Делись, не делись... Что писателям лучше держать при себе!

С некоторых пор я никогда не задаю знакомым писателям этот вопрос: «Над чем ты сейчас работаешь?» (или «Какие у тебя творческие планы?»). Дело в том, что при ответе авторы обычно впадают в две крайности. Одни начинают нудно и детально рассказывать про свои книги (сразу вспоминается анекдот: "зануда — это человек, который на вопрос «как твои дела», начинает действительно рассказывать, как у него дела), другие идут на попятную: «Что я пишу? Да ничего я не пишу!! Так, пописываю ни о чем». Одни готовы вывалить на собеседника тонны нужной и ненужной информации и при этом ждут активной обратной связи ("Нет, ты не поняла, как устроена политическая система на Ипсилоне Андромеды, сейчас я тебе объясню...). Другие панически боятся, что их гениальную идею украдут.

А как правильно? Я для себя выделила следующую информацию, которой можно и нужно делиться с коллегами и родными:

1. Намерениями написать книгу

Хотя многие суеверно скрывают, что пишут книгу, на деле проще сразу официально объявить о своем намерении стать писателем. Во-первых, это удобно: не придется придумывать ответы на вопрос «что ты там пишешь?» или сохранять файл с рукописью под названием «годовой отчет ООО „Ромашка“». Во-вторых, это такой вызов, который вы бросаете сами себе, причем окружающие выступают в роли свидетелей. Назвался писателем — издавай рукопись! В-третьих, такое признание дает вам право войти в круг «своих» — активно участвовать в писательских форумах, конкурсах, общаться с коллегами на сайтах и т.д. Все лучше, чем прятаться по углам.

2. Полезной информацией и советами

Отдавая энергию, вы получаете энергию. Утаивая интересную информацию и новые знания, вы словно перекрываете канал. Лучше держать каналы открытыми — прочитали крутой учебник по писательскому мастерству, поделитесь знаниями с коллегами, обменяйтесь рецензиями, обсудите новости в писательском мире. Новые мнения помогают всегда сохранять бодрый боевой настрой и аккумулировать идеи.

3. Проблемами

В одиночку сражаться с писательскими монстрами тяжелее. Пока вы киснете, думая, что только вам пришлось споткнуться на сложной сцене или застрять в процессе сбора материала (какого черта про этого Людовика IV столько всего написали!), ваши собратья переживают те же самые кризисы. Объединив силы, вы сможете быстрее найти выход, да и вообще приободритесь: не только вам удается выкраивать крохи времени на писательство, другие тоже пишут как придется и где придется... И тоже перелопачивают кипы биографий проклятого Людовика.

4. Мнением

Если вы писатель, шлифуйте речь. Готовьтесь к тому, что у вас должна быть аргументированная точка зрения на самые актуальные писательские вопросы. А как вы собрались участвовать в конференциях, брифингах и встречах с читателями? Лучше заранее решить, что вы думаете по поводу детективов Джоан Роулинг, новых платформ самиздата, антипиратских законов и кражи продолжения «50 оттенков серого». И не только решить, а красиво подкрепить свое мнение фактами, для чего полезно постоянно штудировать новостные сайты и блоги известных писателей и редакторов. Находясь в гуще событий, вы подпитываете творческий канал, а это значит, что куча приятных бонусов вам обеспечена.

5. Завлекалочками

Держите фанатов и почитателей вашего творчества на крючке. Как?! У вас нет фанатов? Пора обзавестись ими. Или вы думаете, добрый дядя в издательстве будет днями и ночами думать, как бы лучше продвинуть вашу книгу в соцсетях? А может быть, вы ждете, что новость о вашем дебютном романе появится на всех билбордах города? Не хочу вас расстраивать, но вряд ли стоит на это рассчитывать.

Создавайте свой фан-клуб самостоятельно. Для этого уже сейчас, пока вы только пишете книгу, заведите сайт или страничку в соцсетях, где вы будете делиться информацией о своих успехах. Поставьте за правило 2-3 раза в неделю писать о своих героях, новых поворотах сюжета, выкладывать подходящие иллюстрации или смешные картинки о тяжкой жизни писателя, буктрейлеры или видео-касты.

А вот этим, как показывает опыт, делиться не стоит:

1. Щедрой критикой

Когда вы объявите, что пишете книгу (я уж молчу про то счастливое время, когда вашу книгу опубликуют), готовьтесь, что к вам потянутся коллеги, жаждущие критики. «Скажи правду, я не боюсь разгромных рецензий!» — гордо заявляют такие авторы, но на первый же ваш робкий совет в духе «все прекрасно, но про Золушку уже кто-то писал...» вас закидают камнями: «Да ты просто не понял идею! Это не ЗОлушка, а ЗолУшка, это новое слово в искусстве!». Если вы попробуете продолжить, вас внесут в список врагов, которых «расстрелять на месте». Если пойдете на попятную, забросают произведениями в том же духе. В общем, никогда не соглашайтесь прочитать и покритиковать чью-то работу. Отделывайтесь фразой «Я пока не настолько продвинутый автор, чтобы оценить такой сложный и талантливый текст!».

Из личного опыта: когда я только начинала работать на площадках mi-pishem, я добросовестно отвечала на письма с просьбой посмотреть рукопись этак на 80-100 страниц. Мягкая критика отвергалась авторами с подробным объяснением причин, почему критика здесь неуместна. В итоге, на такую переписку уходили часы моего личного времени. Сейчас я с большим почтением отношусь к своему времени, тем более, рецензирование — это часть моей работы. Но даже если ваша специальность далека от работы рецензента, подумайте о том, чтобы потратить время на свое творчество, а не на тщательный анализ, который, скорее всего, отправится в помойку.

Из «Автобиографии Агаты Кристи»:

«Я никогда не соглашалась на просьбы — а ко мне обращались с ними сотни раз — прочесть чью-нибудь рукопись. Во-первых, стоит согласиться лишь однажды — и у тебя уже не останется времени ни на что другое, ты только и будешь что читать чужие рукописи. Но главное — я не считаю, что писатель может быть компетентным критиком. Его возможности сводятся к тому, что он объясняет, как бы написал это сам, но ведь каждый пишет по-своему и по-своему себя выражает.

К тому же меня пугает мысль о том, что я могу ненароком обескуражить человека и у него опустятся руки. Один добрый друг показал рукопись моего раннего рассказа известной писательнице. По прочтении его дама с сожалением, но твердо вынесла вердикт: писателя из этого автора не получится никогда. На самом деле, хоть, будучи не критиком, а писательницей, она себе в том отчета и не отдавала, она, скорее всего, имела в виду, что автор прочитанного ею рассказа пока еще незрелый писатель и что публиковать его вещи рано. Критик или издатель на ее месте обнаружили бы большую проницательность, так как их профессия — находить побеги, из которых что-нибудь может вырасти. Вот почему я не люблю выступать в роли критика — боюсь причинить вред».

2. Сюжетами

Не потому, что вокруг вас так и вьются плагиаторы, мечтающие украсть ваш гениальный сюжет. Нет, основная причина, по которой сюжет лучше держать в тайне, куда более тривиальна: ни одна задумка в кратком пересказе не способна поразить воображение собеседника (за редким исключением!).

Из «Автобиографии Агаты Кристи»: 

Дело в том, что писателю очень трудно выразить в устной речи свой замысел. С карандашом в руке или за пишущей машинкой — другое дело, тогда вещь получается почти такой, какой станет в окончательном виде, но рассказать то, что ты только еще собираешься написать, почти невозможно, во всяком случае, для меня. В конце концов, я поняла, что пока вещь не написана, о ней никому нельзя рассказывать. 

3. Сплетнями и негативом

Писательский мир тесен, поэтому портить отношения с кем-то без особых на то оснований не стоит. Сегодня вы хохмы ради напишете в блоге, что издательство N выпускает вместо книг иллюстрированную туалетную бумагу, а завтра вдруг решите отправить в N свою рукопись. И как это будет выглядеть? Я лично знаю директора по персоналу (правда, он работает не в издательском бизнесе), который при выборе новых сотрудников ориентируется на их страницы в соцсетях. Этот господин несколько отказов связал с непрезентабельным поведением будущих кадров в интернете. Так что бывает всякое и лучше подстелить соломку заранее.

4. Написанными текстами (целиком)

Хочется поделиться своими творениями в сети, пожалуйста. Выкладывайте начало, продолжение, только не концовку. Золотое правило активности писателя в соцсетях гласит: ¾ текста — этого достаточно для того, чтобы понять реакцию читателей, обрести поклонников и хейтеров и попробовать привлечь интерес издателей. Выложенный целиком текст теряет свою ценность, что и понятно. Гугл все помнит, а значит, впоследствии вам не удастся продать то, что уже лежит в бесплатных архивах.

***

→ Резюмируем: делиться все же лучше, чем не делиться. Так что, если вы начинающий автор или писатель в кризисе, попробуйте предпринять следующие шаги: шаг 1 — публично объявляем о намерении написать книгу (например, в проекте 365 в сообществе mi-pishem); шаг 2 — формулируем проблемы, мешающие творить, и ищем помощи у единомышленников; шаг 3 — принимаемся сразу же (!) реализовывать полученные советы (читаем книги по писательскому мастерству, пробуем интересные приемы, готовим зарисовки); шаг 4 — пишем отчеты о проделанной работе (другу, коллегам в сообществе, читателям блога); шаг 5 — стараемся регулярно поддерживать обмен энергией — обмениваемся новостями, читаем статьи и книги о писательском мастерстве, интервью с известными авторами и т.д.

При таком подходе любой кризис подожмет хвост и уберется восвояси, туда, где авторы не развивают такую активность и предпочитают тухнуть в болоте прокрастинации. Скатертью дорога!

***

А я, коллеги, в свою очередь, обещаю делиться здесь интересными статьями и новостями. В частности, в ближайшее время расскажу о том, какие удачные приемы встречаются в современных женских романах и как я успеваю читать много книг. А кроме того, наконец выложу расписание на конец июня—август. Интересующимся уже сейчас могу сказать, что набор на курс «Крылатые рассказы» начинается с 30 июня. Немного терпения, все подробности появятся уже на днях.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal

One comment

  • Спасибо! Примем к сведению. Особенно, выкладывание в интернет... У меня так и получилось. Повесила на своей странице единственное большое свое произведение, а его растащили по библиотекам...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *