3 СПОСОБА СОХРАНИТЬ ИНТЕРЕС К СЮЖЕТУ

Вообще-то, вопрос, который поступил на мозговой штурм, звучал иначе. Автор спрашивал, как научиться не распыляться и не хвататься за несколько идей одновременно:

как найти интересный сюжет

«Вопрос у меня такой: Случается ли у вас, так называемое творческое „распыление“, когда пишете что-то одно, возникает другая идея, и хочется сразу же на нее переключится, потом 2, 3 и так далее. Как с этим бороться?
Бывает что идея настолько яркая, что просто сказать себе: „нельзя, доделай сначала одно!!“ не получается. Но в итоге...масса недописанного.»

Участники сообщества mi-pishem дали замечательные советы:

«Пишите что-то одно.
Новую идею носите при себе :)
Во-первых, любая идея требует вылежанности и проверки. Возможно, вы изобрели велосипед. Возможно, завтра она уже не покажется вам такой уж замечательной.
Во-вторых, писателями становятся те, кто создают законченные произведения.
В-третьих, после этого вернуться к старому неоконченному тексту будет втройне трудно.
Исключение: тексты, насчет которых вы точно решили, что не будете их дописывать. Бывает и такое, когда ты уже слишком сильно перерос то, что когда-то начинал.»                                                             
loco-bird

 

«Моя личная скромная практика показывает, что сначала нужно доделать старое, иначе оно может зависнуть на годы — и все наработанные материалы, идеи забудутся, либо будут „схвачены из воздуха“ другими»                                                                                                krka-ru

«Я стараюсь новую идею просто написать в отдельном файле и забыть о нем как минимум на месяц. Если мысль не отпускает, то иногда дописываю в файл пришедшее в голову, но писать не сажусь»    b-o-o-k-s

«Из собственного опыта — ни в коем случае нельзя давать большим идеям больших произведений захлестнуть себя, пока на компьютере есть файл с другим недописаным романом. Это, конечно, если вы еще чувствуете что-то к этому недописанному произведению. Но в другом случае и вопрос смысла не имеет.

А вот маленькие идейки, которое готовы дотянуть хотя бы до рассказа — это отличный повод проветрить голову. Так что отказывать себе в удовольствии написать несколько страниц на отвлеченную от основной работы тему не стоит. Гланое чтобы их было жействительно несколько и не больше»                                            ears-on-heart

Как видно, почти все советчики сходятся в одном — нужно дать новой идее «вылежаться». На самом деле, если вам не терпится оставить начатое и приступить к новому сюжету, стоит, в первую очередь, найти ответы на следующие вопросы:

— Чем именно меня так привлекает новый сюжет?

— Сколько времени уйдет на его написание? Не быстрее ли будет сначала закончить уже начатую книгу?

— Сколько времени потребуется на то, чтобы собрать материал для новой книги?

— В чем «старый» сюжет уступает новому?

— Есть ли какие-то гарантии, что новый сюжет точно так же не наскучит мне на 99-ой странице? Уверен(а) ли я, что через месяц не возьмусь за еще более новую идею?

Как правило, ответы на эти вопросы можно подвести под один знаменатель — вас не столько заинтересовала сама другая идея, сколько ее новизна. То ощущение, что можно снова начать все с чистого листа, желание достигнуть идеала — «уж в этот раз у меня точно все получится». Новый сюжет похож на новую квартиру — вы ходите по чистым полам, осматриваете белоснежные стены и потолки и представляете, как идеально вы все здесь обставите. Но спустя месяцы старое кресло так же некрасиво горбится в углу новой гостиной, как когда-то это было в старой квартире.

Можно перебирать сюжеты и идеи до бесконечности, надеясь, что в этот раз все получится идеально. Проблема в том, что идеал, как правило, не статичен. Его нельзя «заморозить» и любоваться всю жизнь. Даже «Джоконду» Леонардо да Винчи приходится периодически реставрировать и подкрашивать. А уж что касается достижений — сегодня вы можете гордиться искусством делать пряничные домики с крышами из зефира, а завтра выяснится, что конкуренты делают пряничные дворцы с леденцовой черепицей и шоколадными садами. И снова приходится работать над собой и своими творениями. Поэтому проще принять и понять тот факт, что идеал — субстанция непостоянная, догнать и поймать его нельзя. Сегодня вы можете быть недовольны своей книгой, а завтра кричать «Ай да Пушкин, ай да сукин сын!». А послезавтра с отчаянием заворачивать в страницы из собственного романа селедку. И все это совершенно нормально.

Возвращаясь к вопросу — на мой взгляд, это вопрос не столько о том, как научиться отказываться от других идей в процессе работы над книгой, сколько о том, как сохранить интерес к одному сюжету. И тут на помощь приходят следующие приемы.

Если вы чувствуете, что начинаете терять интерес к сюжету...

1. Совет банальный, но действенный — возьмите паузу. В течение нескольких дней не притрагивайтесь к книге. Больше гуляйте на свежем воздухе, займитесь спортом, старайтесь делать что-то руками, найдите и прочитайте биографию интересного человека или сборник старинных легенд. Когда наберетесь новых впечатлений, возвращайтесь к книге. Возможно, свежие мысли вдохновят вас.

2. Смените точку зрения. Случается так, что писатель заходит в тупик из-за конкретного героя, например, устает описывать сюжет от второго лица. Или обнаруживает, что не так просто рассказать о каннибализме от первого лица, как это казалось на стадии подготовки. Ну так кто же заставляет вас тянуть кота за хвост? Поймайте другого кота. Если вы вели повествование от первого лица, разбейте книгу на две части, и во второй пишите от третьего лица. Дайте высказаться не одному герою, а нескольким: пусть в нечетных главах повествование ведет монстр-пришелец, а в четных — девочка Аида. Разбавьте сюжет от третьего лица выдержками из личных дневников или письмами.

В этом плане мастерски действует писатель Борис Акунин, складывая свои сюжеты, как грани кубика-рубика, — из разноцветных кусочков получается цельная картина. Так, в «Левиафане» повествование складывается из газетных вырезок, дневниковых записей и рассказов пассажиров корабля. В «Смерти Ахиллеса» основное повествование разбавлено флешбэками (отсылками к прошлому). В «Алтын-толобасе» идут две параллельные сюжетные линии, дополняя друг друга. Сделайте книгу интересной для себя! Даже если вы уже написали больше половины, никогда не поздно внести небольшие поправки и что-то изменить.

3. Узнайте о герое больше. Если вы чувствуете, что вам надоело общение с этим занудным ботаником, которого вы почему-то сделали вашим героем, найдите в нем новые черты. Ну правда, кому нужны эти ботаники! Придумайте что-то новенькое, например, наделите героя тайным хобби. Пусть он первые двадцать страниц был офисным чистоплюем, а потом — раз! — и выяснилось, что на досуге этот очкарик метает ножи. У него в квартире вся стенка в отметинах, и один нож торчит из потолка.

Или придумайте герою новый дар — шел ботаник по улице, и вдруг в него ударила молния. В результате герой начинает слышать голоса насекомых и теперь общается с гусеницами. А может, у вашего ботаника есть брат-близнец, отвязный тип, отсидевший пять лет в колонии строгого режима и только что вышедший на свободу? Придумайте что-то, что развлечет вас, а заодно и читателя.

Идеал не статичен, я, кажется, уже об этом говорила. И ваш сюжет, который вы так тщательно продумали, тоже имеет право на перемены. Пусть вы хотели написать поучительную и высоконравственную историю о женщине, бросившейся под поезд из-за любви. Если вам стало скучно, то, может быть, стоит разрешить героине поднять голову с рельсов и спросить: «Какого черта! Я слишком хороша для такой смерти...». Закрутить сумасшедший роман с машинистом поезда, получить наследство от дядюшки-миллионера, уехать с машинистом на Гавайи, профукать все деньги на поиски клада, найти вместо клада накачанного аквалангиста и уйти от машиниста к нему. Ваш сюжет слишком хорош, чтобы вот так взять и бросить его ради каких-то там новых идей-вертихвосток.

Прочитайте здесь, как сделать сюжет интереснее за счет саспенса.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal

One comment

  • Elena

    Очень интересная статья, особенно было интересно почитать про блок «Смените точку зрения»...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *