Где мои золотые горы?

Вот такое письмо пришло мне в почту. Не могу не ответить, тем более, что сама сталкивалась с проблемой, о которой пишет автор. Коллеги, вы тоже подключайтесь к обсуждению!

Здравствуйте, Дарья!

Во-первых, хочу поблагодарить Вас за Ваш замечательный сайт, где я уже нашла ответы на многие свои вопросы!

Во-вторых, наберусь наглости и спрошу Вас лично вот о чем. Как Вы считаете, может ли начинающий автор пробиться в нашей стране? В последнее время у меня возникает ощущение, что я бьюсь головой об стену. Кругом куча возможностей, и ни за одну я не могу ухватиться. Такое впечатление, что я делаю что-то не то и не так. Может быть, Ваш взгляд со стороны поможет понять, в чем дело.

Картинка с сайта pinterest

Картинка с сайта pinterest

Для обрисовки ситуации: я, что называется, МТА (молодой талантливый автор). Сейчас эта аббревиатура используется с ироническим подтекстом, но если говорить серьезно, пожалуй, я перспективный писатель с двумя опубликованными книгами и неплохим послужным списком в области нехудожественной прозы. В определенных кругах я известна как хороший специалист. После публикации книг я получаю множество очень заманчивых предложений, от предложения написать серию книг на тему, в которой я хорошо разбираюсь, до предложения основать свою школу. И все, буквально все эти предложения оканчиваются громким пшшшиком((

Для иллюстрации два последних разочарования. Один довольно известный режиссер находит мой номер и два часа обсуждает со мной по телефону возможность сценария по моему старому рассказу. Ну ок, я на крыльях вдохновения пишу сценарную заявку, после чего режиссер пропадает. Два месяца тупо не выходит на связь, вот так.

Пример два. Руководитель отдела в одном ну очень известном издательстве сам (САМ, Карл!!) выходит со мной на связь и обсуждает возможность написания серии книг на одну из хорошо знакомых мне тем. Ок, согласовали, обсудили синопсис, набросали главы. На стадии подписания договора руководитель сливается и перестает отвечать на звонки, отделываясь смс-ками типа «пока ведем переговоры с юристами». Юристы ведут переговоры год, и конца краю этому не видно.

И так во всем, это не единичные случаи. Мне предлагали открыть свое издательство, выпустить фильм, написать в соавторстве книгу, и воз все там же. На стадии переговоров. Я начинаю паниковать. Может, я делаю не так, выгляжу не так, говорю не так. Может, у меня рука влажная или изо рта пахнет?) Хотя некоторые переговоры ведутся и тухнут в электронном виде, и потные руки очевидно не при чем. В стране кризис? Или просто люди пошли необязательные? В чем дело, Дарья, помогите прояснить.

Против публикации у вас на сайте не возражаю,

К.»

***

Дорогая К.

Сразу вспоминается роман Софи Кинселлы «Шопоголик на Манхэттене»! Помните? Героиня романа, простушка Бекки переехала из Лондона в Нью-Йорк и попала под очарование города и людей. С ней знакомились очень влиятельные бизнесмены, ей сразу предложили море крутых и интересных проектов. Но коллега мужа предостерег ее:

«— Чудесно. Просто великолепно. — Он задумчиво на меня смотрит. — Могу я дать вам один совет?

— Какой?

— Эти люди с телевидения… Не стоит верить каждому их слову.

Я смотрю на него в замешательстве.

— В каком смысле?

— Они любят много болтать, — поясняет Майкл, медленно помешивая кофе. — Это повышает их собственную самооценку. И когда они что-то обещают, то и сами в это искренне верят. Но когда дело доходит до денег… Я просто не хочу, чтобы вас постигло разочарование.»

шопоголик

Кадр из фильма "Шопоголик

«

Бекки не поверила предупреждениям, а зря. Коллега оказался прав: интересное предложение не равно грандиозному проекту. Иначе говоря, обещать не значит жениться!

Я очень хорошо понимаю, о чем вы говорите и что вас так задевает. Я сама получаю тонны удивительных предложений. Только за прошедший год по моему рассказу сняли фильм, а по моей сценарной заявке - классный сериал, который крутили по одному из центральных каналов. Более того, мой проект дал старт магазину с тематической продукцией и новой линейке игрушек для детей. Также по моим идеям производят уникальную линейку шоколадных конфет. И это не говоря о том, что я получила миллион долларов от австралийского дядюшки…

Как вы поняли, все вышеперечисленное идет с приставкой «бы». Если бы все обещанное сбылось, да что там, хотя бы десятая часть, я стала бы очень известной персоной. И вы тоже :)

Что же делать, чтобы не разочаровываться в проектах и людях? Видимо, не очаровываться изначально. Для этого вы, с вашим опытом, уже сейчас можете составить для себя список критериев удачного, на ваш взгляд, проекта и список признаков неудачного проекта и недобросовестного заказчика.

Могу подсказать. Как и в случае с недобросовестными организаторами конкурсов, недобросовестные заказчики делают следующее:

— не определяют сроки: если при обсуждении проектов не прозвучали четкие сроки, бегите от таких заказчиков!

— отказываются обсуждать финансовую сторону, но делают упор на вашу будущую славу и «звездность» проекта: если при обсуждении проекта звучат такие фразы, как «мы стоим у истоков великого будущего», «наши имена войдут в историю», «вы же понимаете, что деньги не главное, важен интерес», бегите со всех ног. На светлое будущее работают коммунисты, а вы в них не записывались, правда?

— настаивают на пробных версиях, тестовых работах, черновиках и предварительных версиях. «Давайте сначала попробуем», «надо понять, как мы сработаемся», «мы хотим увидеть ваш стиль» и тому подобные фразы должны вас насторожить. Если заказчик сам выходит на вас, значит, он УЖЕ ознакомлен с вашими стилем и вашими работами, поэтому пусть сразу приступает к конкретике. Это вы ему нужны, а не наоборот. Нет конкретики? Давай, до свидания!

— не могут описать, что хочет от проекта и от вас. Добросовестный заказчик готов прислушаться к вашим пожеланиям и озвучить свои. Недобросовестный будет туманно водить руками и объяснять, что у вас полная свобода действий и что такой гений, как вы, может творить свободно. Бегите от такого понимающего гениев заказчика! Либо он с самого начала темнит, надеясь бесплатно получить от вас несколько вариантов проекта, либо действительно не знает, что хочет, и потом замучает вас просьбами переделать черно-белые рисунки в бело-черные.

писатель и деньги

„Поражение — это возможность начать сначала более умно“ Генри Форд

— хотят, чтобы вы поработали бесплатно. Если и участвовать в проекте бесплатно, то это должен быть проект, который: а) можно положить в свое творческое портфолио б) вызывает у вас огромный отклик и желание участвовать. Во всех остальных случаях настаивайте на оплате своего труда. Будьте готовы к тому, что заказчик обидится и назовет вас меркантильной сволочью. Не отвечайте, убегайте, сверкая пятками.

***

А бывает так, что дело не в заказчике. У меня до сих пор висит проект по работе с детьми. Есть программа кружка для начинающих писателей от 9 до 14 лет, есть детальная концепция, есть даже подготовленный анонс и звучное название детско-писательской студии. Но вот не сложилось, хотя были и сроки, и условия, и финансирование. Такие «не сложилось» — обычные издержки нашей профессии, да и любой другой, и остается надеяться, что где-то когда-то сложится. Просто не время.

Так что желаю вам, чтобы все складываемое складывалось, а нескладываемое рушилось само по себе еще на этапе переговоров, не оставляя горького чувства разочарования.

Практика: составьте: 1) список критериев тех проектов, с которыми вы готовы работать безвозмездно; 2) список критериев проектов, с которыми вы не готовы работать ни  на каких условиях. Держите списки под рукой и сверяйте с ними все поступающие предложения.

P.S.: если у вас есть вопросы ко мне, пишите на адрес adaria@bk.ru с пометкой „обсудить на сайте“

Напоминаю, что вы можете бесплатно получить архив двух мастерских: «Стоп-книга: как довести до ума брошенные тексты» + «Игры стиля: как писать свободно и красиво». Для этого вам нужно приобрести мою сказку »Тайна Шоколдуньи" и оставить на нее отзыв в любой из социальных сетей или на сайте книжных магазинов Озон и Лабиринт.

«Тайну Шоколдуньи» можно приобрести тут:

Лабиринт

Озон

***

Также действует акция на индивидуальный разбор написанных вами текстов! Хотите узнать, где можно опубликовать написанный ваш рассказ, какие недостатки можно исправить и какие достоинства усилить, присылайте письма с текстами и заголовком «На рецензию!» на адрес adariaсобачкаbk.ru.

Автор статьи — Дарья Корж. Все материалы на сайте предназначены для индивидуального использования и защищены законом об авторском праве (ст. 9, п. 1 Закона). Копирование запрещено. Цитирование статей и материалов возможно только с обязательным указанием источника в виде активной ссылки.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *