ПОСОБИЯ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ СЦЕНАРИСТОВ

Я не в первый раз рекомендую писателям выполнять упражнения из пособий для сценаристов. Это очень полезная практика! Точно так же полезно читать книги по сценаристике, даже если вы пока не собираетесь писать сценарий блокбастера. Вот небольшая подобрка пособий, которые могут оказаться интересными как для начинающего сценариста, так и для начинающего писателя:

1. Если вы собираетесь продавать сценарий в России, то и читать нужно, в первую очередь, пособия российских авторов. Поэтому поставлю на первое место две прекрасные, полезные и очень практичные книги без заумных «бла-бла-бла»:

«Букварь сценариста» Александра Молчанова — главный плюс в том, что книга написана очень просто и понятно, ее как раз нужно читать на самой начальной стадии, когда непонятно, что это за зверь такой сценарий и с какой стороны к нему подойти. Я бы сказала, что книга обязательна к прочтению, неважно, пишете ли вы сценарий или роман, «Букварь» поможет разобраться с мотивацией героев и формулой идеального сюжета. К каждой главе идут интересные задания, которые тут же хочется начать выполнять. И вообще, море полезных сведений — начиная от расписания сценариста и заканчивая списком фильмов для обязательного просмотра.

Отрывок из книги: «Характер — это главное, что отличает одного героя от другого. Зритель узнает и запоминает героя по его характеру, а не по внешности. Если вы знаете характер своего героя, вам будет просто построить сюжет: нужно лишь воздвигать препятствия между героем и его целью и смотреть, как он в соответствии с особенностями своего характера будет их преодолевать.

Характеры основных героев не должны быть похожи. Иначе герои будут сливаться друг с другом, и кроме того, у них может не оказаться повода для конфликта. Например, пара Дон Кихот — Санчо Панса своим контрастом дает множество поводов для интересных драматических ситуаций. А если бы в распоряжении Сервантеса оказались два Санчо Пансы? Они не сдвинулись бы с места. А если бы встретились два Дон Кихота? Исход такой встречи предсказуем: они будут мутузить друг друга до тех пор, пока один из них не докажет другому, что его Дульсинея прекраснее»

«Кино между адом и раем» Александра Митты — невероятно подробная книга, которую просто интересно читать и от которой трудно оторваться! Здесь и про развитие конфликта, и про создание драматических ситуаций, и про саспенс, и про архетипы — написано абсолютно обо всем, что может понадобиться как сценаристу, так и писателю. Маст-рид.

Отрывок из книги: «Драматическая ситуация – это барьер, который надо преодолеть, чтобы двигаться дальше. В драматической истории характер полностью сосредоточивается на одной простой задаче, выполнив которую, может идти дальше. Так из очень простых элементов мы можем составить очень сложные картины жизни. У них будет одно явное преимущество. Они найдут эмоциональный ответ, контакт со зрителем.

От одной драматической ситуации к другой мы можем двигаться, увлекая за собой взволнованных зрителей, при одном условии: им должны быть понятны переживания героев, тогда зрители имеют возможность эмоционально подключиться к характерам».

2. «Как хороший сценарий сделать великим» Линды Сегер — прекрасная, очень понятная и интересная книга. Содержит массу полезной информации: вы узнаете о трехчастной структуре сценария, о трех типах катализаторов, которые двигают историю вперед, об отличии сюжета от фабулы, о мифах и архетипах. Мне понравилось, что вся теория тут же подробно расписана на практических примерах из известных фильмов. Прекрасно рассказано о том, как усилить сюжет с помощью «усложнений». Еще один плюс книги в том, что Сегер описывает проблемы, с которыми могут столкнуться сценаристы, и тут же приводит пути решения. Читать обязательно!

Отрывок из книги: «Ищите КАТАЛИЗАТОРЫ! После завязки начинается собственно история. Нам необходимо познакомиться с основными персонажами, необходима дальнейшая, информация, отвечающая на вопросы «Где это?», «Что происходит?». Иногда для этого необходимо ввести некоторое событие, которое я называю катализатором.

Катализатор РЕЗКО начинает действие. Что-то случается — землетрясение, убийство, е-мейл от кредиторов, мрачный монтер Петров вешается на проводе – бац! — и с этого момента история получает развитие. Мы уже знаем примерно, о чем эта история, ее главную линию».

3. «История на миллион долларов» Роберта Макки — прекрасная книга, но, на мой взгляд, ее стоит читать после Линды Сегер. Небольшое пособие Сегер вмещает в себя кучу полезных сведений о написании сценария, то есть вы просто получаете «дозу знаний», которую можно дополнить как раз пособием Макки. «Историю на миллион долларов» нужно читать не спеша, это не столько пособие, сколько книга, информация из которой должна «отлежаться». Много теории и не так много практики.

Отрывок из книги: «Однако если вам известны секреты мастерства, то вы знаете, как избежать штампов: надо набросать список из пяти, десяти, пятнадцати различных сцен «встречи влюбленных из восточной части Манхэттена». Зачем? Дело в том, что опытный сценарист никогда не доверяет так называемому озарению. В большинстве случаев это всего лишь первая пришедшая в голову мысль, а таковые чаще всего связаны со всеми когда-либо увиденными фильмами и прочитанными романами, из которых вы можете надергать массу штампов. В понедельник мы приходим в восторг от новой идеи, потом проходит ночь, и во вторник мы перечитываем написанное с отвращением, так как осознаем, что видели этот штамп в дюжине других фильмов. Источник истинного озарения находится намного глубже, поэтому дайте волю своему воображению и экспериментируйте».

4. «Сценарий: основы сценарного мастерства» Сида Филда — это уже пособие конкретно для сценаристов, если вы не собираетесь писать сценарий, то книгу можно пропустить. Сценаристы же узнают, как выбрать тему и идею сценария, как писать диалоги, как структурировать акты. Вся книга построена вокруг структуры сценария, автор скрупулезно, пошагово, рассказывает, как нужно строить сценарий. Минус книги в том, что информация подается достаточно сухо и жестко, «шаг влево приравнивается к побегу», к тому же, это пособие очевидно ориентировано на запад, и не все из того, что в нем написано, подходит для российских реалий.

Отрывок из книги: «Хороший сценарий всегда имеет точно обозначенную линию драматического действия: он идет куда-то, движется вперед, шаг за ша¬гом, к решению проблем\проблемы). Если вам захочется совершить экскурсию, вы не полетите самолетом или не поедете поездом, чтобы затем расспрашивать других людей, куда вы направляетесь, не правда, ли? Вы должны куда-то идти. У вас есть цель назначения. Вы начинаете отсюда и кончаете там».

5. «Как хорошо продать хороший сценарий» Александра Червинского — небольшое пособие с информацией о структуре сценария, развитии характеров, методах проверки структуры, много интересных примеров. Понравилось предложение начинать написание сценария с конца. Червинский утверждает (и с ним сложно не согласиться!), что прежде всего нужно выяснить, чем закончится история, и потом уже, отталкиваясь от финала, двигаться к началу. Точно так же убедительно Червинский пишет о «важности первых десяти страниц»: читатель/продюсер не читает весь сценарий до конца, если первые десять страниц его не зацепят, он отшвырнет ваш сценарий и примется за следующий.

Единственный минус книги в том, что она написана аж в 1992 году, поэтому нужно учесть, что некоторые термины, как минимум, устарели.

Отрывок из книги: «Заголовки новостей, краткие аннотации статей в газетах и журналах, радио- и телевизионных новостей могут стать отличным трамплином для поисков ваших собственных замыслов. Помните, что на первоначальной стадии — стадии мозговой атаки — вы не ищете хорошие идеи, вам годятся любые идеи, как бы нелепы и далеки от дела они ни были. Все это лишь будит воображение и, может быть, когда-нибудь приведет к чему-то стоящему.
Работая с заголовками и краткими аннотациями, вы не вникаете в факты и детали основного материала. Только слово, мысль, а дальше — полет вашего воображения».

6. «Психология для сценаристов» У. Индика — та самая, которую мы сейчас разбираем в сообществе. Ну что сказать, это, безусловно, очень приятная книга с информацией «на подумать». Здесь нет конкретных схем и расписанных пошагово инструкций, но слово «Психология», вынесенное в название, этого не предполагает. Если вы хотите лучше понять своих персонажей, создавать достоверные ситуации и живых героев, то эта книга для вас.

Сейчас читаю англоязычные пособия. Как только информация отложится, расскажу подробнее, что понравилось и что не понравилось.

А здесь и тут полезные ссылки от сценариста Александра Волкова.

Дополняйте пост!

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal

2 comments

  • Юлия

    История на миллион мне показалось слишком сложной, Кино между адом и раем — получше, а Александр Червинский — самый понятный.

  • Спасибо за список пособий. Я нашла статью 10 книг для будущего сценариста www.kinoshkola.org/node/247 Там те же — Митта,, Кинг, Линда Сегер. Но еще указаны книги таких авторов как Роберт Макки, Аристотель, Джеймс Фрай, Проппа и других.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *