Копченая селедка для писателей

Новая рубрика на сайте — «Словарный запас». Мы тут, конечно, не сторонники теории, напротив, самые что ни на есть практики. Но и практикам не помешает вооружиться чем-нибудь интересным! Само собой, писать про хореи, особенности гротеска и прочие всем известные премудрости мы здесь не будем. Вместо этого возьмем на заметку самые актуальные и необычные термины и приемы.

И начнем с «копченой селедки»!

копченая селедка

Red herring — в переводе с английского означает «отвлекающий маневр», ложный след (сильно пахнущая копченая селедка использовалась, чтобы сбивать охотничьих собак со следа).

В фикшн-литературе этот прием используется для того, чтобы намеренно или ненамеренно привести читателей или героев к ложному заключению. Часто встречается в детективах, когда автору нужно отвести подозрения от главного злодея. Агата Кристи, к примеру, постоянно использует «копченую селедку» для того, чтобы как можно дольше скрывать истинного преступника от читателя и таким образом держать читателя в напряжении. Для этого она почти каждого героя наделяет мотивом для совершения преступления.

Убийство Роджера ЭйкрольдаТак, в детективе «Убийство Роджера Экройда» под подозрением оказываются чуть ли не все близкие умершего: невестка Роджера миссис Экройд, которая имеет много долгов из-за своих экстравагантных расходов; её дочь Флора; майор Блент — заядлый охотник; Джеффри Реймонд — личный секретарь Экройда; пасынок Роджера Ральф Пэтон, также имеющий огромные долги; Паркер, любопытный дворецкий, и Урсула Борн, уволенная накануне убийства горничная. Словом, все, кроме настоящего убийцы.

Конан Дойл представляет классическую «копченую селедку» в повести «Собака Баскервилей»: сюжет построен так, чтобы отвести подозрения от преступника.

собака баскервилейВ итоге, благодаря тонким подсказкам автора читатель подозревает то беглого каторжника, то слугу Бэрримора, пока злодей остается в тени.

Как использовать прием «копченой селедки» в книге:

1. Дай мотив для преступления невиновным героям. Возможно, герой поссорился с убитым незадолго до смерти или получил огромное наследство от отравленной тетушки. А может быть, жертва преступления шантажировала героя — это достаточно сильный мотив для убийства.

2. Используй детали, которые могут сбить с толку читателя. Например, в «Убийстве Роджера Экройда» одной из основных улик против сына погибшего мистера Экройда является след от его ботинка на подоконнике в кабинете, где было совершено убийство. Позже выясняется, что в день совершения преступления сына Экройда видели в сапогах, и у него не было возможности сменить обувь.

3. Позволь героям оказаться не в том месте не в то время. Возможно, героиня случайно оказалась на месте преступления и оставила там свои следы, поэтому теперь все улики указывают на нее. Или кто-то случайно застал героя за странным занятием и сделал ложные выводы. В рассказе Конан Дойла «Вампир в Суссексе» кажется совершенно очевидным, что преступница — молодая перуанка, которая сосет кровь у собственного ребенка. Кормилица застает женщину на месте преступления, с окровавленными губами! Позже выясняется, что мать пыталась высосать из крови младенца яд, следствие стрелы с ядовитым наконечником.

А вы используете прием «копченой селедки» в своих книгах? Расскажите, как он выглядит! Если есть желание потренироваться, найдите «копченую селедку» в книге «Код Да Винчи» Дэна Брауна или в детективе «Убийство в восточном экспрессе» Агаты Кристи.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal

One comment

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *