Герберт трудился 6 лет. Хорошо, что 24-ая попытка принесла автору успех!

Точные данные неизвестны, но от 40 до 60 отказов за 6 лет получила писательница Мэри Хиггинс Кларк. Однажды она даже решила сжечь все свои рукописи в приступе отчаяния, но не смогла этого сделать. Злясь на судьбу, Мэри принялась работать еще усерднее — она завела железное правило вставать утром на 2 часа раньше и писать. Очередной конверт из редакции Мэри приняла за отказ и, не распечатывая, выбросила его в мусорное ведро. Но потом все же решила достать письмо из мусора и распечатать. Внутри было согласие на публикацию рассказа.

Вспомните об этих примерах, когда в следующий раз решите сдаться. Пережить 76 отказов — а вам слабо?

P.S.: На следующей неделе мы будем обсуждать приемы, помогающие лучше узнать главных героев. Не пропустите!

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal

9 comments

  • Victoria

    76 отказов!!!

    Да, мне было бы слабо. Я вообще чувствительна к этому делу (что странно, ибо двоек-троек у меня в школе было завались). Настолько чувствительна, что перестала писать стихи после того, как на универском конкурсе председатель комиссии (пришлашённый препод из инста русского языка), отставив мизинчег и заломив бровь, сказал «Ваши стихи нормальные люди понять не смогут. Уберите все метафоры, мифологемы, исторические аллюзии и прочее». А потом прошёлся по каждому стиху.

    Так метафоры раз и навсегда ушли из моей жизни, причём вместе со способностью а) рифмовать свои б) воспринимать чужие. Хотя если бы не это, я вряд ли принялась бы со временем за прозу...

  • Дарья Корж

    Никогда не понимала, что движет такими людьми, как ваш преподаватель... Честно говоря, в моей молодости тоже случился похожий казус. В 9-м классе я активно писала стихи под Ахматову, и мой друг уговорил меня показать стихи его учителю литературы, заслуженному поэту. Я потом долго помнила, как заслуженный поэт, брезгливо держа кончиками пальцев мою тетрадь со стихами, дал милосердный совет: «Никогда не пишите стихов, у вас совершенно нет способностей!». Несколькими месяцами позже другой заслуженный литератор, напротив, приободрил меня, сказав, что, если я буду работать над собой, у меня все получится. Он, мол, видит крупицы таланта... Угадайте, чей отзыв меня вдохновил Вот по этой причине в сообществе мы-пишем запрещена жесткая критика!

    • Ксения

      мне кажется самое страшное пережить критику от человека, мнение которого для тебя дорого. А большинство редактор — издателей мы не знаем лично, и еще не факт, что они бы написали лучше :-))) Это я себя так поддбадириваю :-)

  • Наталья

    Читала, что Джоан Роулинг тоже отказали почти все издательства, мотивируя тем, что на детских книгах нельзя заработать))

    Хорошо, что Ффорде не сдался, у него замечательное фэнтези с налетом постмодерна!

    Что касается себя, то я невероятно чувствительна к отказам. Когда начинала писать статьи для сайта, то заходя в систему для авторов, каждый раз переживала, не отклонил ли мою статью редактор.

    Еще недавно проходила тренинг по копирайтингу, и преподаватель отозвался о моих текстах «вот этот неплох, вот этот слабее, этот банальный», то вообще расплакалась. Правда, это не из-за критики (она была заслуженной и в деликатной форме), а из-за усталости и ощущения того, что что я не смогу писать лучше, и все бесполезно.

    • Дарья Корж

      Да, с Джоан Роулинг тоже яркий пример)

      Наталья, а зачем придавать такое значение отказам? Одним не понравилось, другим понравится. Если всем не понравилось, нужно писать дальше. Но ничего личного в отказах нет. Просто нужно делать выводы из неудач и идти дальше.

  • Ирина

    Очень много отказов получил Стивен Кинг, он начал бомбардировать издательства еще будучи подростком и, получив первый отказ, вбил в стену комнаты гвоздь, куда стал вешать все письма с отказами от редакторов и издателей. Стопочка росла, но Кинг, как мы знаем, не сдался.

    А потом описал это и многое другое из своей работы над книгами в произведении «Как писать книги. Мемуары о ремесле».

    • Дарья Корж

      Интересный пример с гвоздем) А мне еще понравилось, как сценарист Александр Молчанов записывал свои попытки продать сценарий на старых обоях)

  • Оксана Глазнева

    К сожалению, все эти примеры из жизни европейских и американских авторов. Это у них там можно найти 76 изданий. Я готова пережить отказы, это сопутствующее для нашей профессии. Но. Мне отказали четыре и я, честно говоря, уже не представляю где найти еще 72 издания.

  • Читала, что Антон Павлович Чехов получил 200 отказов, прежде чем его начали печатать...

    В 1987 году «Студенческий меридиан» напечатал подряд 2 моих штучки — рассказ на 1 страницу и миниатюру из 3-4 предложений. Это меня окрылило, я отправила рассказ в журнал «Работница», получила отказ, причем теперь-то я понимаю, что очень мягкий, но на меня это так подействовало... Дарья, где Вы были тогда с этой статьей? Столько времени потеряно...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *