Марафон «ЧЕК-ЛИСТ ПИСАТЕЛЯ»: неделя 1 — идеи, в очередь!

Друзья, начинаю обещанный марафон! В конце рабочей недели, по пятницам или субботам, я буду выкладывать на сайте материалы, где мы разберем самые важные аспекты темы, как эффективно организовать писательский процесс. Составим коллективный чек-лист писателя, в котором можно будет найти ответы на все-все волнующие вопросы по «управлению творческим потоком» и проверить себя.

Кстати, если у вас есть вопросы, присылайте их на адрес adaria@bk.ru с пометкой «Вопросы для марафона».

А мы пока...

Неделя 1 — строим идеи в очередь

chek-list

Работаем с автором в коучинге. Все хорошо, идея отличная, сюжет выстраивается стройно и логично. Осталось только решить, как именно будут взаимодействовать два главных героя. Выбрали лучший способ, так, чтобы в конце подвести к главной интриге. И тут у автора ступор: а что, если я начну писать, а потом пойму, что это была не лучшая идея? Что, если у меня появятся новые мысли? Возвращаться и переписывать все с самого начала?

Смотрите. Раньше я тоже переживала из-за того, что не нашла самую-пресамую шикарную идею. Работа писателя представлялась мне сродни работе рыбака: сидишь на берегу реки и ждешь, пока клюнет самая крупная рыба во всей реке. Царь-щука! Помните, как у Джоанн Харрис в романе «Пять четвертинок апельсина» героиня все мечтала поймать огромную Матерую, щуку, которая исполняет все желания. И каким разочарованием обернулось понимание того, что волшебной рыбы не существует.

Нет супер-пупер идеи, ребята! Нет волшебных героев и чудодейственных поворотов сюжета, которые только зааркань и сразу станешь звездой. Популярный блогер может написать на самую простую тему, например, мемуары про свое несчастное детство и взлететь с этой банальной темой на писательский Олимп. А новичок без опыта и аудитории может нащупать очень крутой сюжет и остаться на бобах.

Или давайте так? У вас есть прямо сейчас блестящий сюжет, который купят не глядя, как только вы его озвучите? Нет, тогда пишите тот, который есть. Здесь и сегодня. Совершенно неважно, какую идею вы выберете. Важно, чтобы она «откликалась вам», воспламеняла вас, тогда книга получится. А если не горит, стоит поискать еще. Тут я согласна с Брэдбери:

«С идеями следует обращаться как с кошками: надо добиться, чтобы они сами за тобой бежали. Если ты попытаешься подойти к кошке и взять ее на руки – нет! – она этого не позволит. Тут надо сказать: «Ну и черт с тобой!» И кошка скажет себе: «Погоди-ка минутку. Он ведет себя странно. Не так как все люди» И кошка пойдет следом за вами просто из любопытства: «Да что с тобой? Почему ты меня не любишь?» (

Из книги «Дзен в искусстве написания книг»)

Но вот вы нашли идею, загорелось. А дальше-то что? А вдруг в процессе работы над рукописью пришла новая идея, а за ней — еще одна. И все крутые, лучше прежней! Что же делать?

Звучит так, как будто вы своим идеям не хозяин и не хозяйка. Пришла одна идея, схватила вас в томные объятия. Пришла вторая — и вот вы уже пляшете под ее дуду. Ничего хорошего, понятно, из этого не выйдет. Идеи, как те русалки в «Пиратах карибского моря», вдоволь наиграются вами и уплывут в другие края, искать новую жертву. А от вас, извините, останутся рожки-да-ножки. Усталость и опустошенность — вот что ждет того автора, который не может разобраться с идеями.

Помните, как в фильме «Призрак» мошенницу Вупи Голдберг вдруг стали одолевать самые настоящие привидения? Хорошо, что барышня оказалась не робкого десятка и быстро построила призраков в очередь. Если родственники готовы заплатить за общение, почему бы не пообщаться с духом! А вот привидениям-нищебродам ничего не светило. Сплошной расчет...

Такая циничная расчетливость не помешала бы многим авторам. Выстройте идеи в очередь в зависимости от их коммерческой ценности и удобства в реализации. Допустим, вы написали половину книги про пирата Косматая Башка. И вдруг вас осенило — ваш пират слишком груб, в книге явно не хватает любовной линии. А не вернуться ли вам в начало и не поменять Косматую Башку на более многообещающую Красотку Кудряшку?


Прежде чем начать с начала, протестируйте идею по следующим пунктам (чек-лист 1):

⇒ потенциал (чем пиратка лучше пирата?)

 востребованность на рынке (вы уверены, что аудитория испытывает острую нехватку героинь-пираток?)

 личный фактор (почему вы вдруг захотели писать про пиратку? Чем она интереснее вашего героя?)

 простота реализации (прикиньте, сколько времени и сил вам потребуется для того, чтобы написать книгу с самого начала, пусть и по имеющемуся материалу, переведите в часы, а потом сравните с затратами на доработку уже имеющейся рукописи).


Не стесняйтесь выстраивать идеи в очередь. Пусть томятся и зреют. Спокойные зрелые идеи куда лучше молодых хищных русалок, задача которых — сбить вас с истинного пути.

pirat

Помните: любую идею можно реализовать так, что за нее будут драться лучшие издательства страны. Для этого нужно: а) влюбиться в нее, искренне, от души б) качественно реализовать ее в) попасть в тренд. Если первое и второе в вашей власти, третье, скорее всего, никак от вас не зависит. Так что просто делайте свою работу.

Для практики: заведите «входящий блокнот» и скидывайте в него все-все идеи, которые только приходят к вам в голову. В конце недели проверяйте блокнот и распределяйте идеи по категориям. Например, у меня есть следующие категории: реализовать позже (красный цвет), подумать над тем, как переработать (зеленый цвет), отдать (желтый цвет), выбросить (зачеркиваю).

Если какая-то идея кажется вам очень интересной и многообещающей, выделите для нее тестовый период. Попробуйте написать 3 страницы начала, где на сцену таки выходит Красотка Кудряшка в порванном кринолине и с мушкетом наперевес. Посмотрите, так ли хороша ваша новая идея на практике, как вы предвкушали. И если испытываете хотя бы тень сомнения, быстро вернитесь к старой.

Оставайтесь верны первоначальной идее («Меня царицей соблазняли, но я не поддался!»), доводите книги до конца и тогда все получится.

***

Расскажите, как вы боретесь с обилием идей? Есть ли у вас блокнот для фиксации входящих идей?

Этот материал оказался для вас полезным? Буду рада обратной связи и перепостам.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal

7 comments

  • У меня получается немного по-другому. Если я сразу не начала реализовывать пришедшую идею, то со временем она перегорает, теряется её энергетический импульс, и она становится такой же холодной и невкусной, как остывшие блины.

    Блины вкусны только со сковородки, когда свежие и горячие.:))) Но если остывшие блины можно подогреть, то для остывших идей микроволновку ещё не придумали.:)

    Но мысль — всё записывать и распределять по пунктам в очередь — ценная. Так и буду делать, если идей будет слишком много.

    Спасибо за интересную информацию. С уважением!

    • Дарья Корж

      Спасибо за обратную связь! У меня как раз все наоборот :) Идея отлеживается минимум несколько месяцев, а лучше — полгода-год. То есть для меня это тогда уж торт, который нужно продумать, отрепетировать и потом уж поэтапно печь)) Хорошо, что все мы разные, и можно и нужно искать свой путь.

  • Elena Nemets

    Пришла из «Я-сканер» — очень круто тут у вас. Удачи вам и всем пишущим книжки тоже!

  • Ольга Романеева

    Здравствуйте, Дарья! У меня некоторые идеи лежат долго. Я все их кратко записываю, а когда нужны, достаю тетрадку и все их перечитываю. Выбираю ту, что требуется в данный момент и пишу.

  • Pingback: Как планировать книгу с помощью синопсиса | КНИГА КАК ПРОЕКТ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *