Как полюбить свои тексты

«У меня были отличные идеи, я начинал рассказ, писал несколько страниц, пять страниц, десять страниц, и всегда все получалось не так хорошо, как оно было в моей голове. Вот такая невероятная вещь: стоило записать историю на бумаге, она оказывалась не такой хорошей, какой я ее себе воображал» — вам это знакомо? Или вот еще: «Бывают дни, когда я встаю и говорю: «Черт возьми, куда подевался мой талант? Что за дерьмо я создаю? Это ужасно. Вот, это я написал вчера. Ненавижу, ненавижу это». У меня есть сцена в голове, а когда я пытаюсь перенести ее в словах на бумагу, слова получаются корявыми, а сцена — неправильной». Это тоже про вас?  Добро пожаловать в лагерь авторов, ненавидящих свои творения!

как полюбить свое творчество

К слову, думаете, высказывания выше принадлежат какому-то неудачнику? Ан нет, это жалуется на тяжелую писательскую жизнь знаменитый на весь мир Джордж Мартин. У всех бывают плохие дни, все писатели в тот или иной момент впадают в отчаяние, так им не нравится написанное.

Наверное, есть счастливые авторы, которые на самом деле восхищаются своим ми-ми-ми-ути-пути-каким-творчеством. Правда, я с такими на практике не сталкивалась. Чаще писатели откровенно признаются: получается кошмарно, читать невозможно, и главное — написанное нисколько не соответствует изначальной задумке. Вдохновляешься, пишешь, и на двадцатой странице понимаешь, что текст лучше сжечь, чтобы никто случайно не увидел и не испугался. Начинаешь новый, первая страница выглядит шики-блеск - как в том анекдоте: «Я намерен жить вечно, пока все идет нормально». А потом та же двадцатая страница и то же ощущение «слабо, тухло, не получается, сжечь  дотла». Что делать-то?

Я, конечно, не психолог, но совершенно очевидно, что разочарование из-за разницы между ожидаемым и реальностью — нормальная часть жизни. Согласитесь, мы с вами сталкиваемся с разочарованиями каждый день. Предвкушали романтический ужин при свечах, а супруг заявился домой с гриппом, бананы фламбе превратились в угольки, новые духи вызвали аллергию. С нетерпением ждали рождения розовощекого младенца, который в вашем представлении должен был с утра до вечера гулить и радоваться погремушкам, а получили вопящее «нечто», закатывающее атасные вечеринки с двух ночи до пяти утра.

ожидание и реальность1

Ну и так далее. Заметим, с этой разницей между мечтой и явью мы довольно-таки быстро свыкаемся. Несмотря на грипп романтический ужин оказывается вполне себе приятным, бананы отправляются в мусорное ведро, а блюдом вечера становится банальная курица, зато есть что вспомнить!

«Нечто» хоть и вопит до пятнадцатого этажа, зато свое, родное, с тем самым породистым носом, который носил еще прадедушка.

Или вот знакомый всем пример. Каждый год мы с мужем собираемся в отпуск, смотрим буклеты и сайты отелей, тщательно выбираем место по отзывам и рекомендациям знакомых, учитывая все нюансы. Наконец приезжаем в отель мечты и...

Нет, отель не плохой. Есть и обещанный пляж с белым песком, и красивый номер-люкс, и ресторан, из которого аппетитные запахи разносятся на всю округу. Но все оказалось другим, не таким, как представлялось вначале. На пляже вовсю палит солнце. Море синее, но нет коралловых рифов, негде поплавать с маской. Номер пахнет чем-то чужим, незнакомым, вместо любимой душевой кабины джакузи. В ресторане на ужин не подают любимых баклажанов, а клубника кажется безвкусной. Э-эх...

Впрочем, проходит три дня, и ощущения меняются. Каждый клочок, каждый закоулок исследован, и приходит чувство «оно родное». Мы уже можем водить по отелю экскурсии. Посмотрите, там растет гранат, скоро плоды созреют, и это кажется настоящим чудом. А на дальней веранде подают чудесный ристретто с такими булочками, что пальчики откусишь. На пляже есть тихий уголок в тени... Рай на земле, ей-богу. Что вы говорите? Кораллов нет, и черт бы с ними. Зато каких мы тут рыбок видели, в синюю и желтую полосочку! А муж нашел на отмели золотое кольцо и штук двадцать монеток. Клубника безвкусная? Да кому она нужна, когда есть такие ананасы, что век бы эту вашу клубнику не видели. А какая в номере джакузи! Кому нужна душевая кабина, а? Я вас спрашиваю?

Аналогия получилась длинной, но понятно, к чему мы пришли. Получается всегда иначе, не как загадывалось. «Мечты сбываются порой не так». Но кто сказал, что получается хуже? Просто по-другому.

Purchase this image at http://www.stocksy.com/122405

То же самое происходит с текстами. Не знаю, как вы, а я вижу текст сценами, яркими картинками, которые стараюсь воплотить на бумаге. Только в процессе получается совершенно не то. Героиня должна была встречаться со знойным брюнетом, но вдруг влюбляется в тощенького блондина. Мечтала о пышных, цветистых фразах, а текст вдруг пишется коротко и сухо. Главы планировались длинными, а на практике выходят короткими, но забавными.

И вот на этом этапе, когда получается не то и не так, возникает яркий соблазн бросить все это и попробовать начать заново, с другим текстом. Ловушка в том, что другой текст тоже пойдет не так, и в конечном счете остается либо смириться с этим, либо без конца бросать текст за текстом и стать уникальным начинателем и никогда-не-заканчивателем. Увы, профессия интересная, но совершенно не востребованная на писательском рынке.

Вот и Джордж Мартин пишет, что единственный способ преодолеть разочарование — найти в себе силы двигаться дальше: «Я писал с детства, но никогда не заканчивал. Тогда я понял, что завершать истории надо. Совершенно бесполезно владеть целым ящиком отрывков и всякий раз гнаться за следующей идеей, которая кажется лучше, прекраснее и увлекательнее, чем та, над которой работаешь сейчас. Так что я начал завершать истории»

А, подождите, есть еще один путь — не очаровываться изначально, чтобы не разочаровываться впоследствии. Не ждать от себя восхищения и достижения идеала, а стараться удивляться себе и своему творчеству. Постоянно. Каждый день! Открывать что-то новое и ахать этому. Так, как происходит в случае с младенцем: «А Петенька наш, оказывается, совсем не молчун, вон уже сколько слов говорит!». Так, как происходит в случае с отдыхом: «Территория оказалась меньше, чем мы думали, зато какие тут растут лимоны, какой бассейн с термальной водой!».

Попробуйте тот же фокус провернуть со своей книгой: «Ух ты, а я, оказывается, предпочитаю не длинные, а короткие предложения», «Вау, мне лучше удаются детективы, чем романы», «С ума сойти, герои вдруг решили не жениться, а разбежаться!», «Конгениально, если перенести действие из России в Новую Зеландию прошлого века, получается куда живее!». И все эти мини-удивления, охи и ахи, неожиданные открытия и восторги нужно постоянно фиксировать. Мысленно, а еще лучше — на бумаге, скажем, в дневнике или блокноте наблюдений (да, это вам говорит фанат блокнотов). Месяц таких наблюдений, и вы начнете относиться к своему творчеству совсем иначе. Не ждать от себя каких-то навязанных извне идеалов, не сравнивать свою сказку про волшебников с «Гарри Поттером», не прислушиваться, когда же придет это «идеально» (оно никогда не придет), а удивляться и радоваться этому удивлению. Михай Чиксентмихайии, профессор психологии, между прочим, известный своими исследованиями на тему творчества, утверждает, что любопытство — один из главных ключей к развитию креативности.

«Каждый день чему-то удивляйтесь. Удивляйтесь увиденному, услышанному, прочитанному. Остановитесь и рассмотрите припаркованную у обочины машину необычного вида, попробуйте какое-нибудь новое блюдо в кафетерии, внимательно прислушайтесь к разговорам коллег в офисе. Будьте открыты тому, что говорит вам мир. Жизнь — это всего лишь поток опыта, и чем глубже вы в него погрузитесь, чем дальше заплывете, тем богаче она будет».

♥ Настоящие писатели знают этот секрет писательского счастья. Не слепая любовь, не идеальная или возвышенная, а бытовое чувство, основанное на радости удивления. Или вы думаете, что Пушкин от восхищения кричал: «Ай да Пушкин, ай да сукин сын!». Да удивлялся он себе, вот и все.

И последнее, что скажу. Не удивляйтесь молча, удивляйтесь вслух, берите пример с Пушкина. Каждый день, как закончили работу над книгой, поаплодируйте себе: «Надо же, какая глава получилась! Ну и ну, что у меня герои выкинули сегодня! Ого, не ожидала, что вместо любовной сцены у меня получится чистая комедия». А можете вообще начать рассказывать о себе и своей книге в третьем лице: «Ну дает Дарья, убивает героев направо-налево, а так и не скажешь — чистый одуванчик...»

Все писатели немного с придурью, главное, этого не стесняться.  Рассказывайте другим о своих открытиях, пишите об этом в блогах и соцсетях, можно анонимно: «А я сегодня отравила героя редким ядом! А у меня в книге есть глава, посвященная добыче алмазов». Возможностей куча. Удивляйтесь, и любовь придет.

Вот я, например. Написала совсем не то, что планировала написать. Удивительно, правда? :)

Дарья Корж

***

Все материалы на сайте предназначены для индивидуального использования и защищены законом об авторском праве (ст. 9, п. 1 Закона). Копирование запрещено. Цитирование статей и материалов возможно только с обязательным указанием источника в виде активной ссылки.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal

12 comments

  • Татьяна Кольцова

    Даша, это прекрасно! Пожалуй, стоит вернуться к старым заброшенным текстам и поудивляться им:)

    • Дарья Корж

      Таня, ооо, в старых текстах столько удивительного))) А как у тебя с новыми текстами? Пишется что-то?

  • Aziliz

    Надо же, у Мартина были такие же проблемы с завершением! И вообще. Понравилась эта мысль про завершение и новые тексты. Попробую дописать что-то.

    Спасибо)

    • Дарья Корж

      Пожалуйста) Про Мартина подробнее можно прочитать тут: mi-pishem.livejournal.com/312022.html. Джордж Мартин пишет, как на него повлияли писательские правила фантаста Роберта Хайнлайна.

  • Екатерина

    Ахаха, да-да-да, у меня так обычно и выходит)) планирую одно, а в процессе написания офигеваю от героев и от себя заодно)) с каждой главой становится все интереснее, чем же этот бедлам все-таки закончится)) ясно лишь одно: совсем не тем, что я планировала)

    • Дарья Корж

      Такому подходу можно только позавидовать :) Особенно, если с каждой главой все интереснее! Это золотое правило всегда работает: то, что интересно пишется, интересно читается.

  • Ирина

    Ну, как бы, все так и есть, нравится — не нравится, снова — нравится, опять — не, но самое интересное место — конец. Так классно началось, так бурно развивалось и, вдруг, откуда ни возьмись — конец!!! И что с этим делать, не знаю...

    • Дарья Корж

      Искать «изюминки» в том, что получается, и не стремиться к идеалу ;)

  • Юлия М.

    Дарья, спасибо. Это прямо то что «доктор прописал», да, тексты сплошное разочарование и представляется в сознании все эпизодами, каждый из которых хорош. но воплощен не так и между ними связи мало. Насчет поиска положительных сторон нужно подумать. Про завершение — вообще в точку.

    • Дарья Корж

      Юля, да, парадокс в том, что бесполезно оценивать «кусочки», нужно довести текст до конца, только тогда будет ясно, получилось или нет.

  • Любовь и ненависть к собственному рассказу зависит от времени, когда он был написан. В первый день рассказ или нравится или нет, на второй день видны все ошибки в рассказе, начинаешь переделывать, а их все больше находится... Лучшее решение отложить рассказ и забыть о нем. Потом, когда снова достанешь его, то он уже воспринимается совершенно иначе, даже так, будто не ты его писал. Самое время для адекватного восприятия (хороший он или плохой) и редактирования.

  • Pingback: Как поднять «мертвую лошадь»? | КНИГА КАК ПРОЕКТ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *