Герои с фефектами фикции

Друзья, надеюсь, у вас такой же насыщенный ноябрь, как у меня. NaNoWriMo по-русски не дает расслабиться ни на минуту, в закрытой группе у нас десятки постов и сотни комментариев. Так что скучать не приходится :)

Но раз выдалась свободная минутка, напишу о любопытном приеме работы с речью героя, на который я наткнулась в книге «Тенистый лес» Мэтта Хейга. Прием не новый, но хорошо раскрыт в произведении. Скажите, у вас есть герои с дефектами речи? В общем-то, дефект речи – хорошая характерная черта персонажа, которая позволяет ему легко выделиться из массы. Но эта, казалось бы, удобная черта имеет и обратный эффект – с ней не очень удобно работать.

особенности героя

С одной стороны, картаво говорящий персонаж в момент запоминается читателю. С другой – есть риск утомить того же читателя, когда и в десятом диалоге гегою пгиходится очаговательно кагтавить в газгавоге с прегестной девушкой в кгасном капоге. Ну правда, рано или поздно фефекты фикции выведут читателя из себя!

Что же делать в случае, когда у героя есть дефект и нужно его подчеркнуть, но не переусердствовать? На мой взгляд, лучший выход – сразу указать характерную черту героя, лучше всего сделать это в сцене знакомства, а потом периодически подчеркивать речевой недостаток героя. Ключевое слово – «периодически»! Частое, а уж тем более регулярное использование дефекта вызовет неприязнь.

Именно таким образом поступает Агата Кристи. Представляя Пуаро, она часто упоминает о его акценте, но хотя Пуаро и использует некоторые французские слова и высказывания, он делает это не столь часто. Поэтому акцент кажется читателю очаровательным. Более того, писательница максимально упрощает читателю жизнь: французские высказывания Пуаро настолько однообразны, что читатель, встречая «mon ami» в третьем детективе подряд, уже перестает смотреть в сноски. Заодно и язык можно подтянуть!

Точно так же поступает автор «Тенистого леса». Во второй главе, где герои впервые встречают свою тетушку, они сразу обращают внимание на ее акцент:

matthaig-Jacket-for-web-home

— Очень хорошо. Тогда дафайте пойдем к машине, ладно?
Тетя Ида говорила с легким акцентом, словно она позабыла давно знакомые слова. Вместо «в» она говорила «ф», что показалось бы Сэмюэлю довольно забавным, если бы он не был так раздражен тем, что они в Норвегии.

Между тем уже в следующих абзацах тетушка говорит без акцента:

— Это ужасно — то, что случилось, — произнесла тетя Ида. — Я не могла в это поверить. Ваша мама была великолепным человеком. А ваш папа…

Никаких тебе «фаша мама» или «фаш папа»... Действительно, зачем усложнять текст? Читатель уже понял, что героиня говорит с акцентом, теперь он сам представляет акцент, даже если автор о нем умалчивает.

Вы заметили, что акцент исчез в диалоге на важную тему – обсуждалась гибель родителей? Сам по себе дефект речи вносит юмористическую нотку в текст, соответственно, когда речь заходит о трагедии, юмор не уместен. Но позже, в бытовом разговоре, акцент появляется снова:

— Например, если ты зарабатываешь много денег, про тебя говорят, что ты преуспевающий человек, — сказала тетя Ида. — А Норфегию всегда называют преуспевающей страной. Все здесь зарабатывают довольно много денег. Почтальон зарабатывает почти столько же, сколько доктор или адвокат. Это очень справедливое общество. В Норфегии люди никогда не зафидуют друг другу.

Таким образом, речевой дефект не должен постоянно присутствовать в речи героя, особенно если речь идет о сценах, где юмор будет не к месту. Зато периодическая игра на дефекте, там, где это уместно, подчеркивает «изюминку» героя и создает нужный хаха-эффект. Берем на заметку? А ваши герои говорят «дефективно»? Как вы это обыгрываете?

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal

2 comments

  • Людмила

    Да, у меня есть такой «дефективный» герой — мой сын, про которого и пишу книгу. Лет до восьми он говорил так, что его понимала только я. Поэтому изобразить его речь в тексте не представляется возможным. Я просто все время об этом говорю, более того, есть несколько эпизодов с логопедом, из которых понятно, что проблема серьезная. Как она будет решена — в книге пишу.

    • Дарья Корж

      Людмила, у Вас специфический случай, дефект речи — можно сказать, одна из ключевых характеристик героя. Поэтому убирать его не нужно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *