Чего хочет герой и почему так мало?

— Кукушка, кукушка, сколько мне жить осталось?

— Ку...

— А почему так ма...

Анекдот

Благодаря Курту Воннегуту мы все знаем, что «каждый герой должен чего-то хотеть, пусть даже стакан воды». Понятно, что без четко сформулированного желания у героя не будет мотивации что-либо делать, а значит, сюжет получится рыхлым и вялым. Соответственно, наличие мечты у героя — один из ключей к успеху. Между тем, мы редко задумываемся о том, что наличие нескольких сильных желаний — это уже не один ключ, а целая связка! Если эти желания еще и вступают в противоречие, успех обеспечен.

желания героя1

Хочу много тортиков и чтобы не толстеть!

Вот писатель Натан Брэнсфорд интересно рассуждает о противоречивых желаниях персонажа:

«Во многих книгах, особенно в жанровой прозе, мотивация уже встроена в сюжет. Вспомните фэнтези книги из разряда „спасти принцессу“. Протагонист хочет спасти принцессу. Мотивация налицо.

Но куда лучше, если герой книги лелеет больше одного желания, причем эти желания вступают в противоречие. Главный герой может мечтать о том, чтобы спасти принцессу, но одновременно он может также положить глаз на королевский трон, таким образом, возможно, в конце повествования ему придется выбрать, что для него важнее. Идеальный вариант — герой, у которого есть несколько желаний, и столкновение этих желаний приводит к внутреннему конфликту, так что герою приходится не просто преодолеть внешние преграды, чтобы исполнить желания, но и выиграть битву с „внутренним драконом“, разрешить внутренний конфликт желаний.

Проиллюстрируем сказанное примером в духе Супер Марио Бразерс.

Приемлемый вариант: водопроводчик Марио хочет спасти принцессу.

Лучше: водопроводчик хочет спасти принцессу и одновременно взять верх над братом в зеленой одежде, который преследует ту же цель.

Идеально: водопроводчик хочет спасти принцессу и одновременно взять верх над братом в зеленой одежде, который преследует ту же цель, но, хотя наш водопроводчик храбрится, в глубине души он отчаянно трусит из-за тайного предчувствия, подсказывающего ему, что контролирующая игру сила жаждет его гибели.

Каждый раз, когда вы озвучиваете читателю мечты героя, связанные с внутренними или внешними испытаниями, будь то спасение принцессы, налаживание отношений с родителями или поимка белого кита, вы создаете „арку персонажа“»

То есть можно резюмировать сказанное: набор противоречивых желаний нужен для того, чтобы...

1. Продвигать сюжет вперед. Причем не просто продвигать, а создавать невероятные сюжетные коллизии, благодаря которым читатель не сможет оторваться от книги.

Возьмем, к примеру, «Унесенных ветром». Скарлетт хочет, чтобы ее возлюбленный Эшли сделал ей предложение. Но так как Эшли собирается жениться на другой, Скарлетт становится объектом насмешек со стороны окружающих. Теперь она мечтает положить конец злым сплетням и выйти замуж за брата невесты Эшли. Таким образом, у Скарлетт два прямо противоположных желания: заполучить Эшли и выйти замуж за другого.

При этом Скарлетт все же не теряет надежды добиться изначальной цели и полагает, что она все равно сможет держать руку на пульсе, став женой другого. Тем более, что ее муж почти сразу после свадьбы погибает на фронте. Однако на пути к мечте возникают новые препятствия. Во-первых, Эшли тоже ушел на фронт. Во-вторых, Скарлетт ждет ребенка. Сюжет продолжает развиваться самым интригующим образом.

2. Создать многомерный «3D» характер. Была бы Скарлетт так интересна читателю, если бы ее единственным желанием было заполучить Эшли? Едва ли. Но Скарлетт раскрывается с разных сторон. Помимо любви, она мечтает также стать богатой, чтобы сохранить родовое поместье и ни в чем не нуждаться («Я обнаружила, что деньги — самое важное на свете, и бог мне свидетель, я не желаю больше жить без них»), и одновременно хочет заслужить всеобщую любовь, прослыть благородной дамой («Ах, какою леди до кончиков ногтей она станет, когда у нее опять появятся деньги!»). Таким образом, два противоречивых желания заставляют Скарлетт стать двуликим Янусом. Читателю же интересно наблюдать за тем, как героиня проявляет себя то с самой положительной, то с отрицательной стороны.

MCDGOWI EC004

3. Сделать персонажей яркими и узнаваемыми. Причем это касается не только главных, но и второстепенных героев, чьи желания также вступают в конфликт. Возьмем, к примеру, служанку Скарлетт — Мамушку. Мамушка, с одной стороны, хочет видеть Скарлетт замужем за солидным человеком, а так как Ретт Батлер, в ее представлении, никак не соответствует образу джентльмена, она не стесняется высказывать недовольство этим браком. С другой стороны, Мамушка мечтает о том, чтобы ее любимая хозяйка была по-женски счастлива, поэтому любовь Ретта к Скарлетт и дочери Бонни заставляет ее признать брак. Плюс, у строгой няни Скарлетт обнаруживается маленькая «слабость» — искушение в виде нижней юбки из красной тафты. Поменяв отношение к Ретту Батлеру после рождения дочери Бонни, Мамушка соглашается принять его подарок.

— Нехорошо это, мистер Ретт! О господи! — слегка взвизгнула Мамушка и, отступив на ярд, скромно приподняла на несколько дюймов подол и показала оборку нижней юбки из красной тафты.

— Долго же вы раздумывали, прежде чем ее надеть, — буркнул Ретт, но черные глаза его смеялись и в них поблескивали огоньки.

— Да уж, сэр, слишком даже долго.

Благодаря «набору противоречивых желаний» даже второстепенные герои, как мы видим, становятся живыми, приобретают реалистичные черты, остаются в памяти читателя.

В общем, вывод очевиден — формула «противоречивые желания героя = интересный сюжет» работает. Проверим ее на практике?

→ Тогда такое задание.

Проверьте героев на наличие противоречивых желаний. Напишите, чего хотят ваши главные герои, вступают ли эти желания в конфликт между собой. Проверьте на примере одного из персонажей следующее - ВСЕ ли желания героя конфликтуют друг с другом?

Например, если мы объединим желания Скарлетт по группам, то получаются следующие группы: а) добиться Эшли б) получить признание/сохранить авторитет (сюда же входит желание оставаться первой красавицей, привлекать внимание мужчин, быть первой леди и т.д.) в) стать богатой (сохранить Тару, не нуждаться в деньгах, обеспечить родных и т.д.).

Все три группы конфликтуют. Например, желания «добиться Эшли» и «получить признание в обществе» не совместимы, так как, чтобы сохранить признание, Скарлетт приходится выйти замуж за нелюбимого мужчину.

Желания «добиться Эшли» и «стать богатой» также расположены на разных полюсах. Чтобы нажить состояние, Скарлетт приходится использовать нечистые методы, которые Эшли уж точно не может одобрить. В свою очередь, нежелание и неумение Эшли делать деньги из воздуха Скарлетт воспринимает как слабость, поэтому в итоге разочаровывается в возлюбленном.

Что уж говорить о желаниях «стать богатой» и «добиться признания»! Скарлетт понимает, что не может оставаться леди и сохранять репутацию изысканной южной дамы, если она мечтает о деньгах. Она надеется, что, заработав деньги, сможет восстановить репутацию, но со временем понимает, что «старая гвардия» никогда не примет ее обратно.

А что с желаниями вашего героя? Сколько желаний вы насчитали?

⇒ ⇒ ⇒ P.S.: Для тех, кто интересуется курсом по рассказу, — прошу прощения, не всем успела ответить. Но есть прекрасные новости: набор на курс начнется уже завтра. Соответственно, завтра же появится анонс со всеми подробностями. Да здравствует активная весна!:)

Все материалы на сайте предназначены для индивидуального использования и защищены законом об авторском праве (ст. 9, п. 1 Закона). Копирование запрещено. Цитирование статей и материалов возможно только с обязательным указанием источника в виде активной ссылки.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal

One comment

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *