ДЕТЕКТИВЫ ПО-КОРОЛЕВСКИ: 5 УРОКОВ ПИСАТЕЛЬСТВА МЭРИ ХИГГИНС КЛАРК

Помню, впервые я узнала об этой писательнице из журнала «Караван историй», где очень слезно рассказывали про то, как мать пятерых детей по ночам писала книги на кухне. На самом деле, путь к успеху Мэри Хиггинс Кларк простым не назовешь.

Овдовев в 35 лет, многодетная мать стала в отчаянии искать источники заработка и решила попробовать зарабатывать на жизнь книгами. Идея хорошая, вот только судьба не сразу согласилась признать Мэри в качестве писательницы. В этой статье про отказы я говорила о том, за 6 лет кропотливого писательского труда Хиггинс Кларк получила от 40 до 60 отказов! Впечатляет, правда? Однако упорство все же помогло добиться успеха, и теперь Кларк называют «королевой детективов», а критики говорят, что ее детективы написаны по классическому образцу.

Сегодня тиражи ее книг зашкаливают за 100 миллионов экземпляров. Хиггинс Кларк удостоилась множества премий и наград, а одна американская ассоциация даже учредила награду ее имени для начинающих писателей, работающих в жанре детектива/триллера. Конечно, многие хотели бы повторить ее успех. Между тем, писательские правила Хиггинс Кларк достаточно просты:

1. Забудь о сексуальных сценах, сценах насилия и ругательствах.

Детективы Хиггинс Кларк потому и называют классическими, что они написаны в сдержанной манере. В ее книгах вы не встретите ругательств и крепких словечек. Она не заостряет внимание на сценах изнасилования, не позволяет героиням извиваться от боли под хлыстом, не позволяет героям выбивать друг другу челюсти. Если нужно описать убийство, Х.К. действует крайне тактично. Достаточно одного-двух предложений. Пугающего эффекта она достигает за счет намеков и «крючков». Она всегда говорит, что ориентировалась на Хичкока, в фильмах которого звук капающей воды может нагнетать больше ужаса, нежели выстрел из пистолета в лицо. «В конце-концов, — говорит Х.К., — Конан Дойль и Агата Кристи как-то обошлись без секса в своих книгах».

2. Бери за основу факты.

Х.К. не ждет, когда к ней нагрянет самая фантастическая идея всех времен и народов. Она берет за основу реальные факты и домысливает их. Например, один из детективов она написала после того, как узнала об интересном законе — если в доме, выставленном на продажу, было совершено убийство или другое преступление, продавец обязан уведомить об этом покупателя. Мэри Хиггинс Кларк признается, что всегда внимательно смотрит новости: «Я всегда использую ту из новостей, которая может стать неплохой идеей для книги». Более того, если какое-то судебное дело кажется по-настоящему необычным, Х.К. старается изучить все источники, читает доказательства и пытается определить, кто из свидетелей говорит правду, анализирует возможные мотивы.

3. Учись умению строить сюжеты у известных писателей.

Прежде чем стать королевой жанра, Х.К. перечитала других «королей», от сестер Бронте до Эдгара По. Она прекрасно понимала, что, прежде чем создать что-то новое, нужно изучить уже существующие законы. Так, Мэри Хиггинс Кларк рассказывала, что, когда она писала «Плач в ночи», она ориентировалась на «Ребекку» Дафны Дюморье: «Я выписывала первое и последнее предложение из каждой главы „Ребекки“ и делала краткое изложение главы, чтобы понять, как и на чем построен саспенс».

4. Найди свою «фишку».

Мэри Хиггинс Кларк говорит, что у нее есть фирменный знак. Во-первых, почти каждый ее детектив начинается с интригующей завязки. Одна-две страницы, на которых напряжение нарастает с каждой строчкой, и затем только — предыстория. Во-вторых, еще одной «фишкой» является любовь к... песням. Х.К. часто называет книги фразами из известных песен или вставляет отрывки из популярных композиций в свой текст: «Я люблю песенные заголовки!».

5. Рассказывай истории.

Во многом, своей популярностью Х.К. обязана умению рассказывать истории таким интимным тоном, словно она пересказывает читателю ужасно увлекательную сплетню. По ее словам, писатель должен, в первую очередь, думать о себе как о рассказчике: «Каждая книга или рассказ должны, образно говоря, начинаться словами: „Когда-то давным давно...“. Это так же актуально сейчас, как во времена странствующих менестрелей». Представьте, говорит Х.К., что вы приглашаете читателя в уютную, затемненную комнату, зажигаете огонь в камине и начинаете тихим голосом рассказывать об удивительном случае...

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *