Идеальный герой должен быть идиотом

Если практиковать формульный подход к писательству, то формулу «идеального героя» вы прекрасно знаете. Это наличие ключевой черты, недостатка/недостатков, особенностей и привычек, цели и мотивации, тайны (как правило, связанной с прошлым героя) и, может быть, профессионализма. Все, достаточно? А вот и нет! В эту гремучую смесь хорошо бы добавить щепотку идиотизма, тогда ваш герой станет по-настоящему ярким и интересным.

geroj-idiot

«Непременное качество развития конфликта – его непредсказуемость.»
Александр Митта «Кино между адом и раем: кино по Эйзенштейну, Чехову, Шекспиру, Куросаве, Феллини, Хичкоку, Тарковскому…»

Вы, конечно же, вспомните, как часто ваши любимые персонажи вели себя самым неподобающим образом. Рушили жизнь собственными руками, уходили из счастливых браков, совершали опасные поступки, лезли туда, куда не стоило, и все в этом духе. Наверное, вы не раз ловили себя на том, что так и хочется крикнуть герою: «Погоди, опомнись! Не будь таким дураком!».

Но они, понятное дело, не слушались и вытворяли такооое... Кто бы мог подумать, что степенный предводитель дворянства Киса Воробьянинов вдруг решится на убийство? Кто мог представить, что Скарлетт потратит долгие годы на то, чтобы завоевать мужчину своей мечты, а когда цель будет близко, вдруг резко передумает и влюбится в другого? Или вот Гарри Поттер — зачем он полез в тайную комнату и почему решил хвататься за призовой кубок вместе с Седриком Диггори? Ну не дураки ли все они?

Хотя, подождите, нет, конечно же, они не дураки. В том-то и дело, что герои популярных книг большую часть повествования ведут себя вполне логично. До тех пор, пока не выкинут что-нибудь эдакое, что покажется читателю совершенно нелогичным и сумасшедшим действом. Как, скажем, Онегин - зачем-то вдруг вбил себе в голову, что ему позарез нужна старая знакомая Татьяна, которую он же сам и отшил на отдыхе «в дярёвне». Евгений, где логика? Красавиц, что ли, вокруг мало? Зачем играть в собаку на сене?

Действительно, для чего нужны эти идиотские поступки, которые совершают все мало-мальски популярные герои? Конечно же, для того, чтобы сохранить непредсказуемость сюжета. Как только мы поймем, что представляют из себя герои, какие цели они преследуют и каким образом, в зависимости от выделенной ключевой черты, они планируют добиться желаемого, финал книги становится прозрачным и, увы, предсказуемым. Если герой продолжит действовать с характерной для него логикой, нам, в общем-то, нет нужды дочитывать книгу. И вот, чтобы читатель не потерял преждевременно интерес к сюжету, автор заставляет персонажей выкинуть что-нибудь сумасбродное и нелепое. Нарушить логику и предсказуемость. Заявить о себе по-новому. Всколыхнуть интерес читателя к сюжету. А заодно добавить реалистичности — ведь наша реальная жизнь не так уж сильна на логику...

Соответственно, чтобы идиотский поступок героя шел на пользу сюжету, он должен:

1) Быть разовым

Герой не может постоянно попадать в странные ситуации и ставить себя в нелепое положение, если только это не является основной целью сюжета. То есть ваша писательская задача — показать цельный характер персонажа, дать читателю возможность проследить логику героя, а потом, когда читатель эту логику выяснит, резко сломать всю выстроенную конструкцию, вызвав у аудитории шоковый эффект.

Так, Шерлок Холмс ведет себя вполне логично, распутывая разные преступные дела, пока вдруг не решает отправиться в одиночестве на Рейхенбахский водопад, чтобы вступить в рукопашную с самым могущественным преступником Лондона.

Джулия Ламберт ведет себя, как и положено кокетке-актрисе, пока вдруг не влюбляется в глупенького мальчика, ровесника ее сына.

2) Идти в тесной связке с сюжетом

В идеале, идиотский поступок героя должен тесно переплетаться с центральной линией повествования. Если офисный клерк счастливо женат, но однажды изменяет жене с проституткой, что, впрочем, никак не влияет на его дальнейшую жизнь, то в идиотском поступке героя нет никакого шокового эффекта и смысла как такового. А вот если офисный клерк изменяет любимой жене с проституткой, а босс-мафиози начинает его шантажировать пикантными фотографиями и угрозой рассказать обо всем обманутой жене, то здесь уже мы обнаруживаем, что идиотский поступок сильно повлиял на дальнейшее развитие событий. Теперь нам интересно, как выкрутится герой, согласится ли он работать на мафию, лишь бы жена не узнала об измене. В сюжете появилась непредсказуемость, и мы продолжаем читать роман Гришэма «Фирма».

pridumat-geroev

Таким образом, вы можете заставить ваших персонажей делать что угодно: прыгать с парашютами, убивать жирафов или набивать на лбу татушки... Но если все это никоим образом не влияет на центральную сюжетную нить, вы не сможете заинтересовать читателя или вызвать у него сочувствие к герою. А вот, совершая идиотский поступок и расплачиваясь за него, герой в любом случае выглядит очень «человечным», а значит, завоевывает симпатию читателя.

3) Влиять на развитие героя

Иногда автор заставляет героя сразу совершить идиотский поступок, чтобы читатель мог увидеть, какие изменения происходят после этого с «безумцем» и как он заплатит за свою «прихоть». Так, студент Раскольников убивает без всякой на то логики старушку-процентщицу в самом начале романа «Преступление и наказание», а на протяжении остального повествования аудитория видит, как герой проходит через нравственную трансформацию.

Иногда, напротив, совершая идиотский поступок в самом финале книги, герой как будто проходит точку невозврата и показывает читателю, какие необратимые изменения с ним произошли. Так, предводитель дворянства убивает своего спящего компаньона, чтобы не делиться с ним сокровищами. Читатель понимает, что Ипполит Матвеевич потерял все те человеческие качества, которые в нем были, алчность превратила его в преступника.

sobaka-baskervilej

Очень любят нелогичные поступки авторы детективов. В целях сохранить интригу они заставляют сыщиков и подозреваемых совершать самые разные безумства, чтобы отвести подозрение от главного преступника. Так, в детективе «Отель „Бертрам“» Агаты Кристи главная подозреваемая Бесс Седжвик выпрыгивает из окна и пытается скрыться от полиции, чтобы выгородить свою дочь. А Шерлок Холмс вдруг ни с того ни с сего отправляет несчастного сэра Генри бродить по ночным болотам, расставляя ловушку для преступника. Так что идиотские поступки с «двойным дном» могут быть характерным признаком жанра.

***

Для тренировки: продумайте, какой безумный поступок может совершить ваш герой для сохранения интриги в сюжете так, чтобы этот поступок соответствовал трем «критериям безумства». Или ваши герои никогда не ведут себя алогично?

***

Напоминаю, что плотно работать с героями мы будем на курсе «Крылатые рассказы», который стартует уже 20 марта! Записывайтесь, пока есть места.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *