Карта триллера: зачем и как ее составлять

Если присмотреться к статьям на этом сайте, внимательный читатель наверняка найдет противоречащие друг другу советы. Дело в том, что нет универсального шаблона для решения любой писательской проблемы. В частности, очень многое зависит от жанра. Если вы когда-либо читали сборник писательских советов с разочарованием, понимая, что многие из этих советов не работают, вы поймете, о чем я говорю.

Не существует единого подхода к планированию рукописи. Я бы вообще предложила в случае с каждым отдельным жанром использовать особый подход к планированию. Скажем, если детектив действительно хорошо «планировать от обратного», то с триллером такая схема не работает. А что работает? Давайте как раз об этом поговорим в связи с очередным набором участников в Саспенс-лабораторию.

Я предлагаю планировать триллер с помощью так называемой интеллектуальной карты (или карты-схемы). Это можно делать в специальной программе (только при условии, что у вас есть время, чтобы в ней разобраться) или — что намного проще — на обычном альбомном листе бумаги, вооружившись цветными ручками, карандашами и линейкой.

Заполнять нашу интеллект-карту мы будем по такой схеме:

1. Центральная тема-проблема

Если вы до сих пор не знаете, о чем ваш триллер, не беда. Найти завязку проще простого — поройтесь в криминальной хронике, почитайте статьи о нашумевших делах, подумайте о том, что всегда вас пугало. Вам нужно найти центральную сюжетную линию, завязанную на каком-то преступлении, будь то насилие в семье или похождения городского маньяка.

Когда вы определитесь с темой, у вас сразу появится герой. С кем все это происходит? Например, вы решили писать про мужа-маньяка, терроризирующего жену. Довольно шаблонная завязка, но сейчас перед вами не стоит задача придумать что-то очень оригинальное. Начните с начала.

Итак, центральная тема — «семейная жизнь с садистом/насилие в семье», героиня — женщина, страдающая от садистских наклонностей супруга.

2. Дополнительные темы-сектора

Теперь нужно определить, где и как будет развиваться ваша центральная сюжетная линия. Грубо говоря, как именно герой будет преследовать героиню? Например, вы решаете, что ваша героиня — бедная девушка из приюта, не знавшая толком жизни, поэтому вышедшая замуж за первого встречного. Сначала она счастлива в браке, потом муж начинает проявлять наклонности садиста, но обставляет все так, что соседи и знакомые считают героиню безумной.

Какие сектора «места-люди» у нас тут появляются:

Сектор «предыстория героини»: здесь мы расскажем, как проходило детство героини, как ее отец избивал мать до тех пор, пока не попал в тюрьму за убийство, как девочка оказалась в приюте, через что прошла и как закалилась.

Сектор «окружение/соседи»: покажем уединенную жизнь героини в сельском уголке.

Двух секторов маловато для развития сюжета. Непонятно, откуда придет спасение. Добавим, во-первых, местного полицейского, к которому героиня обращается за помощью.

Сектор «полиция»: героиня обращается за помощью к полицейскому, у того возникает симпатия к девушке, но муж-садист применяет все свое влияние, чтобы полицейский отвернулся от героини.

Во-вторых, подумаем, как может закончиться история. Скажем, героиню спасет отец, освободившийся из тюрьмы. Он убьет мужа-садиста и таким образом загладит свою вину перед дочерью, которую лишил матери.

Сектор «отец из тюрьмы»: покажем намеками, как героиня поддерживает отношения с отцом в тюрьме, как тот освобождается/сбегает из тюрьмы, чтобы помочь дочери.

3. Конфликты по секторам

Расписываем сектора, выделяя конфликты между героями в этих секторах (конфликты дают проблемы, которые приходится решать героям, таким образом, сюжет продвигается вперед)

У нас 4 сектора, это вполне подходящее количество тем-проблем для триллера. Сейчас мы их распишем «поконфликтно»:

Центральный сектор «семейная жизнь с садистом»:

1 конфликт — героиня выходит замуж за человека, которого не знает, и обнаруживает, что у него есть тайны (скажем, запертая комната для пыток — отсылка к сказке «Синяя борода»)

2 конфликт — муж начинает истязать героиню, ей не к кому обратиться за помощью

Сектор «предыстория героини»:

1 конфликт — отец героини испортил детство дочери (побои, ссоры с матерью)

2 конфликт — отец убивает мать, героиня отправляется в приют

3 конфликт — тяжкая жизнь в приюте

Сектор «окружение/соседи»:

1 конфликт — героиню не принимают в маленьком городке, где жизнь статична и чужаков не любят

Сектор «полиция»:

1 конфликт — героиня испытывает романтическое влечение к полицейскому, муж узнает об этом, разгорается скандал

2 конфликт — полицейский отказывает в помощи героине

Сектор «отец из тюрьмы»:

1 конфликт — отец убивает мучителя дочери

4. Символы/Знаки

В триллерах часто появляются говорящие символы, темы-метафоры, с помощью которых удается дополнительно создать тревожную атмосферу. Часто такие символы получают материальное воплощение в книге и участвуют в сюжете (яркий пример — исчезающие фигурки в детективе-триллере «Десять негритят» Агаты Кристи). Проще говоря, символы — это те образы, которые будут ассоциироваться у читателя с вашей книгой.

Попробуйте вспомнить любимые триллеры и подумайте, какие предметы/явления ассоциируются у вас с этими сюжетами.

«Исчезнувшая» Гиллиан Флинн — квест, дневник и письма.

«Остров проклятых» Денниса Лихэйна — психиатрическая лечебница, остров, море, сны.

«Амазония» Джеймса Роллинса — джунгли, жара, хищники.

Найдите место на карте и составьте для себя список подсказок-символов, которые помогут создать нужную атмосферу в книге и, возможно, сыграют важную роль в сюжете. Смотрите, как работают символы в романе «Ребекка» Дафны дю Морье.

5. Микс

Теперь вам остается самое простое и приятное. Подумать над тем, как перемешать сектора и символы в том порядке, который вам кажется наиболее интересным. Тут мы подошли к главному отличию триллеров от детективов — в триллере жесткая логика основной центральной линии не является обязательной. Это в детективе одно событие вытекает из другого, и задача сыщика — выстроить эти события в четкой последовательности. В триллере допустим хаос, события могут сменять друг друга в любом порядке, главное — это создание гнетущей атмосферы.

Вот что может получиться в итоге:

***

Чем хорош такой подход к планированию триллера? Думаю, вы и сами видите. Во-первых, скоростью планирования — на то, чтобы создать интеллект-карту триллера, вы потратите максимум полдня, причем сюжет рождается без особых усилий. Можете планировать с удовольствием, ведь у вас перед глазами простая и понятная схема, допускающая любое количество креатива. Рисуйте на ней героев, чертите рядом схему местности, где будут развиваться события, прописывайте все необходимые детали.

Во-вторых, такая схема не ассоциируется с тяжелой работой. Думаю, вам знаком ступор, который нападает на писателя в начале планирования, стоит лишь представить, сколько материала надо перелопатить. В случае с картой-схемой игровой подход позволит вам расслабиться, подойти к процессу без напряжения.

В-третьих, легко не значит несерьезно. Простая схема позволит охватить все важные моменты, спланировать все ключевые сюжетные точки. Сразу после этого вы сможете приступать к работе.

Да что я расхваливаю, попробуйте сами :)

***

Этот и другие подходы к планированию триллеров мы будем изучать в Саспенс-лаборатории! В этот раз я добавила в мой любимый курс дополнительный блок, посвященный планированию. Если вам хочется написать текст, который сразу увлечет читателя, добро пожаловать на проект!

Ваша ДК

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *