Мои сказочные ритуалы

Привет, друзья, волшебное ли у вас лето в этом году? Если нет, я вам шепну по секрету, как насыпать волшебства в книги. Ловкость рук и никакого мошенничества, просто расскажу вам про свои ритуалы, которые я провожу, когда начинаю работу над новой сказкой.

1. Дверь в сказку

Обычно, когда появляется смутное представление, о чем или о ком я хочу писать, я сразу начинаю подыскивать подходящее место действия. Намного проще взять уже существующее место и придумать к нему новые детали, нежели пытаться изобрести уникальную вселенную.

pisatelskie-ritualy2

Чем не сказочные домики?

В поисках подходящего места действия я могу отправиться в музей, на городскую экскурсию, в небольшую поездку в лес, к морю, в горы. Часто сюжет рождается из какой-то необычно окрашенной двери или загадочной ниши в старинном особняке. Бывает, достаточно увидеть необычный дом, чтобы начать размышлять: кто живет в этом доме, кто может обитать вон в той круглой башенке, есть ли тут какой-то клад и кто его спрятал... Эти цепочки вопросов быстро образуют сюжет. Идея о феях и злой Шоколдунье (для книги «Тайна Шоколдуньи») пришла ко мне в коломенском музее пастилы. Идея написать книгу о купцах Абрикосовых (книга «Как рождаются конфеты») возникла в чайном магазине купца Перлова — сначала я хотела написать о династии Перловых, но потом нашла материалы об Абрикосовых и влюбилась в этот род. Идея написать книгу о корабле пришла в музее полярных путешествий (книга скоро выйдет).

Совет — когда ищете идею для книги, составьте список из минимум 7 интересных мест, которые вы можете посетить. Важное условие, это должны быть доступные для вас места (не дикий остров, а музей в пригороде). Желательно составить список таким образом, чтобы он включал разные мероприятия и места.

А еще попробуйте писательское упражнение, которое мы когда-то практиковали в сообществе Райтхак и благодаря которому родилось множество чудесных историй. Рано утром в выходные отправляйтесь на прогулку, прихватив с собой блокнот и ручку. Выйдя за порог, совершите небольшое перевоплощение и превратитесь в охотника за дверями. Гуляя по городу, обращайте внимание на необычные двери. Как только найдете самую необычную и волшебную, сфотографируйте ее и, присев на лавочке в парке или за столиком в кафе, попробуйте написать сказку про эту дверь. Куда она ведет? Что скрывается за ней? Почему эта дверь так выглядит? Кто может пользоваться этим входом и на каких условиях? Для вдохновения прочитайте чужие истории — ТУТ.

2. Щелчок названия

На курсе «Просто сказка» мы с участниками обсуждали, как важно еще до начала работы над сказкой выбрать подходящее название, ведь оно, как маяк, будет указывать вам путь. Когда я выбираю название, я обязательно гуглю свои варианты и отметаю те, которые уже были использованы. А заодно читаю книги с аналогичными названиями (см пункт 3 про насмотренность), чтобы избежать повторов.

Один-единственный раз я согласилась поменять название своей рукописи и до сих пор об этом жалею. Правильно выбранное название заставляет вас мысленно подпрыгивать от удовольствия, представляя, как чудесно это название будет смотреться на обложке вашей книги. Это стимул, заставляющий вас довести сказку до конца.

Совет — не пожалейте времени на выбор названия. Переберите в уме все подходящие варианты, позовите друзей на мозговой штурм или устройте опрос в соцсетях. Ищите до тех пор, пока не почувствуете «мысленный щелчок»: «О, это то, что нужно!».

3. Начитка

У меня есть подруга, профессиональный художник. Она рассказывала, что во время учебы в институте у нее был профессор, который заставлял студентов применять к рисованию подход под названием «смотреть до одури».

pisatelskie-ritualy4

Напитываюсь информацией в музее сказок в Лиллехаммере

В чем суть подхода: профессор настаивал, чтобы студенты, планируя картину, находили в мировом искусстве работы на аналогичную тему и «насматривались» до тех пор, пока не останется места для новых впечатлений. Таким образом, будущие художники понимали, что уже сделано в этой сфере, какие приемы встречаются часто, что особенного придумывали мастера, работающие в этом жанре. После этого появлялось четкое представление о том, что и как нужно нарисовать.

Абсолютно такой же прием я применяю, когда начинаю работать над новой сказкой. Например, меня интересует тема викингов. Гуглим, какие детские и взрослые книги по этой теме можно купить. Покупаем и читаем. Напитываемся темой. Дополнительно можно съездить в тематические музеи, сходить на тематические экскурсии и так далее. После этого этапа обычно появляется четкое представление, что и как писать. Это прекрасный вариант собрать материал и при этом приятно провести время.

Совет — читая чужие книги на схожую тематику, обязательно отмечайте, что вам понравилось, а что — не очень и почему. Отмечайте, какие есть «штампы», связанные с сюжетом и героями, и тут же старайтесь придумать, как их избежать.

4. Волшебная открытка

Как только я начинаю понимать, о чем бы мне хотелось написать, я отправляюсь в книжный, где продается множество открыток. Там я могу зависнуть на полчаса, выбирая подходящую открытку, которая соответствует духу или задумке моей будущей сказки.

pisatelskie-ritualy3

Выбираю открытку для сказки

Скажем, сейчас я пишу сказку про троллей, поэтому купила открытку с очень тролльской иллюстрацией. Но и это еще не все. На обороте открытки я записываю формулировку идеи. Кратко перечисляю сюжетные наметки и детали, которые пришли в голову. Выглядеть это может очень странно, о да!

Например: «Детектив с временной помощницей. Ищут корону короля, украденную троллями. Пропажа бороды? Замена королевы? Горный король и горы. Неккены, драуги». Но обычно я стараюсь сформулировать идею в виде синопсиса и изложить более-менее последовательную цепочку событий. Такой ритуал я люблю проводить в каком-нибудь очень приятном месте. В кафе, где можно взять чашечку любимого латте и пирожное и где никто тебя не потревожит. Это очень приятная часть планирования, в которой в полной мере присутствует волшебство. Так я себя заряжаю на творчество.

Совет — записав таким образом идею и сюжет сказки, прикрепите открытку на видное место, а отправляясь куда-то, берите ее с собой. Такая открытка служит напоминанием о том, зачем вы вообще все это затеяли, и очень помогает в минуты кризиса.

***

Друзья, обратите внимание на то, что 22 июля стартует интенсивный проект «Стоп-книга», на котором мы будем разбираться с незаконченными текстами в частности и с привычкой бросать тексты на полпути в целом. Обещаю «пинок» тем, кто застрял на месте. Можно записаться бесплатно на первое занятие, оно в любом случае будет полезно всем, кто когда-либо сталкивался с писательскими кризисами.

Все подробности — в анонсе!

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *