Марафон «ЧЕК-ЛИСТ ПИСАТЕЛЯ»: неделя 2 — Холмс, применяйте дедукцию!

Друзья, продолжаю обещанный марафон! В конце рабочей недели, по пятницам или субботам, я выкладываю на сайте материалы, где мы разбираем самые важные аспекты темы «как эффективно организовать писательский процесс». Составим коллективный чек-лист писателя, в котором можно будет найти ответы на все-все волнующие вопросы по «управлению творческим потоком» и проверить себя.

Кстати, если у вас есть вопросы, присылайте их на адрес adaria@bk.ru с пометкой «Вопросы для марафона».

А мы пока...

Неделя 2 — применяем дедукцию!

dedukciya3

На прошлой неделе мы говорили об идее, с которой все начинается. Чаще всего это озарение, молниеносная вспышка, которая вдруг открывает для вас окошко в новый мир. Я сравниваю первоначальную идею с лучом фонарика, который в кромешной тьме выхватывает небольшой кружочек окружающего мира. Чтобы увидеть больше, нужно освещать участок дополнительно. А для этого требуются другие инструменты.

Ок, какие? Тут нам на помощь приходит любимейший сыщик всех времен и народов с его фирменной дедукцией.

Как вы помните, дедукция — это метод мышления, основанный на умении вывести общее заключение из частного. Проще говоря, от сигаретного следа мы двигаемся к личности преступника и анализу совершенного преступления, а не наоборот. Мелкий штрих, потом чуть крупнее, еще крупнее, и вот уже картина ясна.

Если у вас пока есть одна-единственная несчастная идея, какой-то образ или случайная мысль, призывайте на помощь лучших друзей Шерлока — великолепную четверку.

***

ПОМОЩНИКИ ШЕРЛОКА

dedukciya5

Знакомьтесь: мистер Кто/Что, мисс Где, миссис Когда и мэм Что Сделали/Что Случилось.

Поведите к ним вашу идею и дайте поговорить с каждым из «сыщиков», чтобы нашлись общие точки пересечения. Обязательно нужно зафиксировать первоначальные итоги расследования. Идеи — как кролики, только отвлечешься, они уже скачут на чужих лужайках. Не давайте им разбежаться, крепко держите за уши.

Расскажу, как могут выглядеть итоги расследования на примере моей сказки «Тайна Шоколдуньи»:

первоначальная идея — добрые пастильные феи, которые спасаются от злой колдуньи и воспитывают обычную городскую девочку

Кто/Что: пастильные феи

Где: в маленьком российском городе

Когда: в наши дни

Что делают: спасаются от злой колдуньи

***

ОПРОС СВИДЕТЕЛЕЙ

Так, уже чуть яснее. Чтобы расследование продвигалось дальше, призываем на помощь свидетелей.

Внимательно смотрим на каждый пункт и пытаемся увидеть внутренним взором дополнительные детали, штрихи, подробности.

Что это за пастильные феи? Почему именно пастильные? Где они живут? Какую девочку и зачем воспитывают? Почему они спасаются от колдуньи?

Чем больше вопросов-свидетелей вы призовете, тем лучше для сюжета. Вопросы, вопросы, только они помогут прояснить картину.

Например, я могу расширить картину так:

(Какие феи) пастильные феи, заточенные в коробочках для пастилы и сладостей, томятся в подвале злой колдуньи. (Что за злая колдунья и чего она хочет) Шоколдунья Изольда Мраковна стремится захватить власть над городом с помощью заколдованных конфет. (И что дальше) С этой целью она берет в свое шоколадное производство помощников, но все идет не по плану. (Что там про девочку) Девочка Тася случайно освобождает фей и вступает в борьбу с Шоколдуньей.

***

СБОР УЛИК

Выходи дальше за пределы найденных улик. Теперь нужно максимально детализировать те сюжетные линии, которые вы обнаружили. Лучший вариант на этом этапе — украсть хлеб у сценаристов и заняться составлением синопсиса.

Синопсис — это изложение сюжета книги в краткой форме.

По сути, вы расширяете и разветвляете каждую сцену:

4c267121483885-5630206fdcb04

Городская девочка Тася приходит в шоколадный магазин, чтобы пройти отбор и стать помощницей хозяйки магазина. Она успешно проходит испытания и погружается в мир сладостей. Но однажды ее внимание привлекает маленькая дверца в самом темном углу подвала... И так далее.

***

ДОСЬЕ НА ПОДОЗРЕВАЕМЫХ ГЕРОЕВ

А вот теперь и только теперь стоит набросать характеристики персонажей, упомянутых в синопсисе. Понятное дело, чем значимее персонаж, тем более подробным должно быть досье на него. С другой стороны, не советую слишком углубляться в детали на этом этапе.

Скажем, в моем случае описание Шоколдуньи имеет значение для сюжета, а вот ее детские воспоминания — нет.

Это важно: после проработки героев стоит опять вернуться к синопсису и доработать его.

Кроме описаний героев, можно по примеру все тех же сценаристов набросать арки изменения героев. Но об этом в другой раз.

Креативные авторы оформляют досье на героя в виде анкеты

Креативные авторы оформляют досье на героя в виде анкеты


Таким образом, идеальный план = краткий синопсис, который можно составить по следующим пунктам (чек-лист 2):

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

⇒ представьте ваших главных героев (протагонист, антагонист)

⇒ подумайте, с чего начинается история, что станет первым конфликтом (препятствие на пути протагониста)

⇒ где и когда происходят события

⇒ что делали герои до того, как произошел первый конфликт

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

⇒ как ваш протагонист планирует преодолеть препятствие

⇒ каким будет следующий шаг антагониста

⇒ кто будет помогать протагонисту, а кто — антагонисту и почему

⇒ какие еще конфликты произойдут

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

⇒ как заканчивается история, добьется ли протагонист своей цели

⇒ подумайте, можно ли связать воедино все сюжетные линии и как это лучше сделать


Помните: Если вы напишете синопсис сразу, еще на функции планирования, вы облегчите себе жизнь, получив сразу и  план, и  собственно синопсис как часть авторского портфеля. То есть вам будет значительно проще готовиться к отправке рукописи в издательство, ведь у вас на руках почти готовая заявка.

Для практики: напишите синопсис и досье на героев, распечатайте и подшейте в отдельную папку. Оставьте пустые листы. Держите папку под рукой, где бы вы ни находились.

***

Расскажите, какие у вас есть секретные способа выстроить костяк идеи? Пишите ли вы синопсис заранее?

Этот материал оказался для вас полезным? Буду рада обратной связи и перепостам.

***

Продолжается запись на курс «Крылатые рассказы» (старт — 12 октября): пишем, планируем, публикуем тексты всего за 3 недели! Запись тут...

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *