Как написать хороший роман — продолжение

Коллеги, спасибо за оригинальные ответы на вопрос о том, какая самая популярная профессия у героев в женских романах. Судя по вашим ответам, фантазия российских авторов не ограничена шаблонами и узкими рамками :) Приз отправлен Ксении. А мы пока продолжим разбираться с удачными приемами в женской прозе.

женские романыМежду прочим, если в англоязычных женских сентиментальных романах герои — сплошь музыканты, то есть творческие личности, то героини чаще всего заняты своим маленьким бизнесом. Видимо, в моду входят женщины, которых ни в коем случае нельзя отнести к карьеристкам, но которые способны содержать себя (+ детей) и найти реализацию в любимом деле. Женщины, которые не хотят проводить дни на кухне, но при случае могут соорудить неплохую запеканку. Не рвутся зарабатывать миллионы, но финансово не зависят от мужчины. Не трясутся над детьми, но интересуются их жизнью. В общем, нечто среднее между бизнес-леди и домохозяйкой — вот он идеал современной западной героини.

Возвращаемся к приемам, позволяющим писать неплохую женскую прозу. Помимо перечисленных четырех указателей хорошего романа, есть еще три:

5. «Подарки для читателей»

О подарках для читателей я писала здесь. Можно понимать термин «подарки» буквально, в этом случае в роли подарков выступают всевозможные маркетинговые уловки. Так я купила абсолютно пустой и бестолковый роман «Француженки не крадут шоколад» Лоры Флоранд, попавшись на следующие крючки:

— собственно, сам подарок — пакетик ванильного сахара, дарующий книге неземной аромат и возбуждающий фантазию читателя (я подумала, что роман будет напоминать незабвенный «Шоколад» Джоанн Харрис и, увы, прогадала)

— триггер «шоколад» в названии — не могу спокойно пройти мимо такого заголовка :)

— интрига в названии — интересно, почему француженки не крадут шоколад и кто тогда его крадет...

— красивая обложка.

Так как маркетинговая раскрутка была на несколько уровней выше содержимого самой книги, все эти ухищрения и «подарки» привели к тому, что я как читатель чувствую себя обманутой и разочарованной. Меня поймали на несколько банальных приемов и, конечно, в следующий раз на эту удочку я не попадусь. Так что «подарки для читателя» в буквальном смысле — не лучший вариант привлечения внимания к книге.

Вот если понимать «подарки» в переносном смысле, тут уже большой простор для игр с читателем. К таким «подаркам» можно отнести полезные советы, рецепты, красочные описания каких-то действий, необычные традиции и привычки героев и т.д. То есть все то, что можно взять на вооружение в обычной жизни. Некоторые заядлые читатели ведут специальные блокноты для интересных советов из художественных книг. Что только туда не идет — от обычая готовить рождественские пряники с помощью специальных формочек («Мы все из Бюллербю» Астрид Линдгрен) до привычки есть редиску вприкуску со сливочным маслом («Белая гвардия» Булгакова).

Или вот пример из недавно прочитанного англоязычного романа - у героини есть целый манифест, позволяющий ей с оптимизмом идти по жизни. В этом манифесте 10 правил, каждое из которых по-своему интересно. Мне больше всего понравилось правило «делать одно доброе дело в день», для чего героиня носит с собой специальный блокнот для записок и ручку. Время от времени она пишет анонимные записки незнакомцам, что-то в духе «вам так идет это платье!» или «извините, что вмешиваюсь не в свое дело, но парень за соседним столиком весь вечер не сводит с вас взгляда». Конечно, такое очаровательное правило жизни хочется взять на заметку. И уже только из-за этого манифеста я не жалею, что прочитала роман.

Маленький совет: придумайте хотя бы один ответ на вопрос, что именно из вашей книги заядлый читатель мог бы выписать в свой блокнот любопытных советов и идей.

6. Игры со структурой

Самое простое, что может сделать начинающий автор, — сесть и написать книгу линейно. Герой пошел туда-то, сделал то-то, потом случилось то-то и — вуаля! — хэппи-энд. Но что скрывать, линейное повествование порой наводит на читателя скуку. Никаких тебе сюрпризов! Гораздо интереснее, когда автор может поиграть со структурой — например, ведет повествование от лица нескольких героев, давая каждому возможность высказаться. Использует «вставные элементы» — переписку между героями, объявления в газетах, выдержки из энциклопедий и т.д. Усиливает интригу с помощью флешбэков (возвращается в прошлое героев, чтобы раскрыть какую-то тайну).

Скажем, лично мне нравится прием, когда автор дает читателю возможность увидеть происходящее с точки зрения не одного, а нескольких героев. Так, в одном из романов одно и то же событие совершенно по-разному трактовалось каждым персонажем. Повествование велось от первого лица, и четыре персонажа очень интересно «переворачивали» то или иное событие таким образом, что читатель попеременно начинал сочувствовать то одному, то другому герою.

Маленький совет: попробуйте разнообразить структуру своего романа. Придумайте, как минимум, три способа поиграть со структурой (мой вариант — флешбэки, шарнирная композиция, при которой неожиданная концовка придает повествованию совершенно иной смысл, и многолинейная структура, в котором повествование ведется от лица нескольких героев).

7. Отсутствие внутренних монологов

Ужасно, но многие думают: ага, любовный роман — это буря чувств и эмоций, поэтому надо как можно более подробно поведать читателю, что переживают герои. И начинаются внутренние монологи на десятки страниц, цепочки риторических вопросов и восклицаний.

женские романы1

Одна героиня на протяжении двенадцати страниц (я посчитала!) не могла решиться слетать к возлюбленному в Канаду. Тетеньке перевалило за сорок, а она вместо того, чтобы паковать чемоданы, заламывала руки: «Могу ли я так очевидно показать свои чувства Джеку? Сложатся ли наши отношения? Что скажет его дочь? Что подумают мои дети?». Ну детский сад какой-то! Зачем эти метания, к чему? Вот когда Скарлетт, дочь плантатора, которую с детства готовили к счастливой, богатой жизни, идет продавать свое тело мошеннику Ретту Батлеру, в тюрьму, разве читателю приходится из страницы в страницу пережевывать ее мысли? Нет, она быстро принимает решение, не позволяя себе утомлять читателя:

«Если только ей удастся заманить Ретта в ловушку и женить на себе, все будет прекрасно. Ну, а если не удастся, — что ж, деньги она все равно добудет. На секунду Скарлетт задумалась, с отстраненным любопытством спрашивая себя: а что, интересно, требуется от любовницы? Будет ли Ретт настаивать на том, чтобы она жила в Атланте, где, судя по слухам, живет эта его Уотлинг? Если он заставит ее жить в Атланте, ему придется хорошо за это заплатить — заплатить столько, чтобы Тара не пострадала от ее отсутствия. Скарлетт понятия не имела, из чего складывается интимная жизнь мужчины, и потому не представляла себе, каковы могут быть условия договора. А что, если у нее появится ребенок? Это будет просто ужасно.

«Сейчас не стану об этом думать. Подумаю потом». И она отодвинула неприятную мысль подальше в глубь сознания, чтобы не поколебать своей решимости. Сегодня вечером она скажет родным, что едет в Атланту занять денег и в крайнем случае попытается заложить плантацию. Больше они ничего не должны знать — до того страшного дня, когда так или эдак все узнается».

Маленький совет: помните, что хорошие герои действуют решительно. Не позволяйте им зависать в раздумьях. «Не думать, действовать!» — если этим девизом руководствуются ваши персонажи, значит, с вашими романами все в порядке.

***

К слову, а вы брали на заметку какие-то интересные идеи из художественных книг, пробовали применить их в жизни? В нашей семье благодаря книге «Мы все из Бюллербю» прижилась замечательная традиция — делать на Рождество большой призовой пряник и отдавать его тому, кто угадает количество горошин в банке. Иногда банку с горошинами заменяет банка с конфетами, ее отдают победителю вместе с пряниками. А еще благодаря роману «Рождественский пирог» Лоры Локингтон мы стали делать друг другу съедобные подарки и разыгрывать корону короля вечера между гостями.

А вы что вспомните?

Автор статьи — Дарья Корж. Все материалы на сайте предназначены для индивидуального использования и защищены законом об авторском праве (ст. 9, п. 1 Закона). Копирование запрещено. Цитирование статей и материалов возможно только с обязательным указанием источника в виде активной ссылки.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal

5 comments

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *