8 уроков писательства Джонатана Страуда

Джонатана Страуда, автора «Трилогии Бартимеуса» и детективной серии «Локвуд и компания», я полюбила сразу и безоговорочно, как только прочитала роман «Кричащая лестница». Яркие, необычные персонажи, потрясающий антураж, логичный сюжет — за всем этим чувствуется масштабная подготовительная работа и четкое планирование (все то, что я сама люблю). Неудивительно, что мне захотелось больше узнать о том, как Страуд работает над своими книгами. Встречайте 8 уроков писательства Джонатана Страуда, подготовленные по его интервью.

straud1

1. Найди свой график работы над книгой

В одном из интервью два писателя — Рик Риордан и Джонатан Страуд — обсуждают стадии работы над книгой. Там Джонатан признается, что не только выделяет отдельно каждую стадию, но и дает им наименования, чтобы лучше понимать, где закончился один этап работы и начался другой.

"На ранней стадии проекта я делаю наброски, собираю материал, продумываю композицию. Этот период я мысленно называю «эпоха капуччино», так как она напоминает распространенное представление о писателе, который в черной водолазке шатается по разным кафетериям, делая ленивые пометки в писательском дневнике. После этого наступает следующая стадия, которую я именую «подготовкой к войне» — здесь я пробую написать некоторые сцены, тестирую сюжет, смотрю, кто из героев нежизнеспособен, от каких идей стоит отказаться. Затем наступает «стадия первого черновика». Мне постоянно кажется при этом, что было бы лучше пропустить «подготовку к войне» и сразу перейти к делу, но мне никогда не удается миновать подготовительную стадию. Видимо, мне требуется время на то, чтобы понять, что из задумок сработает, а что — нет. Конечно, самая любимая стадия — это интенсивная работа над первым черновиком, когда я ставлю перед собой цель (правда, часто не достигаю) — писать 25 страниц в неделю."

Берем на заметку: оцените свои этапы работы над книгой. Мысленно вернитесь к последним написанным произведениям и постарайтесь вспомнить, как вы начинали работу, что стимулировало приток вдохновения, какие закономерности вы можете выделить, как происходила отбраковка идей. Например, если лучше всего вы работали тогда, когда выделяли минимум неделю на сбор материала, нужно обязательно включить в ваш писательский график «отборочный этап». Выделив постоянно повторяющиеся моменты, вы сможете более эффективно выстроить работу над следующим произведением.

2. Подумай, что взять в писательство из своей профессии

Не секрет, что профессиональные писатели прежде, чем стать таковыми, занимались чем-то другим. Страуд утверждает, что, если хорошенько подумать, можно обнаружить, что ваша профессия повлияла на вашу писательскую карьеру куда сильнее, чем могло показаться. Скорее всего, вы извлекли некие очень полезные уроки из вашего прошлого.

«Прежде чем стать профессиональным писателем, я работал редактором детской литературы. На самом деле, я никогда не правил конкретно художественную прозу — мне приходилось иметь дело с нон-фикшн, но и эта область научила меня тому, как правильно складывать слова в предложения. Но лучшее, что я вынес из прежней работы, — так это расслабленное отношение к редактуре. Ведь я привык к тому, что перед изданием книгу без конца редактируют и переписывают. Я считаю, что именно этот опыт помог мне сделать карьеру в писательстве.»

Берем на заметку: подумайте, чему хорошему вы научились в своих прежних амплуа и чем это может помочь вам в писательстве.

3. Дай героям пообщаться

Страуд утверждает, что при всем тщательном подходе к планированию лучшие шутки, диалоги, сюжетные находки случались тогда, когда он пускал ситуацию на самотек. Точнее, передавал слово персонажам.

lokvud

«Думаю, что „вау“-моменты чаще всего происходят тогда, когда ты сталкиваешь двух героев вместе и просто даешь им возможность пообщаться. Мне удавалось добавить огоньку в романы серии „Локвуд и Ко“ благодаря тем сценам, когда я ставил двух юных экспертов компании на крыльцо населенного призраками дома и давал им минутку на разговор. Они сразу принимались подкалывать друг друг, давали имена обнаруженным призракам, шутили, стараясь скрыть растущее напряжение. Пара страниц такого активного общения, и я обретаю вдохновение: мне сразу хочется выяснить, что будет дальше. Было время, когда я не понимал, как работает придуманный мною мир, не мог подобрать ключ к нему, тогда мне пришлось написать несколько сцен с общением, чтобы выяснить это. Некоторые из этих сцен, например, собеседования Люси в других паранормальных агентствах, не вошли в конечный вариант книги, но они помогли мне нащупать конкретику.»

Берем на заметку: чтобы лучше понять придуманный мир, больше выяснить о нем, поместите героев в опасную или, по крайней мере, напряженную сцену и послушайте, что они будут говорить друг другу. Этот способ работает и на начальном этапе, и на стадии «великого срединного болота», когда вы столкнулись с первым кризисом.

4. Начни книгу с самой активной и захватывающей сцены

Джонатан Страуд начинает свои книги очень резко. Никакой подготовки читателя, никакого предварительного погружения в фантастический мир... Чаще всего уже на первой странице герои вламываются в заброшенный дом, дают отпор призракам или другим ужасным существам, ввязываются в опасное приключение. Страуд уверен, что писателю, и уж тем более читателю, вовсе не нужно время на раскачку.

«Я, как и все вы, читал множество книг, где тебя просто клонит в сон от обилия ненужной информации в самом начале, когда автор занудно объясняет концепцию своего мира. Не нужно этого делать. В реальной жизни все происходит совсем иначе: мы сначала делаем что-то, а потом обдумываем результат. Мы постоянно выясняем какие-то нюансы уже по ходу действия. Не вижу причин, почему в придуманном мире все должно быть иначе»

Берем на заметку: дайте героям совершить что-то выдающееся/захватывающее/необычное уже на первой странице рукописи.

5. Пиши о том, что тебе интересно

Страуд явно из тех писателей, которые, не найдя идеальную книгу, решили написать ее самостоятельно. Он признается, что на первый план всегда ставит свои личные читательские интересы. Например, цикл «Локвуд и Ко» он задумал таким страшным просто потому, что всегда любил страшные истории.

«Долгие годы я мечтал написать рассказы о привидениях. В детстве, да и сейчас, я обожал классические английские рассказы о привидениях с этой их пугающей атмосферой, саспенсом. Они шикарны! Но как читатель могу признаться, что, читая подобное, спустя какое-то время начинаешь уставать от постоянного напряжения и тоски. Да, всего этого навалом в таких историях. Но есть и мистические рассказы, в которых у тебя нет ощущения, что нужно пойти почитать что-то более жизнеутверждающее. Это тот эффект, к которому я и стремился: смешать ощущение испуга, когда ты вступаешь в темный дом, где тебя встречает нечто ужасное, с неспешной и юмористической интонацией рассказчика, которая дает читателю возможность подзарядить батарейки. Таким образом, ты читаешь про смерть, духов, но все это не вводит тебя в уныние — поэтому я и даю своим протагонистам шпаги и оружие, чтобы можно было дать отпор призракам. Я не люблю дисбаланс, мне нравится, когда темное и светлое выступают на равных.»

Берем на заметку: подумайте, что вам всегда хотелось исправить в любимых книгах, что было не так даже в самых расчудесных рассказах и романах. Альтернативные концовки, настроение, детали, сюжетные повороты, другие герои — попробуйте выписать недостающие элементы на отдельный лист бумаги и придумать, как смешать эти элементы.

6. Консультируйся с читателями

При всем том, что Страуд в первую очередь ориентируется на собственные интересы, он не забывает спросить мнение целевой аудитории. К примеру, его 8-летняя дочь подсказала ему идею «записочной скатерти». Юные охотники на привидений, живущие в старом особняке, используют скатерть для коммуникации.

straud

«Я сразу понял, что предложение дочери дает интересные возможности. Записочная скатерть несет юмористическую функцию (Джордж пишет на ней непристойности и рисует неприличные картинки), а также для серьезных размышлений и для срочных сообщений. Кроме того, она дает экскурс в жизнь героев, помогает лучше понять их характеры и играет важную роль в сюжете. Это та деталь, которая становится все более важной от книги к книге.»

Берем на заметку: найдите в своем окружении 1-2-х потенциальных читателей. Дайте им прочитать то, что вы написали, или просто призовите к мозговому штурму. Узнайте, что они думают о ваших героях, интересен ли им сюжет. Задавайте наводящие вопросы, уточняйте, правильно ли они поняли заложенный смысл, и вообще всячески тестируйте на них свои идеи.

7. Мешай реальность и выдумку

Уникальность цикла «Локвуд и Ко» заключается в том, что Страуду удалось создавать удивительно реальный мир на несуществующей основе. По сути, это альтернативная история. Страуд пишет про Лондон 19 века, который никогда не существовал на самом деле. Писатель не заботится об исторической точности деталей, его задача — передать атмосферу.

«Когда ты пишешь фэнтези, очень удобно отталкиваться от реально существующих локаций — это помогает сделать выдуманный мир более достоверным. Действие всех моих историй происходит в Лондоне. Я пишу о настоящих дорогах и реально существующих зданиях. Но поверх реального пласта я накладываю фантастический — привидения, джинны — и смотрю, как они взаимодействуют. Собирая материал для романов, я использую легенды и фольклор в качестве отправной точки. Например, серебро, железо и соль действительно использовались для защиты от злых духов в течение многих веков. Продолжая традиции, я делаю свои тексты более весовыми. Но в известные факты я обязательно добавляю что-то свое.»

Берем на заметку: подумайте, какие реальные детали, люди, локации добавят достоверности вашим историям. Записывайте малейшие детали, собирайте интересные факты, чтобы потом, добавив немного выдумки, превратить их в волшебные декорации к вашим книгам.

8. Используй саспенс

Страуд — отменный мастер наращивания напряжения. Само собой, это мастерство, которое не падает на писателя с потолка, а наращивается годами.

lokvud1

«Хороший саспенс строится медленно. Любой дурак может шокировать аудиторию, показав обезображенный труп: но, что в книгах, что в фильмах этот эффект быстро сходит на нет, аудитория устает от постоянного шока. Куда лучше постепенно доводить напряжение до высокого градуса, создавая нужную атмосферу с помощью правильно подобранного антуража, апелляции ко всем органам чувств, повествования от первого лица, слухов, мелочей, подмеченных краем глаза. Золотое правило саспенса гласит: не показывай сразу слишком много, прибереги что-нибудь по-настоящему страшное „на посошок“. Если вы все сделаете правильно, ваша аудитория, молодая или возрастная, будет приплясывать от нетерпения и страха, сидя на краешке кресел и подавшись вперед.»

Берем на заметку: обдумайте заранее, как выстроить напряжение в тексте. Выпишите на мини-памятку детали и крючки, которые вы планируете включить в следующие сцены.

***

Автор статьи — Дарья Корж. Все материалы на сайте предназначены для индивидуального использования и защищены законом об авторском праве (ст. 9, п. 1 Закона). Копирование запрещено. Цитирование статей и материалов возможно только с обязательным указанием источника в виде активной ссылки.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal

2 comments

  • Спасибо, Дарья!

    Статья очень интересная. Заметила, что этапы написания книги у меня совпадают, только я не выделяла их в этапы... И вообще, размыты они у меня. Например, сейчас начала писать книгу, первые мысли о которой появились полтора года назад. Тогда даже написала первую сцену, А вернулась к ней только сейчас. Но тоже, с месяц, наверное, обдумывала, прежде, чем начать писать.

    • Дарья Корж

      Ирина, спасибо. Конечно, у вас, как у практикующего автора, тоже есть свое деление на этапы. Если вы постараетесь четко отследить, где и когда один этап сменяется другим, это станет хорошим подспорьем в работе ;)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *