ЕСЛИ ВЫ УКРАЛИ СЮЖЕТ...

Авторские праваОбычно начинающие авторы   присылают мне вопросы в ЖЖ-сообщество, где мы вместе с участниками проводим мозговой штурм и креативим ответы. Но именно этот вопрос за последние несколько недель мне задавали раз шесть-семь, не меньше. Поэтому будет лучше, если мы с вами проясним его раз и навсегда. Плагиат, дорогие друзья, — этот бич всех писателей. Либо тебя обвиняют в том, что ты украл чей-то сюжет, либо ты обвиняешь, по-другому не бывает. Мы сегодня будем разбираться, что же делать, если в процессе написания книги вы сами себя поймали на краже чужой идеи.

Вот как сформулировал свою проблему один автор:

«У меня такой вопрос: я пишу рассказ, уже заканчиваю. до развязки осталось плевое дело — 3-4 страницы, и тут такая немая сцена — встречаю рассказ на ту же тему, с очень похожим сюжетом в сборнике одного знаменитого писателя. Понятно. конкурировать с этим „великим“ мне не по силам. Что же делать? Мой рассказ по-любому будет проигрывать на фоне его. Повторяю, сюжеты очень перекликаются. Первый вывод — отправить рассказик ф топку, но я-то прикипела к нему всей душой. Как на ваш взгляд — смогу я опубликовать рассказ, если такой сюжет уже есть?»

Что ж, у меня для вас две новости: хорошая и плохая. Начнем с плохой? Если сюжеты действительно сильно перекликаются между собой, вас могут обвинить в присвоении чужой идеи. Конечно, вас вряд ли призовут к ответу в суде, если только вы не переписали дословно «Мастера и Маргариту», изменив лишь название на «Мастерица и Георгин». Но шепоток за спиной будет, да. А теперь хорошая новость: заимствования неизбежны. Идеи витают в воздухе, и все мастера, все опытные писатели, на этом «попадались». И ничего, продолжали работать над книгами как ни в чем не бывало. Джек Лондон, Агата Кристи, Джоан Роулинг — их всех обвиняли и продолжают обвинять в откровенном плагиате. Стали ли они от этого менее известными писателями? Стали ли их произведения реже читать? Нет, конечно!

Хорошо, допустим слава Шолохова кажется вам скандальной, и вы не хотите, чтобы ваши биографы впоследствии доказывали, что вы не стырили рукопись у какого-нибудь бедолаги. Что же делать, если вы нашли в своем произведении явные переклички с известными сюжетами? Есть два пути, на мой взгляд.

Первый — самый популярный, хотя он сложнее второго. Переделать — вот, что приходит в голову! Назвать героя не Илья Обломов, а Иван Кирдыкин. Переместить действие в другой город или страну. Придумать детали, которые будут отличать ваше произведение. Поменять жанр, в конце-концов, вместо мейнстрима про ленивую жизнь Кирдыкина сделать остросюжетный детектив, в котором Кирдыкин убивает шефа, чтобы никто его больше не заставлял работать. На мой взгляд, это не самый простой и интересный путь. Если идея уже сложилась в голове, очень сложно заставить себя насильственно ее поменять, вводить новые детали и героев.

Поэтому лично я выбираю второй путь — честно признаться во всем! Быть честным — это, вообще, лучшая политика. Помните Настю Каменскую, героиню детективов Александры Марининой, главным орудием которой была убийственная откровенность. Против этой откровенности даже самым кровожадным преступникам было нечего сказать, в итоге, они бросали свои «пушки» и удирали куда подальше.

Или возьмите, к примеру, «звездную прессу». Про кого больше всего пишут «чернухи» и «желтухи»? Либо про тех, кто врет и завирается, либо про тех, кто молчит и не выходит на связь с журналистами. Если же человек откровенно рассказывает о себе, то про него и сочинять ничего не придется. Многие звезды этим пользуются и, опережая негативную реакцию публики на то или иное событие, сами дают откровенное интервью. Из последних нашумевших событий помню интервью актрисы Светланы Пермяковой, которая честно рассказала, что родила дочь от парня, моложе ее чуть ли не в два раза, ни на что при этом не рассчитывая и не строя долгосрочных любовных планов. Само собой, после такого рассказа никто не будет полоскать грязное белье актрисы. Она сама призналась — дальше копать неинтересно.

Охрана авторстваК чему я вспомнила «звездные новости» — к тому, что, как говорил Дейл Карнеги, «если вы не правы, признайте это быстро и решительно!». Если ваше произведение перекликается с чужим, признайте это сами, прежде чем в ваш огород начнут кидать камни критики. Напишите в предисловии: "Я создала свою книгу под впечатлением от «Голодных игр», «Я взял идею саги у Голсуорси», « Меня вдохновили детективы Агаты Кристи» и т.д. Сделайте посвящение тому писателю, на которого вы «ссылаетесь» в своей книге: Федору Достоевскому посвящается... Сыграйте, в конце-концов, на «совпадении»: «Меня так впечатлил „Гарри Поттер“, что я не устояла перед искушением придумать свою сагу про волшебников...». Создайте сайт или блог, в котором будете выкладывать отрывки текстов и просить читателей сравнить с «оригиналом». Между прочим, Э.Л. Джеймс, автор самой популярной электронной книги в США «50 оттенков серого», не скрывает, что начинала книгу как фанфик, подражание «Сумеречной саге» Майерс. Похоже, это тот случай, когда ученица переплюнула учителя, и думаю, именно имя Стефани Майер помогло писательнице Джеймс вскарабкаться на такие высоты. Будьте честными с читателями, они это оценят!

НО!

— Никогда не заимствуйте чужих героев (вплоть до имен и фамилий)! Такие книги, если и пишутся, то под заказ. Вспоминаем «Дом шелка» Горовица, где «воскресает» Шерлок Холмс. Если вы по собственной инициативе напишете продолжение приключений Шерлока Холмса, даже не надейтесь опубликовать книгу через издательство. У хорошего издательства и без того много дел, не хватает еще решать вопрос авторских прав.

— Не заимствуйте детали! У вас все равно не получится воссоздать «первоначальную атмосферу», что и доказал провал «Дома шелка». Переносите действие в другую эпоху/другой мир и создавайте свои детали. Глупо писать об утонченных барышнях, которые едут отдыхать в Бат, в духе Джейн Остин. Напишите об утонченных леди и джентльменах в выдуманном королевстве Элегансия. Можно копировать стиль, но не получится скопировать детали и нюансы.

— Если вы вдруг обнаружили сходство своего произведения с творением малоизвестного автора или малоизвестным творением знаменитого писателя, забудьте об этом! Глупо писать на обложке: «Прошу считать случайным совпадения между сюжетом моей книги и неопубликованным рассказом Исаака Бабеля из собрания ранних сочинений». Еще глупее беспокоиться по этому поводу.

Юрист о плагиате и авторском праве

И в заключение приведу комментарий юриста к моей статье про плагиат для Cosmopolitan. Комментарий прошлогодней давности, но не думаю, что в законодательстве произошли какие-то сильные изменения с тех пор:

«За присвоение авторства согласно ч. 1 ст. 146 Уголовного кодекса можно заплатить штраф до 200 тыс. рублей или попасть под арест на срок до 6 месяцев, но только если действия по присвоению авторства причинили правообладателю ущерб не менее 50 тысяч рублей. Также плагиат может стать причиной гражданского иска.

Если вы со своей стороны не хотите столкнуться с «присвоением заслуг», я советую сохранять все рабочие материалы, редакции произведения и финальную версию. Фотографы могут, например, не передавать RAW-файлы. Также по возможности старайтесь фиксировать передачу произведений работодателю (актами на бумаге или сохранением письма на почтовом сервере). И помните, что закон об авторском праве не распространяется на идеи. Идее сначала нужно придать форму, только тогда она сможет стать объектом правовой охраны.»

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal

6 comments

  • Спасибо за статью, очень понравилась! И я согласна, что заимствования сами по себе не плохи, если аккуратно с ними обращаться.

    • Дарья Корж

      Это не статья, скорее, ответ вылился в длинный пост Рада, что понравилось, Оля)

  • Полезная статья, спасибо.

    А вообще-то Шекспира тоже обвиняют в том, что он во-первых, «утащил» идеи у кого-то и во-вторых, что он вообще ничего сам не писал. Суета это все. Произведения от этого не хуже и славы у Шекспира не меньше

    • Дарья Корж

      Действительно, если уже Шекспира обвиняли в плагиате, то понятно, что современным авторам такой проблемы практически не избежать Кстати, в этом плане очень полезен журналистский опыт — стоит поработать журналистом и забываешь такое слово, как «плагиат». Мне иногда кажется, что добрая половина глянцевых журналов ворует у меня из головы идеи:)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *