Психология писательства

писательАвтор: Анастасия Долганова

http://anastasiadolganova.ru/

Писатель – птица странная, редкая и мало изученная. Люди считают, что писатель должен быть очень умным, или много путешествовать, или иметь большой жизненный опыт, или даже страдать лёгким психическим расстройством, обеспечивающим ему новое восприятие привычных вещей и эксцентричность в поведении. На самом деле это не так – люди, пишущие книги, очень отличаются друг от друга и интеллектом, и опытом, и психическим здоровьем, однако личностные особенности, которые помогают писать книги, действительно существуют. Их изучает психология писательства – маленький раздел психологии творчества, который помогает обнаружить внутри личности то, что действительно полезно.

Отстранённый взгляд на мир

Упрёки в отсутствии интереса к политической ситуации, ценам на бензин или современной эстраде писателем могут восприниматься как комплимент. Писательство – это создание мира внутри собственной головы, и этот процесс требует отстранённости от мира реального. Погружённость в ежедневные жизненные сложности могут лишать сосредоточенности, уменьшать то количество энергии, которое требуется для создания «живых» персонажей, ситуаций и сюжетов. Поэты, например, хорошо знают о том, что написание стихов «на заказ» — под праздники и юбилеи – не просто скучно, но и вредно для основной поэтической работы, что после создания хотя бы пары таких творений общий уровень качества писательства заметно падает. Об этом же пишет и Дина Рубина, рассказывая о своём опыте написания заказных статей. Профессиональное перо, задевая за реальность, теряет свою остроту. Писателю лучше работать мойщиком автомобилей, чем ведущим колонки советов.

Склонность к внутреннему диалогу

Ещё один упрёк. В современном мире внутренние диалоги (а то и разговоры с самим собой вслух) уже не воспринимаются как признак острого помешательства, но до сих пор считаются характеристикой человека, склонного к неврозу и тревоге.

внутренний голосДля писателя же внутренние диалоги – один из основных способов создавать текст. Дело в том, что мысли взрослого человека сформулированы с помощью слов, а не образов. Проговаривая диалоги, описания и переживания словами, писатели формулируют свои впечатления в текст – которым потом можно будет воспользоваться для творческой работы.

Поиск верного определения

С внутренним диалогом связана ещё одна полезная для писателя привычка – искать наиболее верное определение для того, что происходит. Оттенок розового под названием «цвет бедра испуганной нимфы» совершенно точно придумал писатель. Поиск слова, описывающего реальность максимально точно, может приобретать характер навязчивого состояния. Для писателя не названное словами – не существует.

На самом деле, это верно для любого человека, но у писателя меньше внутренних возможностей оставить всё как есть (отсюда и тревожность). То, для чего названо слово, как будто приобретает вес – так мелкие работы по дому, становясь «ремонтом», вызывают совсем другую энергию, а проблема постоянных придирок в семье может быть решена только после того, как станет «насилием». Это важнейшее умение для создания осмысленных текстов.

Любопытство, выходящее за рамки приличия

Подсмотреть, как ведут себя люди в таких ситуациях, когда на них обычно никто не смотрит – это бестактно, но так интересно! Наблюдать за другом, который ждёт нас, не подозревая о том, что мы уже пришли, заглядывать за душевую занавеску, подслушивать разговор соседей через стенку, наблюдать за безобразной дракой под окнами – всё это проявления бескрайнего, неудобного писательского любопытства. Жажда деталей заставляет писателей задавать неудобные вопросы, всматриваться в скрытое и до занудства выяснять самые мелкие аспекты бытовых дел. В быту и в дружбе это делает писателя крайне неудобным человеком. Томас Манн, например, грешил подглядыванием, страшно раздражающим его семью.

Графоманство

Желание писать – о чём угодно и как угодно. Набирать длинные списки дел на экране ноутбука, аккуратно записывать лекции или необходимые покупки, переписывать старые записные книги. Должен нравиться сам процесс, само ощущение от карандаша или ручки в руке, звук клавиатурных клавиш.

grafoman

Если на вашем столе накопилась кипа рукописных листочков, которыми вы так никогда и не воспользовались, то графоманство – это про вас. При всей эмоционально негативной окраске этого слова, страсть к самому писательству как таковому помогает преодолеть большинство писательских барьеров и кризисов. Как, например, пишет Вера Полозкова:

Над рекой стоит туман.

Мглиста ночь осенняя.

Графоман я, графоман.

Нету мне спасения.

У неё же – «Опять написала, глупенькая, две простыни, Когда могла обойтись и хокку».

Пишите!

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *