КОМУ НУЖЕН ЧИТАТЕЛЬ?

Друзья, во-первых, обратите внимание на то, что цепочка в творческом упражнении «Герои наоборот»  все еще продолжается. Если вы знаете, как может выглядеть нетипичный сисадмин, подключайтесь к игре!

Во-вторых, на днях опишу вам свои впечатления от работ участников для конкурса «Новая детская книга». Честно говоря, я была удивлена. Приятно или неприятно — расскажу в ближайшее время!

В-третьих, у меня сегодня боевое настроение, поэтому предлагаю вам принять участие в новой рубрике «спорный момент». Здесь мы будем обсуждать неоднозначные писательские вопросы. Поэтому прошу вас быть смелее и не бояться высказывать свою точку зрения. В спорах рождается истина, вы согласны?

Речь сегодня пойдет вот о чем. Как вы считаете, нужно ли писателю думать о читателе во время написания книги? Есть две спорные точки зрения: одни авторы утверждают, что писать нужно для себя, то есть, главное, чтобы самому автору нравилась его книга, а посторонние мнения побоку. Другие стараются больше думать о читателе, представляют перед глазами какой-то конкретный образ и стараются сделать текст интересным именно для этого «потенциального поклонника творчества». Что вы скажете по этому поводу? Стараетесь ли представить своего будущего читателя или пишете именно для себя, не задумываясь о тех, кто будет покупать вашу книгу? Особенно было бы интересно услышать аргументированную позицию тех, кто пишет «для себя».

Скажу сразу, я придерживаюсь той точки зрения, что автор должен думать о читателе. Здесь я много рассуждала о том, зачем люди читают книги. Возможно, есть писатели, которые интуитивно пишут для читателя, не задумываясь, создают мир, привлекательный для своей целевой аудитории. У большинства же получается создавать «интерес для читателя» не интуитивно, а технически. Для этого и используются всевозможные техники. Опять же, допускаю, что есть авторы, которые, в первую очередь, стремятся к совершенству, недостижимому идеалу. Они без устали работают над собой, развивают себя, постоянно пробуют все новые приемы, чтобы отточить мастерство. Таким авторам-самородкам, действительно, можно не задумываться о читательской аудитории. Но для начинающего писателя думать о читателе жизненно необходимо. Иначе получится писанина, интересная только посвященным, — самому автору и его близким друзьям. По этой причине редакторам приходится спускать в виртуальную мусорную корзину на рабочем столе кипы «дневничковых записей про меня, мое детство, мою кошку, мою первую девушку и мои впечатления от игры Спартак-Реал». Если бы те авторы, которые стремятся выплеснуть на бумагу свой жизненный опыт, хотя бы на секунду задумались, а нужен ли этот опыт другим, как подать свои знания так, чтобы заинтересовать незнакомых людей, у редакторов намного бы реже нервно дергался левый глаз при виде очередного опуса «Жизнь Васи Березкина».

А вы что думаете? 

Если вы заняты, не хотите тратить время впустую, то можете подписаться на еженедельные обзоры самых интересных и обсуждаемых статей сайта mi-pishem. Заполните форму внизу и ждите свежую порцию вдохновения!

Ваше имя:
Ваш E-Mail:
 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal

18 comments

  • Ксения

    Я думаю, что думать надо:-) Но если в книге я хочу выразить какую-то важную для меня мысль и знаю,что боль-ву людей моя точка зрения не понравится, я все равно сделаю это. Т.к. считаю, что творчество должно делать читателя лучше, умнее, честнее и т.д. Все остальное от лукавого. Но! Чтобы мою точку зрения услышало как можно больше людей, я буду думать, как сделать книгу привлекательной и интересной для читателя. Т.е. буду думать о читателе, как и сказала в начале.

    Другой вопрос, ты можешь иметь ошибочное мнение о своем читателе. Например,Мураками, наверное, думает,что его читатели любят сцены секса в тексте. Тогда как я (и многие мои подруги), когда читали в студ. годы его книги, дружно считали, что вырежи всю его японскую порнографию :-)) текст бы только выиграл :-)

    • Дарья Корж

      Спасибо за мнение, Ксюш! Тут я с тобой согласна: получается, писатель все же пишет так, как считает нужным, но при этом держит читателя «в уме», верно? Я говорила именно о том, что некоторые писатели заявляют, что читатель им и вовсе безразличен, что они даже не стараются думать о целевой аудитории во время написания книги. Вот это мне кажется странным.

  • Ирина

    Думаю, если автор делает все, чтобы его книги (тексты) были опубликованы, значит он хочет быть услышанным. Следовательно, он должен выбирать такие средства выражения, чтобы читатель понял его мысль.

    А уже после читатель может не соглашаться с автором, «спорить» или разделять взгляды.

  • Дарья Корж

    Эх, жаль, никто не хочет аргументировать противоположную точку зрения — было бы интересно послушать сторонников "написания для себя"

  • Нелли Мартова

    Черт, я тебя неправильно поняла в первый раз. Если говорить о том, должен ли писатель думать, что его книгу будет читать кто-то, кто ничего не знает об этом истории и не способен залезть писателю в голову, то безусловно должен!

    Я почему-то думала, что ты говоришь об образе конкретного читателя, о целевой аудитории. Я, например, совершенно не представляю, каким будет тот человек, который прочтет мою книгу, но, конечно, на заднем плане о неком «абстрактном» читателе помню.

    Хотя я думаю, что лучшую книгу можно написать для того, кого любишь. Гарри Поттер — яркий тому пример. Когда муж лежал в больнице, я думала, вот здорово было бы написать такую книгу, которая отвлекла бы его от обстановки и послеоперационных болей.

    • Дарья Корж

      Это я, наверное, неправильно выразилась Только мне кажется, что какой-то образ читателя, пусть смутный, все равно встает перед глазами периодически — у меня это сейчас девочка лет 13-ти, вся такая домашняя и правильная.

      А последний абзац — в точку. Я хочу как-нибудь написать интересную приключенческую книгу для папы, что-то в духе «Интриганки» Сидни Шелдона

  • jenn

    Я столкнулась с обеими вариантами.

    Художественные тексты пишу только для себя, потому что, как выяснилось, иначе не могу. Когда я честно пыталась представить читателя моего рассказа — меня переклинило: это не будет интересно никому! Сразу появился страх, воображение заглохло, я чуть не отказалась от идеи писать. Я поняла, что мне нужна полная свобода, в том числе и от читателя.

    Другая ситуация с текстами на заказ. При написании таких текстов или сценариев я ориентируюсь на конкретного заказчика. Они меня даже вдохновляют:) А вот абстрактный читатель для меня почему-то ужас-ужас-ужас;)))

    • Дарья Корж

      Забавно:) У меня как раз все наоборот: при написании текстов на заказ я никогда не задумываюсь о читателе.

  • Виктория

    хех! в самобытную юность попался мне один таксист-писатель романов. молодой мужчина. я уже собиралась выходить из его машины, как он мне протянул тоненькую книжицу со словами «почитайте. там много чего интересного. это я написал (гордо так)». я спросила почему не продаете, а он мне — у тебя все равно денег бы не хватило! наглый, блин. я решила не спорить и раз дают — брать. почитала. вот как вы выразились, опус «Жизнь Васи Березкина». скучно, местами пошло. Вот точно писал для себя, не задумываясь о читателе.

    • Дарья Корж

      Кстати, первый признак такого «писателя для себя» — он предпочитает публиковаться за свой счет:) Для него это проще, нежели пытаться заинтересовать читателя.

  • Возможно, когда слишком много думаешь о том, что нужно обязательно понравиться читателю, есть опасность начать подстраивать историю под чьи-либо ожидания. Т.е. ты уже пишешь не так, как хотелось, а так, чтобы одобрили. Только фишка в том, что угодить всем невозможно, всё равно будут те, кому твоя книга не понравится, как бы ни старался.

    «Для себя» — это удобно, чтобы показать: я такой свободный художник, не завишу от чужого мнения, плевать мне на вас и тиражи, я творю, как хочу!

    Но за этим, как мне кажется, скрывается страх неодобрения. Пока вот так «творишь для себя», нет риска, что кому-то что-то не понравится, а если не понравится, всегда можно сказать: я не для вас старался. И пока это «для себя», то вроде как понарошку, несерьёзно.

    Если ты пишешь только для себя и говоришь всем об этом, получается какой-то самообман, что ли, ибо зачем тогда выставлять своё творчество на всеобщее обозрение, где тебя могут раскритиковать или, наоборот, расхвалить? Значит, желание донести что-то до читателей и/или получить обратную связь всё равно есть.

    Я сейчас читаю «Как стать писателем» Юрия Никитина, там есть момент, где к нему приходит один автор и говорит: «Почитаешь мою рукопись? Интересно, что скажешь. Но это я так, для себя». И Юрий начал его стебать. )) «Нет, ты что, для себя — это очень интимно, я не могу такую вещь читать!» В итоге автор всё-таки сдался и признал, что очень хочет напечататься и это вовсе не «для себя». -))

    Лично моё мнение — надо писать как бы «для себя», но при этом имея в виду, что это будут читать люди, и что они не всегда могут домыслить то, что автор уже знает. Поэтому надо держать в голове, что если ты что-то выпускаешь в свет, то это должно быть интересно не только тебе, чтобы это можно было понять.

    Хотя... наверное, на любую книгу всегда найдутся читатели. Много или мало, но тем не менее. Ведь не все авторы пишут очень уж понятные вещи.

    • Дарья Корж

      «Но за этим, как мне кажется, скрывается страх неодобрения. Пока вот так «творишь для себя», нет риска, что кому-то что-то не понравится, а если не понравится, всегда можно сказать: я не для вас старался. И пока это «для себя», то вроде как понарошку, несерьёзно»

      Просто чудесно подытожили, Мария! Замечательный комментарий

  • Aliwia

    Мне кажется, думать о читателе надо. Ты ведь рассказываешь некую историю, и хочешь, чтобы тебя поняли, а не просто кричишь в пространство. Поэтому выбираешь слова, которые помогут передать мысль (нарисовать картинку, передать настроение, и т. п.) максимально точно.

    Но вот стремиться непременно понравиться читателю — это совсем другое. И, на мой взгляд, лишнее. Быть понятным для собеседника и подстраиваться под собеседника — разные вещи.

  • Agnessa

    Мне кажется, есть простой ответ. Когда пишешь так, чтобы было интересно самому, то и другим будет интересно. Главное, найти их :)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *