Победный настрой: как преодолеть сомнения в своих силах

Рада представить вам гостевую статью чудесного автора Ирины Илизаровой, моей ученицы. Ирина — журналист, писатель, пишет для интернет-порталов, ведет колонку о своем родном городе и радостный блог. Для mi-pishem Ирина подготовила материал о том, как писателю преодолеть пораженческие настроения и настроиться на успех.

«Надо верить в себя. Это сразу
превращает тебя в победителя»
Винус Уильямс, теннисистка

Многим начинающим писателям знакомы сомнения на тему «Зачем я пишу?». Давайте разберемся, как приучить себя писать, не отвлекаясь на пораженческие настроения? В этом нам помогут следующие методики.

pobeda2

1. Игра, в которую писатель вовлекает весь мир

Встречаются такие авторы, которые испытывают непреодолимое желание взять ручку и поделиться со всем человечеством своими мыслями. Они будто вступают в игру под названием «Зарази читателей!». Стремление рассказать человечеству историю, о которой еще никто не слыхал, приносит необычайный эмоциональный подъем. Стоит автору увериться, будто он может поведать нечто такое интересное и необычное, что само «просится» на бумагу, как он забывает обо всех сомнениях и принимается безудержно творить. Как правило, подобный энтузиазм вызывает полученный жизненный опыт или впечатления о событиях, свидетелем которых человек стал вольно или невольно.

Именно поэтому читатели полюбили истории о «жгучих вопросах врачебного дела» из произведений А.Чехова, В.Вересаева, М.Булгакова. Лев Толстой, потрясенный героическим духом простых солдат и жителей осажденного Севастополя, рассказал в «Севастопольских рассказах» о войне  с точки зрения обычного солдата, война предстала не в «блестящем облачении», с барабанным боем и музыкой, а в настоящем ее выражении — в страданиях, крови, смерти.

Райтхак: ищите истории, которые вас воспламеняют, вызывают потребность поделиться собственным восприятием с миром. Именно так появляются бессмертные творения. Любой человек, взявший однажды ручку для того, чтобы вдохновенно и эмоционально записать некую историю, может объяснить причины, по которым он пишет, и это точно не деньги.

2. Не выбирайте путь к поражению

Однако бывает так, что есть желание писать, понятна мотивация, но сомнения все равно одолевают автора на каком-то этапе. Писатель вдруг задумывается, каким особенным «глаголом» можно потревожить сердца современников, если еще Лермонтов подметил: «...о чем писать? Все написано давно».

pobeda5

Действительно, мировая литература накопила великое множество книг, повествующих о всевозможных людских пороках и достоинствах. Порой кажется, что не осталось ничего неизученного под писательским «мелкоскопом»... Но разве писательская работа заключается только в том, чтобы придумать что-то кардинально новое? Нет, глубинная причина творчества чаще всего выглядит иначе: это желание писателя рассказать СВОЮ историю и сделать это иначе, чем делали другие.

Современный автор детективных историй Уолтер Эллис Мосли в интервью признался, что не может даже представить себе, что он не будет писать. Мосли не первый писатель, рассказывающий о смешении культур и пропасти между черным и белым миром, но ценность его произведений в том, что он освещает сцены из жизни людей, актуальные именно сегодня.

Исабель Альенде — самая популярная испаноязычная писательница — просто физически, по ее словам, ощущает потребность рассказать историю, поэтому и создает удивительной красоты тексты, делающие мир прекраснее.

Неужели эти писатели не сомневались, изливая свои мысли бумагу? Нет, конечно. Их терзают те же сомнения и страхи, что и всех остальных. Однако острая потребность не позволить людям пропустить то прекрасное, что дает искусство, рассказать нечто сокровенное, обратить, например, внимание на конфликт между ненавистью и любовью, не дает им покоя. Продираясь сквозь собственные сомнения, они создают новую реальность, не представляя своей жизни без творчества.

«Усомниться — значит утратить силу» — утверждал О. Бальзак. За много веков до великого писателя, легендарный китайский стратег Сунь Цзы в своем трактате об искусстве войны написал, что «сомневающийся уже побежден».

Райтхак: почаще напоминайте себе, что никто не расскажет вашу историю так, как это можете сделать только вы. Не выбирайте путь к поражению.

3. «Я никому не нужен»

Гениальный знаток страстей человеческих Шекспир называл сомнения «предателями, заставляющими нас лишаться многого, чего мы могли бы достичь, из-за страха попытаться это сделать».

pobeda6

Этих «предателей» много. Они хитры и коварны. Они любят отравлять душу, особенно стараясь поразить начинающих писателей, заставляя их мучиться вопросами:

  • А вдруг у меня нет таланта?
  • А что, если идеи мои никому не интересны и не нужны?
  • А ведь я совсем ничего не знаю о писательском деле, зачем же мне ввязываться в это дело?
  • А не слишком ли откровенны мои слова?
  • А хватит ли у меня сил довести дело до конца?
  • А где искать «своих» читателей?

Писателю, особенно начинающему, стоит помнить о том, что при всем многообразии литературных новинок нет и не может быть двух одинаковых произведений. Просто потому, что все люди разные, и даже сказку о Золушке пересказали в сотне разных вариантов.

Райтхак: почаще напоминайте себе о том, что где-то люди ждут именно ваши книги, им интересны именно ваши идеи и сюжеты. Если не найти нужные слова, идеи постепенно угаснут и никто о них не узнает. Каждый автор обязательно найдет «своих» читателей, которые будут тратить время на чтение именно его произведений. Даже если вы в чем-то повторитесь, вы непременно создадите обновленный вариант старой идеи, добавите свежести, и потускневшая картина засверкает новыми красками.

4. Полезный навык – действовать

Самая крайняя степень сомнений – «Я бездарность!». Некоторые авторы уверяют себя, что  «коллеги по перу талантливы, а я нет и ничего с этим не поделаешь».

Но подождите! Ведь однажды вы решили для себя, что хотите писать? Как минимум, вам в голову пришла идея, которую вы захотели превратить в рассказ (роман, повесть). А потом вдруг налетели сомнения и действия по созданию шедевра замедлились.

pobeda7

Совет здесь  может быть один — продолжайте действовать, не переставайте двигаться к цели. Геродот давным-давно заявил, что «тем, кто решил действовать, обыкновенно бывают удачи; напротив, они редко удаются людям, которые только и занимаются тем, что взвешивают и медлят».

Все сомнения можно удалить только действием. Даже среди известных писателей «поцелованных в макушку» гениев — единицы. Все прочие так же мучаются от того, что муза куда-то запропастилась, и страдают, когда гениальная идея никак не желает превращаться в достойное произведение.

Но при всех сомнениях великие писатели знают один несекретный секрет: волшебной палочки, которая принесет  успех, не существует.

Есть желание писать, потому что не писать невозможно. И еще есть навык, приобретаемый со временем, помогающий правильно преодолевать все писательские «затыки». Хотите добиться успеха? Верьте в себя. Не бойтесь трудностей. Написание литературного произведения, конечно, «подталкивается» вдохновением, но упорный труд и учебу никто не отменил. Читайте книги о книгах. Айн Рэнд, автор бестселлера «Атлант расправил плечи», написала книгу «Искусство беллетристики» не только для желающих познать тайны писательского ремесла, но и для тех, кто хочет получать наслаждение от чтения. Писатель ведь всегда остается читателем.

Создайте свой собственный план действий. Не откладывайте «на потом» создание произведения только потому, что у вас нет опыта. Начать можно с простого сюжета и тренировать свои навыки на коротких произведениях. Практика нужна для того, чтобы было, что редактировать. Нельзя отредактировать пустой лист. Нужно на нем что-то написать.

√ Старайтесь писать ежедневно, даже если свободного времени мало. Произведение не напишется само по себе. Чётко распишите этапы работы. Вы должны представлять себе, что последует за окончанием каждого этапа. Легких путей в литературе нет, а ленивые писатели становятся графоманами, изнывающими в ожидании «минуты славы».

√ Учитесь наблюдать. Новости, выставки, концерты и общение с людьми – все это может «подбросить» идею для нового произведения.

√ Будьте готовы к недоверию и критике. Не все и не сразу оценят ваши произведения по достоинству. Как только писатель появляется в «зоне доступа» и добивается хоть каких-то результатов, часто появляются «хейтеры» (от англ. hate – «ненавидеть»), способные испортить настроение своими комментариями. Воспринимайте их высказывания как возможность посмотреть на свое произведение со стороны и что-то исправить, но не принимайте близко к сердцу.

√ Стремитесь к тому, чтобы ваши тексты «затягивали» читателей с первой фразы. Если потребность поведать миру свое сокровенное возникла, то обязательно сделайте это, и тогда, как утверждает Джеймс Паттерсон, «читателям не надо листать страницы книг — они сами переворачиваются одна за другой, пока не наступит финал».

Райтхак: верьте в себя. Тогда превращение в победителя – неизбежно!

Ирина Илизарова

***

Все материалы на сайте предназначены для индивидуального использования и защищены законом об авторском праве (ст. 9, п. 1 Закона). Копирование запрещено. Цитирование статей и материалов возможно только с обязательным указанием источника в виде активной ссылки.

***

Записаться на индивидуальное обучение/коучинг можно тут. На июнь—июль есть одно свободное место. Присылайте заявки на адрес adaria@bk.ru, расскажите в письме о себе, своем писательском опыте и целях, которые вы хотите достичь.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *