О писательском зрении

Так же, как и в прошлые разы Анастасия Долганова, психолог  и писатель, снова согласилась выступить для нас экспертом.

глазаКаждый пишет, как он слышит,

Каждый слышит, как он дышит.

Как он дышит, так и пишет,

Не стараясь угодить.

Так природа захотела.

Почему — не наше дело,

Для чего, не нам судить.

Булат Окуджава, «Я пишу исторический роман»

 Фридрих Перлз, немецкий психолог и основатель гештальт-терапии, сформулировал идею о том, что каждый из нас видит лишь то, что готов увидеть. Он назвал это «соотношением фигуры и фона»: лишь немногие вещи из окружающего мира становятся для нас наполненными смыслом фигурами, тогда как остальное остаётся в фоне нашего бытия, проплывая мимо нас незамеченными, лишёнными формы абстракциями.

Это своеобразная слепота, которую мы проявляем к вещам, как будто не имеющим для нас смысла. Каждый занимающийся творческим делом человек видит лишь часть окружающей реальности, которая могла бы стать питательной средой для новых идей. Мимо писателя проплывают диалоги, персонажи и сюжеты, не имея возможности быть замеченными и использованными в новых произведениях. Именно здесь и происходит писательский кризис – когда для продолжения работы нужно что-то новое, а заметить его не получается.

Давайте представим себе, что в небольшую затемнённую комнату входят разные писатели: Эрих Мария Ремарк, Артур Конан Дойл, Стивен Кинг, Диана Палмер (писательница женских романов) и, например, Иэн Бэнкс.

старинная комната

Каждый из них увидит совершенно разную комнату: Ремарк увидит её простую и бедную обстановку, Конан Дойл – возможное место для тайника, Кинг – следы странной формы на полу, Палмер – кровать под балдахином, Бэнкс – старые стёкла в древних окнах, оплывающие под собственной тяжестью. При этом комната будет одна и та же, и впечатления писателей не будут противоречить друг другу, но у каждого в этой комнате может родиться разная идея – просто потому, что они увидят разные вещи.

Эта выборочность зрения обусловлена психическими фильтрами, через которые наша психика просеивает огромное количество поступающей информации, допуская до сознания только то, что имеет смысл. Эти два фильтра — личность сама по себе и актуальная ситуация. Замечали ли вы, что какое-то время для вас все фильмы, книги и внешние события были об одном и том же? О любви, например, или об одиночестве, или о войне, или о страхе – о том, что на тот момент жизни было для вас важнее всего? Именно так это и работает.

С одной стороны, это неплохо. Писатель, нашедший свой жанр и свой сюжет, будет видеть в любом событии грани интересующей его темы, пристально всматриваясь в реальность в поисках нового. Он будет видеть то, что не видит никто другой, и именно поэтому его произведения будут успешными.

Но с другой стороны – идеи заканчиваются. Если мы слишком долго вглядываемся в одно и то же, рано или поздно информационная ёмкость оказывается исчерпанной, и новые фигуры больше не образуются. И здесь писателю нужно умение видеть что-нибудь другое.

На помощь здесь приходят различные генераторы сюжетов, творческие головоломки или писательские упражнения.

воображениеНо обратите внимание: даже во всех этих вещах, расширяющих область зрения, наша психика может делать то же самое и «подгонять» новые стимулы под известные сценарии, образовывая знакомые фигуры. Например, в одном из упражнений на генерацию сюжетов предлагается составить сюжет из не связанных слов, обозначающих персонажей и место действия. Допустим, это советник президента и уборщица, а место действия – аэропорт. У Ремарка они будут пить президентский абсент и рассуждать в ожидании рейса о бессмысленности сущего, у Конан Дойла – раскрывать преступление, у Кинга прятаться от наступившего апокалипсиса, у Палмер – любить друг друга, а у Бэнкса – вообще окажутся фантазией шизофреника, находящегося в заключении в другом пространстве и времени. Наша голова намного больше стремится сохранить постоянство, чем изобретать что-либо новое.

Поэтому – за собственным зрением и его ограниченностью стоит пристально следить. Любой стимул, любая ситуация несёт в себе невероятное количество смыслов и фигур. Умение увидеть и заметить что-то, выходящее за собственные рамки не только повысит писательское мастерство, но и освободит нас от утомительных попыток трактовать окружающий мир, оставив его таким, какой он есть – безграничным и наполненным для каждого чем-то своим.

Автор: Анастасия Долганова

http://anastasiadolganova.ru/

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *