Как не надо писать романы — с точки зрения рецензента

«Всего за два дня она влюбилась в него с первого взгляда».
Из серии ляпов в женских романах

С февраля этого года у меня появилась еще одна занятость — я работаю внештатным рецензентом англоязычной литературы в издательстве «Эксмо». Читать книги и писать на них рецензии, ну чем не работа мечты! Если учесть, что читаю я в основном современные романы и чиклит, то удовольствие получаю в двойном объеме. Это те жанры, с которыми мне интересно и приятно работать. Да что там, если мою многострадальную детскую книгу когда-нибудь издадут, и кто-то спросит меня, в каком еще жанре хотелось бы себя попробовать, отвечу однозначно: я хочу написать роман.

чиклит1

При том, что мне, как правило, достаются очень неплохие книги, в них постоянно встречаются одни и те же недочеты. Они настолько банальны, что даже как-то неловко их перечислять. Но так как однотипные ошибки кочуют из книги в книгу, я все же составила подборку минусов, на которые как рецензент всегда обращаю внимание. Вот топ-5:

1. Идеальные главные герои

Он — красавец-мужчина (описание его красот простирается на пару страниц, в то время как другим героям едва ли уделяется несколько предложений). Она — томна и прекрасна (если в книге есть герой мужского пола, конечно, он в нее влюбится). Стоит ли говорить, что при таком подходе любовная интрига катится в тартарары. Сразу понятно, если девушка детально описывает достоинства незнакомца, это и есть мужчина ее мечты, с которым она в финале исполнит приторный хэппи-энд. Скучно, господа, скучно и предсказуемо!

Как тут не вспомнить Джерома К. Джерома:

«Взяв в героини безупречно хорошую женщину, вы выдаете все свои тайны в первой же главе. Всем доподлинно известно, как героиня поступит при любом предполагаемом стечении обстоятельств: она всегда будет поступать одинаково — то есть правильно. С недобродетельной героиней, напротив, не известно заранее, что произойдет. Из пятидесяти с лишним возможных путей она может избрать как единственный правильный, так и один из сорока девяти ошибочных, и вы с любопытством ждете, какой же путь она изберет».

2. Совпадения

Строго говоря, без совпадений порой не обойтись. В жизни тоже чего только не случается, и каждый из нас легко выудит из памяти историю о том, как встретил первую любовь в переполненном московском метро или познакомился со своей второй половинкой в далеком Таиланде при том, что «половинка» с младенчества проживает в соседнем подъезде, и вы все детство возились в одной песочнице. Да, бывает всякое. Но совпадения тем и удивительны, что они случаются редко.

К сожалению, многие романисты заставляют героев «совпадать», так как это выгодно сюжету. Ну действительно, если герои расстались, нужно заставить их встретиться, притом как можно более случайным образом. Честно говоря, я уже вздрагиваю, когда вижу в тексте, что героиня «почему-то» вспомнила первую любовь по пути на новую работу. Ясно как божий день, что на новой работе она непременно снова встретит Его, и ближайшие триста страниц они будут заниматься ссорами и поцелуйчиками вместо того, чтобы готовить отчеты (правда, всем книжным боссам на это обычно наплевать!).

В каждом втором романе я встречаю минимум 4-5 совпадений, когда герои «совершенно случайно» встречаются друг с другом. Ладно, когда такое происходят в крошечных деревушках, но в больших городах! Одна героиня раз пять встретилась с героем на улицах Лондона. Писатели, с вами самими такое случалось? Если нет, зачем вы об этом пишете?

К слову, про оправданные и неоправданные совпадения есть хорошая статья.

3. Любовный треугольник

Чтобы соединить героев, их для начала надо разъединить, иначе о чем писать роман! Хорошо, допустим, герои расстались или пока не встретились. Чаще всего в отсутствие любимых героини находят себе каких-то ммм... простите за выражение, хануриков, с которыми затевают романы и свадьбы несмотря ни на что. Главное, вся родня и подруги твердят, что это не вариант, но героини упорно устраивают любовный армагеддон в собственной жизни.

женская проза

Как правило, героини встречаются с неподходящими им мужчинами только для того, чтобы создать какую-никакую интригу и дать развитие сюжету. Смотри, читатель, словно говорят они, этот тип меня абсолютно не любит, он подавляет меня и пытается подмять под себя, он алкоголик/наркоман/альфонс/абьюзер/нищеброд, он совершенно мне не нравится, но я вступлю в отношения с ним ради того, чтобы заинтересовать тебя читатель, ты же всегда ищешь в книгах любовные треугольники!

И пусть читатель мотает головой, уверяя, что эти треугольники в горле у него стоят, герои читателю не верят. Вместо того, чтобы выбрать любую другую причину для разлуки, герои по приказу автора обычно расстаются из-за третьего лишнего. И этот третий лишний стоит на пути к счастью, пока не выяснится что-то ужасное: он изменяет героине со всеми ее подругами сразу, изнасиловал тетушку героини или совершил еще какое-то преступление. Только после этого у героини открываются глаза, и она наконец возвращается к любимому.

Так вот, писатели, пожалуйста, будьте оригинальными. Придумайте что-то получше избитого любовного треугольника. Я тут набросала списочек специально для вас.

4. Отсутствие мотивации

В плохих романах герои ведут себя так, как нужно автору. Из свежих примеров — героиня Ф. когда-то в школе пережила предательство возлюбленного. Спустя много лет, когда Ф. состоялась в жизни, она, конечно же, случайно (ну а как вы думали!) встречает того самого возлюбленного. Он тоже состоялся, у него есть жена и дети. Но это не мешает ему напиться и в течение нескольких глав то в нетрезвом, то в трезвом виде осаждать Ф., признаваясь ей в любви. Вот так ни с того ни с сего взрослый мужик увидел одноклассницу через 10 лет после окончания школы и понял, что жить без нее не может.

Верите? Я — нет.

Вывод: если герой что-то делает, у него должна быть мотивация. Если поступок серьезно меняет его жизнь (а герой вообще-то собирается бросить семью), у него должна быть серьезная мотивация, а не пять минут общения с бывшей на вечеринке.

5. Избитые темы

Помимо любовной сюжетной линии, самые частые темы в женском романе — это:

чиклит романы

— проблемы отцов и детей (у героини несчастное детство и плохие отношения с родителями, которые каким-то образом будут исправлены к концу книги)

— семейные взаимоотношения (обычно показывается, как устраивают свою жизнь другие члены семьи героини — сестра, мать, тетя и т.д.; часто открываются какие-то семейные тайны)

— друзья (ведутся сюжетные линии, связанные с жизнью друзей героини; если в книге у героини есть друзья, то, как правило, это означает многочисленные диалоги «бла-бла-бла о смысле жизни», посиделки в баре и вульгарные шутки)

— доброта и добрые поступки (так как прекрасная героиня всегда добродетельна, вспоминаем Джерома, она занята добрыми делами — да, в каждом втором романе)

⇒⇒⇒

Никто не говорит о том, что нужно стремиться избегать всех этих тем, но осторожность не помешает. Если эти «штампы» встречаются сплошь и рядом, возможно, стоит придумать что-то свеженькое?

К счастью, встречаются романы без этих ошибок, с неожиданными авторскими находками и крутыми приемами. Если интересно, как-нибудь расскажу :)

Дарья Корж

***

Все материалы на сайте предназначены для индивидуального использования и защищены законом об авторском праве (ст. 9, п. 1 Закона). Копирование запрещено. Цитирование статей и материалов возможно только с обязательным указанием источника в виде активной ссылки.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal

19 comments

  • Ольга

    «К счастью, встречаются романы без этих ошибок, с неожиданными авторскими находками и крутыми приемами. Если интересно, как-нибудь расскажу :)»

    Даша, обязательно расскажите! Очень-очень интересно. «Как не надо» — очень полезно и нужно знать, но без «как надо» совсем нельзя. Спасибо Вам за всегда очень полезные статьи.

    • Дарья Корж

      Оля, конечно, расскажу, раз есть интерес) Постараюсь в ближайшее время.

  • Настя

    Даша, спасибо за статью! Ух, меня тоже ну просто ужасно раздражать стали «совпадения». Даже по мелочам, когда событие в книге притянуто за уши — раздражает)

    • Дарья Корж

      Настя, спасибо за мнение — об этом и речь, совпадения очень редко выгодно вписываются в сюжет.

  • Юля

    Даша, спасибо! Что может быть полезнее свидетельств очевидца?! Так же интересно было читать твою подборку ошибок детских авторов после судейства на НДК.

    • Дарья Корж

      Юля, спасибо на добром слове) Ты, кстати, не думала о романе?) Или пока все мысли сосредоточены на детской прозе?

      • Юля

        Не все мысли сосредоточены на детской прозе, часть мыслей уже стремится к прозе подростковой. Я, видимо, буду медленно «расти» вместе со своей целевой аудиторией :D

        А вот о романе не думала, хотя как раз желание вписать любовную линию привело меня к повышению возрастной планки.

        • Дарья Корж

          Юля, это правильное решение — сосредоточиться на чем-то одном. Не всегда, правда, получается)

          Любовная линия в подростковой прозе — это «завлекалочка» лично для меня. Видимо, в детстве я не начиталась :)

  • Татьяна

    Очень интересно, спасибо! Всегда читаю ваши статьи и мечтаю написать свой роман, но пока только статьи для журналов получаются. Все никак не могу решиться и начать писать...

    • Дарья Корж

      Татьяна, рада слышать) А что мешает решиться? Я говорила и буду говорить, что нет большего удовольствия, нежели писать первую страницу книги :) Поэтому начинать всегда так приятно!

  • Яна

    Даша, очень увлекательная и нужная информация. Спасибо! Об Интересных находках тоже хотелось бы прочесть. Мне тема женских романов очень близка ;) Сейчас пишу небольшие сказки для женских изданий. А вот с книгой замахнулась на детскую прозу. Меня на литературных курсах очень вдохновил наш преподаватель Воскобойников Валерий Михайлович. И знания,, которые я получила на ваших курсах тоже очень помогают!!!

  • Ада Самарка

    Да! Очень классные советы — в современных романах раздражает именно это:)))

    • Дарья Корж

      Оля, особенно приятно слышать это от вас — самого что ни на есть практика!)

  • Юлия М.

    Дарья, спасибо за статью!

    Очень понравились идеи, изложенные в ней. Именно поэтому зачастую и невозможно читать эти женские романы, а не потому, что у меня, как у человека контуженного личной историей (она же у всех есть) любовная фрустрация. Описания страстей трудно применить к обычной жизни и мысли о бывших возлюбенных по пути на работу не торопятся посещать. Про логику случайных встреч тоже меткое замечание.

    Честно говоря, всегда думала, что такие романы пишутся для определенно типажа людей. Даже неоднократно видела в метро крупных дам в кружевах или леопардовых принтах, пожирающих глазами страницы книги, не обложке которой изображен полуобнаженный мачо и какая-нибудь девушка. Поэтому желания читать такое возникнуть не могло.

    Заставили задуматься!

    • Дарья Корж

      Юля, романы романам рознь) Есть качественные произведения, читать которые — одно удовольствие. Но авторы таковых, конечно, избегают описанных выше ошибок.

  • Pingback: Как написать хороший роман | КНИГА КАК ПРОЕКТ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *