ПРИТОРНАЯ «СВАДЬБА» НИКОЛАСА СПАРКСА

Давно мы не говорили об ошибках писателей. Рубрика «Ошибки авторов» почти пустует, не считая разбора плаксивого «Подарка» Сесилии Ахерн. Возможно, все дело в том, что в декабре и январе подборка книг получилась изумительной, и мало что хотелось бы покритиковать. Между тем, одну грандиозную ошибку, которая разрушила весь сюжет и «убила» все впечатление от книги, я все же нашла. Роман «Свадьба» Николаса Спаркса — прошу не любить и не жаловать!

Спаркс — популярный американский романист, этакая Даниэла Стил в брюках. Многие его книги стали бестселлерами, семь романов были экранизированы. Сам жанр, в котором пишет Спаркс, — современный любовный роман — предполагает некоторую «сиропность». Конечно, здесь нужно соблюдать классические каноны и не обойтись без штампов. Заколдованный принц, прекрасная принцесса, несколько препятствий на пути к счастью и свадьба как главное достижение героев, венец всех свершений — эта формула имеет право на существование, и, в принципе, не так уж важно, как именно автор ее раскрывает. Ошибка состоит в другом, в романе «Свадьба» Спаркс забыл о главном правиле, без которого герой не «оживает», остается неподвижной картонной фигуркой, бессильно повисшей на, в общем-то, неплохом сюжете.

Сюжет романа заключается в следующем: немолодой супруг обнаруживает, что его жена больше не чувствует себя счастливой в браке, поэтому он решает приложить все мыслимые усилия для того, чтобы вдохнуть в брак новую жизнь. Еще раз повторю, сюжет неплохой, проблемы возникают на уровне героя. Главный герой не кажется достоверным потому, что его поведение насквозь фальшиво. Состоявшийся мужчина «вдруг» начинает ухаживать за собственной женой, организует ей массу романтических сюрпризов и даже новую свадьбу. «С чего бы это?» — подозрительно спрашивает читатель, ожидая подвоха. «С чего бы это?» — удивляются дети и супруга героя. «А просто так», — счастливо улыбаясь, отвечают автор с героем в унисон и... попадают впросак.

Чтобы читатель поверил герою, каждое его действие должно быть обоснованным. Герой должен совершать поступки, добиваясь своей цели, и меняться в процессе ее достижения. Главный герой Спаркса не меняется: как он был «очень хорошим парнем» в начале книги, так им и остается. При этом без всякой видимой причины он меняет свою супружескую жизнь, добиваясь максимальных улушений. А теперь скажите, дорогие читатели, вы верите мужчине солидного возраста и положения, который в одночасье «просто так» принимает решение изменить свою жизнь и начинает прикладывать для этого титанические усилия? Лично я не верю. Невозможно сочувствовать герою, которого не понимаешь. Поэтому не приходится удивляться тому, что рецензии читателей на этот роман Спаркса звучат очень холодно, несмотря на то, что эта книга явно задумывалась как «романтический взрыв», который должен потрясти читателя.

Похоже, Спаркс забыл о такой «безделице», как мотивация героя. Чтобы изменять свою жизнь, у героя должна быть очень сильная мотивация: реальная угроза развода, смертельная болезнь, потеря работы и так далее. Сценарист Александр Волков говорит, что, в идеале, должно произойти провоцирующее событие (катализатор), которое даст основание для создания новой мотивации героя взамен старой. Например, в начале книги «Гарри Поттер и философский камень» Гарри всего лишь хочет, чтобы приемные родители и брат перестали над ним издеваться, но после определенных событий (поступление в Хогвартс, первое столкновение с Волан-де-Мортом), его мотивация меняется: он уже хочет найти своего смертельного врага и отомстить ему за гибель родителей.

«Плохой» и «хороший» герой — это не мотивация. Прежде, чем приступить к написанию книги или сценария, найдите ответы на следующие вопросы, говорит Александр Волков здесь:

«Мотивация является ответом на вопрос, почему персонажи совершают свои поступки. В хорошем сценарии события движутся благодаря конфликту. (Мачехи с падчерицей, музыкантов с гангстерами, сына с обидчиками отца, хулиганов с девушкой, бизнесмена с женой). Чтобы найти мотивацию, определите в сценарии конфликт интересов, Провоцирующее Событие или внешнее воздействие. Какова новая цель героя? В чём заключается проблема? Почему ваш персонаж поступает так, а не иначе? Сравните достоинства и недостатки героя с его поступками. Проверьте, есть ли логика в его действиях? Как бы вы сами поступили на его месте? Какова была бы ваша мотивация? Помните, чем серьёзнее мотивация персонажа, тем острее интрига и крепче сюжет».

Резюме: нет достаточной мотивации — нет читательского доверия. А без читательского доверия даже самые романтичные книги остаются кипой бумаги, которая при случае отправится в костер. Пшик — и нет ничего. Справедливость восторжествовала.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *