Как поднять «мертвую лошадь»?

Когда есть время, я всегда с удовольствием отвечаю на письма и вопросы, которые вы, коллеги, оставляете здесь на сайте или присылаете по почте. Один из таких вопросов вместе с ответом я, с согласия автора, хочу опубликовать здесь. Возможно, для кого-то проблема «езды на мертвой лошади» тоже актуальна.

писательский кризис

«Дарья, здравствуйте. Случайно нашла ваш сайт сегодня. Прочла почти все статьи и хочу задать мучающий меня вопрос лично.

Два года назад я была полна решимости написать книгу. Идея, сюжет — все казалось мне прекрасным и восхитительным. За три месяца было написано больше половины. После этого книга мне резко разонравилась. Мне казалось, что она написана коряво, скучно и т.д. В результате все заброшено и не дописано. И у меня такой вопрос: как преодолеть писательский кризис и дописать книгу? Уже долгое время пытаюсь за нее браться, но такое ощущение, что полностью потеряна связь с ней.

Кира»

***

Кира, здравствуйте!

Для начала, как мне думается, надо проверить, что там с вашей «лошадью». Она, действительно, того, отбросила копыта, или просто упала :)

В исходном письме не хватает деталей: как долго вы продумывали книгу, почему бросили писать. Скажем, если вы два года думали над идеей, вы могли просто «передержать» ее. Так часто бывает, пока идея сидит в голове, она кажется гениальной и необыкновенной, а приступаешь к ее реализации, и вот уже вся необыкновенность куда-то делась. Текст получается не таким, как представлялось. Зуд проходит, и задумка теряет всякую привлекательность.

Но в любом случае, нужно прежде всего потрогать «лошадь», чтобы понять, что с ней. Для этого ответьте на вопрос: зачем вам дописывать эту книгу?

Если вы ловите себя на том, что не можете дать ответа или не можете дать четкого ответа, то, скорее всего, этот текст не стоит дописывать. Например, ответы из разряда «надо же довести дело до конца» или «задумка была просто шикарная» не объясняют, зачем вам сейчас дописывать этот текст. Задумка могла быть шикарной, а в реализации оказалась вялой, скучной, банальной, не цепляющей вас как автора. А необходимость доводить любой начатый текст до финала — вредный писательский миф. Если вы когда-нибудь видели черновики Пушкина, вы представляете, сколько там шлака и сколько текстов шло в мусорку. Не нужно доводить до конца все, что вы начинаете, нужно много писать и уметь отличать актуальное от неактуального.

Если же ответы на вопрос «зачем мне дописывать текст» получаются осмысленными, то лошадь вполне жива.

Осмысленные ответы могут звучать так: «я хочу дописать книгу, потому что мне нужно поделиться своим жизненным опытом, и формат этой книги идеально подходит для моих целей». Или: «я хочу дописать эту книгу, чтобы отправить ее на такой-то конкурс». Или: «Мне нравятся герои этой книги, и я не хочу с ними расставаться». То есть в ответе должна звучать конкретика, имеющая отношение не к задумке, а уже к тексту, над которым вы работаете и с которым вас многое связывает.

В зависимости от появившейся конкретики определяем, в чем проблемы, почему вы бросили книгу на полпути. Скажем, если нравятся герои, возможно, сам формат книги вам не подходит. А что, если попробовать писать в другом жанре, добавить мистические мотивы, отступить от изначального плана? Если вы хотите поделиться жизненным опытом, а получается «тускло, неинтересно», стоит поработать над героями и сюжетными линиями.

Обычно выделяют два типа проблем, которые мешают закончить книгу:

  • психологические
  • сюжетные

Психологические проблемы писателей

психология писателей

Самая частая психологическая проблема — это «остывание». Пока вы продумывали идею, пока писали, тема начала терять актуальность, и энтузиазм вас покинул.

Допустим, под впечатлением от какого-то события, вы начали писать об этом рассказ или книгу. Но время прошло. Тема уже не затрагивает вас так, как раньше. Например, многие писатели в отпуске начинают писать книги о новой для себя стране, но потом возвращаются домой и в отрыве от очаровательного места понимают, что сказать, в общем-то, нечего.

Что делать в таком случае:

Если тема потеряла актуальность для вас самих, но вы все же хотите продолжить работу над этой книгой, попробуйте восстановить актуальность. У вас примерно такая же проблема, как у супругов, которые прожили долгие годы в браке, и их чувства уже не столь горячи. Подумайте, как освежить ваши чувства к книге. Придется делать это «искусственным путем». Например, можно собрать больше материала, чтобы наткнуться на новые мысли, для этого посетить выставки, косвенно связанные с вашей книгой, прочитать статьи на смежные темы. Можно обсудить сюжетные линии с друзьями, позвать знакомых писателей на мозговой штурм.

В одном англоязычном романе героиня-писательница, чтобы выйти из творческого кризиса, посещала места, в которых вполне могли бы оказаться персонажи ее книг, и вела с ними воображаемые диалоги. Так, к примеру, можно отправиться в кафе, если ваш герой — кондитер, и попробовать записать мысленный диалог под чашечку ароматного кофе.

Еще одна психологическая проблема — внутренний критик. Вы пишете-пишете, а голос внутри талдычет, что получается откровенная чушь. Вместо изысканных описаний — жалкий писк графомана, вместо острых диалогов — невнятный лепет. Как заткнуть внутреннего критика, мы обсуждали не раз, есть много методов. Мне больше всего нравится звать на помощь «внутреннего весельчака». Пока «критик» что-то бубнит, «весельчак» радостно пикирует: «Ну и что, зато мы как следует повеселимся». Если творить с мыслью «главное — мое, авторское, удовольствие», никакой внутренний критик не может вам помешать. Визуалам помогает повесить большой смайл на экран компьютера и постоянно напоминать себе: пишу так, чтобы мне нравилось, чтобы было «по приколу».

Сюжетные проблемы

Что касается сюжетных проблем, самые распространенные следующие:

писатель кризис1. Нехватка конфликтов – если сюжет пробуксовывает, то, скорее всего, из сцены в сцену ничего не происходит, не хватает действий и конфликтов. Сценаристы, к примеру, утверждают, что конфликты должны быть в каждом диалоге и каждой сцене, только тогда текст будет захватывающим (в том числе, для самого автора).

⇒ Проверьте, хватает ли у вас конфликтов. Есть ли конфликт в главе, в сцене, в диалоге. Если нет, добавьте. Подумайте, на почве чего могут поссориться персонажи, как различаются их характеры, дает ли эта разница «пищу» для столкновений. Если антагонист (лицо, противодействующее вашему герою) недостаточно силен, чтобы внести напряжение, добавьте одного-двух героев, которые будут противостоять вашему протагонисту.

2. Плохая проработка плана – если вам непонятно, как развивать сюжет дальше, возможно, вам стоит вернуться обратно и проработать план более детально.

⇒ Дорабатывать и уточнять план лучше всего следующим образом: сначала на карточке вы пишете тезисно план главы: Тесей идет к минотавру. Ариадна дает ему с собой нить. Отец Ариадны празднует избавление от ненавистного героя со своими друзьями и т.д. Потом постарайтесь представить в голове картинку, прокрутите как фильм все сцены, которые вы хотите написать – все сходится, кажется логичным? Тогда можно на отдельном листе прописать план более подробно.

3. Слабая мотивация — проблемы с персонажами могут свидетельствовать о слабой проработке характеров и, в первую очередь, о нехватке мотивации. Если вы подспудно чувствуете, что действия персонажа нелогичны, лишены здравого смысла, то персонаж никогда не получится живым, так и останется картонным.

⇒ Проверить мотивацию очень легко. Спросите кого-то из знакомых, как бы поступили они в такой ситуации. Спросите себя: вы поехали бы в Бангладеш, чтобы выполнить поручение друга? Наверное, все зависит от того, какие отношения вас связывают с другом. Сначала вы бы выяснили, почему друг сам не может отправиться в путешествие, что это за поручение и с какими рисками связано его выполнение. После того, как вы найдете ответы на все эти вопросы, у героя появится мотивация, его поведение станет достоверным.

Всегда ставьте себя на место героя! Всегда выясняйте, чем руководствуется герой, поступая таким-то образом.

4. Нехватка деталей – это тоже может быть причиной того, что сюжет замер на месте. Если вы чувствуете, что вам не хватает деталей, и из-за этого отдельные сцены выглядят неубедительными, поведение героя не соответствует действительности, подумайте, где можно найти нужную информацию.

⇒ Продумывайте детали перед тем, как приступать к написанию главы, сцены. Написали немного? Поищите в интернет-источниках статьи на нужную тему, подумайте, как можно раскрасить текст. Ильф и Петров, например, писали, что старались на каждой странице включить в повествование шутку или какую-то яркую деталь. Почему бы не поставить для себя ту же цель?

Детали необязательно могут быть в виде фактов. Тропы, средства художественной выразительности, — тоже можно отнести к деталям. Если вы чувствуете, что повествование получается бледным, постарайтесь его «раскрасить». По методу Ильфа и Петрова придумайте к каждой сцене красивое/забавное/язвительное сравнение или высказывание и сделайте текст ярче.

***

После того, как вы определите первоисточник проблемы, будет проще ее решать. Была такая песня про мертвого негра, который может играть в баскетбол: «Ну и что, что зомби, зато он встал и пошел...». Так вот, с книгами такой фокус не работает. Мертвый сюжет не встанет и не пойдет. В этом случае лучше бросить то, на что ушли месяцы, а то и годы работы, и не оглядываясь устремиться вперед, к новым вершинам. Для этого, конечно, требуется определенное мужество. А никто и не говорил, что будет легко :)

P.S.: если у вас есть вопросы, на которые вы хотели бы получить ответ, присылайте их на адрес adaria@bk.ru.

→ Автор статьи — Дарья Корж. Все материалы на сайте предназначены для индивидуального использования и защищены законом об авторском праве (ст. 9, п. 1 Закона). Копирование запрещено. Цитирование статей и материалов возможно только с обязательным указанием источника в виде активной ссылки.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal

4 comments

  • Юля

    Даша, спасибо за полезное и своевременное повторение пройденного! Абзац о том, как «освежить чувства», очень кстати. Пойду и составлю список дел и развлечений, в которые можно окунуться, чтобы заново проникнуться атмосферой своей книги.

    • Дарья Корж

      Юля, будет здорово, если поделишься списком или хотя бы некоторыми пунктами ;)

  • Спасибо, Даша, за советы. Весьма актуально...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *