Интервью с участницей курса «Крылатые рассказы»

На курсе «Крылатые рассказы» мы с участниками дарили рассказам крылья. Некоторым рассказам удалось взлететь высоко. Так, Светлана Середа опубликовала написанный за время курса рассказ в журнале Cosmopolitan — в мартовском номере (03.2014). Это очень яркий и интересный рассказ о работе Отдела счастливых случайностей. Хочется верить, что сотрудники отдела таланта и призвания и департамента смысла жизни действительно присматривают за нами и вовремя подбрасывают нужные шансы... Светлана рассказала mi-pishem о том, как родилась идея рассказа, и о трудностях, с которыми пришлось столкнуться в процессе написания.

рассказ Космо

— Света, расскажи, как пришла идея рассказа? Что вдохновило на его написание?

— Сначала пришла абстрактная идея, как ответ на вопрос “Что я хочу сказать миру?” Собственно, похожий вопрос был и в твоих “Крылатых рассказах”, но я бы и так его себе задала — мне кажется, это вообще самый важный вопрос в творчестве. А потом уже пришла вторая идея: как именно, какими средствами я хочу это сказать. До сих пор помню, что это случилось в ванной, за чисткой зубов. Я принадлежу к клубу тех великих людей, к которым идеи приходят в ванной ;)

— Так, все на чистку зубов! А если серьезно, ты вложила в рассказ какие-то личные переживания, воспоминания?

— Реальных событий, происходивших в моей жизни, в рассказе нет. Но в нем, безусловно, отражен мой личный опыт и мои переживания, только в метафорической форме.

— Как долго ты писала рассказ?

— Месяца полтора, кажется. Писала неторопливо, со вкусом, обсуждая с тобой, выкидывая и переделывая.

— А трудности были в процессе написания? Что помогало? У тебя есть опыт написания большой формы, если сравнивать, чем написание рассказа отличается от написания романа? Что легче?

Светлана Середа— О, трудностей было хоть отбавляй. Самая главная трудность для меня (как и для многих) — это сомнение в себе. Если говорить о технических сложностях, то мне очень трудно дается выкидывание лишнего. Чтобы уместиться в формат “Космо”, рассказ пришлось сократить вдвое. В этом очень помогала твоя, Даша, поддержка и обратная связь. Без них я бы, наверное, чахла над каждым абзацем, как Кощей над златом.

С рассказами у меня сложные отношения. Мне в них тесно и как писателю, и как читателю: только-только успеешь подружиться с главными героями — и уже “До свидания”. Но малая форма, мне кажется, более эффективна для оттачивания мастерства.

— Согласна и в том, что касается тесноты, и в том, что касается эффективности. На мой взгляд, одно из преимуществ рассказа — это то, что можно быстро получить результат, обратную связь. Поэтому писателям хорошо бы начинать именно с этой формы, чтобы скорее обрести уверенность в себе. Когда ты видишь рассказ напечатанным, понимаешь, что его прочитали тысячи, даже миллионы читателей (как в случае с Космо), чувствуешь прилив сил. Кстати, почему ты решила отправить рассказ в Cosmopolitan? Пробовала ли попасть еще куда-то?

— О, насчет “Космо” это давняя история. Однажды я участвовала в литературном конкурсе (с другим рассказом), и один из участников проехался по моему творению с ноткой пренебрежения: дескать, хороший рассказ, но уж больно женски-глянцевый. “О! — сказала я себе. — А это идея!” Так что спасибо доброму человеку, чье имя стерлось из памяти, а идея — живет ;)

Я отправила рассказ в три места — только в те, в которые хотела попасть. В двух мне отказали довольно быстро, а из “Космо” ответа все не было. Но я заранее запаслась терпением и была готова ждать.

— И как долго ты ждала ответа?

— Месяца через три я написала в редакцию с вопросом о судьбе рассказа, и мне ответила редактор, что ей понравился. Но это еще не означало, что он принят: по просьбе редактора я немного изменила концовку, потом довольно долго ждала вердикта редколлегии. С момента отправки до момента публикации прошло семь месяцев. И хотя моя редактор Ирина была настроена доброжелательно и всегда отвечала на письма, все равно большая часть этого времени проходила в неизвестности. Так что запасы терпения пришлись очень кстати.

— Прекрасно тебя понимаю :) Какие эмоции испытала в день выхода номера с твоим рассказом?

— Ой, это был очень сложный конгломерат чувств: ужас, восторг, изумление. Точно помню, что промелькнула мысль: “Ого, таким тиражом меня еще не печатали.” И еще была огромная благодарность ко всем, кто в этом принял участие — и тебе, Даша, и редактору Ирине, с которой мы переписывались, и тем, кто меня поддерживал, потому что сама бы я, наверное, сдалась где-нибудь посередине.

— Планируешь ли ты еще писать рассказы для глянцевых журналов?

— Скажем так: я планирую писать рассказы. А куда они попадут по формату — посмотрим в процессе написания. Если в “глянец”, то почему бы и нет.

— Света, если бы у тебя была возможность приободрить начинающих писателей, что бы ты сказала?

— Я бы очень хотела, чтобы начинающие писатели — и я в их числе — всегда верили в то, что в творчестве есть смысл. Все, что может быть сказано, — все мудрые мысли, гениальные идеи и оригинальные сюжеты — уже сказано до нас, это правда. Но никто еще не говорил этого так, как можете сказать только вы, потому что сочетание способностей, опыта, глубинных переживаний в каждом человеке неповторимо. И наверняка в мире есть кто-то, кому не хватает именно ваших слов и интонаций. Так что если у вас внутри рождаются слова, дайте им шанс выжить. Не мучайтесь риторическими вопросами: “Кому это нужно?..”, “Смогу ли я?..”, “Кто я такой, чтобы...” (они-то уж точно никому полезны не будут). Просто пишите. А мироздание само позаботится, чтобы ваше творчество попало по адресу.

— Конечно, позаботится! Теперь, благодаря твоему рассказу, мы знаем все об отделе счастливых случайностей!

А здесь Подборка советов — как попасть с рассказом в Космо!

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *