ЗАЧЕМ ПИСАТЕЛЮ УЧИТЬСЯ?

Порой мне (и не только мне) задают ужасно странный с моей точки зрения вопрос: а разве можно научить писательству? Мол, тогда получится технарь, а не творец. Так и хочется удивиться в ответ: если творчество идет от сердца (от музы, от лешего, от мозгов), то разве можно научить музыканта играть на скрипке? Разве можно научить художника рисовать? Почему тот же Гоген не мог себе спокойно малевать в свободное от работы время? Зачем отправился учиться в Париж? Зачем, вообще, все известные художники, музыканты и люди других творческих профессий не просто стремились получить колоссальный объем знаний, прежде, чем сотворить что-то свое, но продолжали совершенствовать свои навыки с помощью известнейших учителей и профессоров вплоть до самой смерти. Почему же тогда бытует мнение, что любой человек, без всяких навыков, не имея ни малейшего представления ни о сюжете, ни о жанровых особенностях, может сесть и написать шедевр? Вот так просто. С первой же попытки. Вы действительно в это верите? Тогда приведите примеры!

При этом не стоит бросаться в другую крайность: понятное дело, нет волшебной академии, где научат писать даже самого бесталанного, нет волшебного эликсира, который выпил и – оп!- в дамках, то есть в писателях, и ни один даже самый трудолюбивый профессор/учитель/тренер не будет водить вашей рукой по бумаге. Но есть приемы, которые помогут удержать внимание читателя. Есть шаблоны, по которым составляются письма в редакцию и синопсисы. Есть интересные авторские находки в других книгах, которые стоит взять на заметку, чтобы потом переработать и изобрести что-то свое.

Кто-то скажет: а как быть в том случае, если у человека совершенно нет таланта? Разве можно обещать научить любого писать книги? В ответ опять же спрошу: а как можно определить, что у человека нет таланта? Например, художник Огюст Ренуар был при поступлении в Школу изящных искусств получил одни из самых плохих оценок, он был в числе худших на курсе. Где же теперь те более способные, по мнению школьных преподавателей, живописцы? Боюсь, они искусали себе все локти от зависти… Так кто возьмется определить, что у конкретного человека нет таланта. И потом, я считала, считаю и буду считать, что трудолюбие всегда обгонит талант на финишной прямой. Другими словами, мало таланта и много трудолюбия лучше большого ленивого талантища.

Я всегда с уважением отношусь к людям, которые постоянно ищут возможность учиться: у себя самих, у окружающих, у опытных преподавателей. Тех, кто смотрит на жизнь с позиции «я –ученик, а весь мир – учитель». Тех, кто не боится заявить о своем желании и о своем незнании, о своих талантах и о своих неумениях. Ни один человек не может знать все. И если вы по каким-то причинам пропускаете свой шанс, это, в любом случае, минус в вашу жизненную копилку. Кто знает, а вдруг именно этот шанс окажется для вас золотым? Я не пропагандирую таким образом писательские курсы, свои или чьи-либо, учиться можно у классиков, у проходящих мимо людей, у друзей и близких. Важно никогда не терять интерес к жизни, а не терять интерес означает не позволять себе скепсис. Мир устроен намного чудеснее, чем мы думаем. Лично я предпочитаю учиться каждую минуту жизни, а вы?

___________________________________________________

Уверена, вас можно назвать писателем, если вы:

  • никогда не пишете сразу «набело», а правите написанное, понимая, что черновик нужно тщательно шлифовать
  • общаетесь с теми людьми, которые обогащают вас духовно, своим примером дарят вам вдохновение
  • отмечаете новое во всем, что вас окружает, от смешной таблички на дверях магазина («Свадебные платья от Борисыча» — такую вывеску я приметила в Калининграде) до причудливой шляпы прохожего
  • не ждете вдохновения, а сами создаете его из любимых ингредиентов ( у меня это щепотка спорта + ломтик яблочного пирога + чашка кофе + порция сонат Моцарта)
  • знаете себя и понимаете, как что работает в вашем организме, в том числе мозг (практика показывает, что мозг хорошо работает, если соблюдать несколько принципов: творческие упражнения + здоровый образ жизни + защита от источников негативной информации + стабильность/ритуалы)
  • работаете каждый день: если не пишется, читаете, если не читается, придумываете, если не придумывается, рисуете интеллект-карты и т.д.
  • читаете хорошие книги с карандашом в руке, чтобы делать пометки
  • задумываетесь о природе вещей (например, откуда берется юмор, как создавать смешные шутки)
  • воспринимаете критику и готовы работать над собой

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal

3 comments

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *