Рецензируй это!

как написать рецензию1В связи с открытием новой экспериментальной рубрики «Критики в шляпах» в сообществе mi-pishem встал вопрос о том, как писать рецензии на тексты. Давайте этот вопрос проясним!

Прежде всего, разберемся, что такое рецензия. Это не просто отзыв, то есть впечатление о прочитанном, основанное на субъективном «понравилось», «не понравилось» или «чё-то не пойму, то ли понравилось, то ли не понравилось».

Рецензия — это анализ и оценка произведения. Соответственно, нужно свои субъективные впечатления («о, круто!») дополнить объективными фактами: «круто потому, что... (автор изобрел новый жанр, герои получились яркими, сюжет развивается динамично и т.д.)».

В идеале, рецензия рассматривает произведение на жанровом уровне (соотносит написанный текст с произведениями аналогичного жанра), на тематическом уровне (соотносит текст с произведениями на аналогичную тематику), на биографическом уровне (выясняет, как выглядит произведение в контексте творчества писателя), на уровне образов и символики и так далее. Но мы не будем копать от забора и до обеда столь глубоко. Нам важно понять, как написать такую рецензию, которая будет максимально полезна для автора текста.

В этой связи стоит опираться на следующую памятку:

1) Название текста — «цепляет» ли название читателя, насколько удачно отражает заложенную в тексте идею, заложены ли в нем какие-либо аллюзии

Пример из моей рецензии для издательства Эксмо:

 

 

Книга написана в жанре любовного романа. Отсылка к жанру заключена уже в названии-аллюзии: используется фраза из популярной романтической комедии...

2) Особенности композиции — из каких частей состоит текст, какие вставные элементы использует автор (письма, выдержки из дневников, вставные новеллы и т.д.), сколько в произведении сюжетных линий и как они сочетаются между собой, все ли композиционные элементы присутствуют (экспозиция, завязка, кульминация, развязка, финал), какой именно вид композиции использует автор

Пример из моей рецензии для издательства Эксмо:  

Автор использует кольцевую композицию: роман начинается и заканчивается сценой на яхте и размышлениями героини Э. Таким образом, автор словно проводит читателя по кругу, показывая, как противостояние добра и зла заканчивается в той же точке, где началось, подчеркивая «вневременной» характер этой борьбы.

3) Герои — насколько ярко выписаны характеры персонажей, есть ли у героев мотивация, не получились ли герои «шаблонными», вызывают ли эмпатию у читателя

Пример из моей рецензии для издательства Эксмо:

 

 

 

Герои прописаны упрощенно, персонажи делятся на «хороших» и «плохих». Архетипичный образ принца, в который «рядится» К., выглядит не слишком правдоподобным, настолько идеальным получился герой: он богат и успешен в карьере, всю жизнь любит одну женщину, тепло общается с бывшей женой и обожает детей.

4) Сюжет — развивается динамично или статично, нет ли «пробелов» в сюжете, какие «штампы» встречаются, есть ли неожиданные повороты, достоверно ли описанное, встречаются ли ошибки и «ляпы», соответствует ли развитие сюжета выбранному жанру

Пример из моей рецензии на присланную рукопись:  

Финал – это единственный элемент композиции, который очевидно «провисает». Как я написала выше, неясна мотивация героини, соответственно, нужно подумать, к чему подводит финал? Да, открытая концовка – вполне допустимый вариант для любовного рассказа. Но открытая концовка не означает, что можно забыть об основной идее. Попробуйте сформулировать идею, тогда будет понятнее, к чему ведет финал, что нужно подчеркнуть/усилить.

5) Язык и стилистика — каким языком и каким стилем написано произведение, есть ли стилистические «штампы» и «ляпы», не пересыщен ли текст «канцеляризмами», соответствует ли стиль жанру, какие грамматические ошибки встречаются

Пример из моей рецензии для издательства «Эксмо»:   

К

нига написана в жанре любовного романа. Язык классический, характерный для данного жанра, редко встречаются жаргонизмы (только в диалогах, для того, чтобы сделать речь героев различимой). Нет каких-то изысканных речевых оборотов, много штампов. С одной стороны, такая простота не отвлекает внимание от сюжета, с другой – есть риск, что рано или поздно читателю надоест монотонное повествование, и он переключит свое внимание на что-то более интересное.

6) Идея и тема текста — насколько идея/тема свежа и оригинальна по сравнению с тем, что уже написано, насколько актуальна идея («прорыв», «однодневка» или потенциальная «классика»), будет ли такая идея пользоваться спросом на современном книжном рынке, какие проблемы поднимает автор и как глубоко раскрывает их

Пример из моей рецензии для издательства «Эксмо»:   

Добро и зло – автор намеренно демонизирует образ главного героя, создавая «злодейского злодея». Таким образом, на передний план выходит вопрос, может ли зло поработить мир, если оно обладает для этого всеми ресурсами (помощница, для которой нет ничего невозможного, деньги, связи). Автор сама же отвечает на поставленный вопрос, дав возможность героине с говорящим именем Angie (Ангел) выиграть битву со злом. 

7) Личные ощущения — насколько вам понравился/не понравился текст и почему, что больше всего запомнилось, какое самое яркое воспоминание из прочитанного, что хотелось бы изменить

Пример из моей рецензии для издательства Эксмо:   

Некоторые вульгарные эпизоды, хотя и поданы с юмором, могут шокировать читателя. Так, на с. 211 появляется тема наркотиков – героиня Д. встречает дома «обкуренную» мать, которая интересуется, где бы еще достать кокаин и на что он похож. На с. 234 дочь говорит матери, ожидающей знакомства с ее кавалером, что молодой человек спустится вниз, «как только успокоит эрекцию».

Что не нужно делать в рецензии:

— пересказывать текст (лучше укажите те моменты, которые «зацепили» вас, вызвали позитивный или негативный отклик, и напишите, почему)
— льстить автору (ваша задача — найти достоинства и недостатки текста, а не подлизаться к писателю)
— давать субъективные оценки (вы можете указать, что не совсем компетентны в теме судебных слушаний вместо того, чтобы писать, что детективы Гришэма — отстой и нудятина)
— прыгать выше головы (если вы плохо ориентируетесь в литературных терминах, лучше пишите рецензию простыми словами)
— язвить («Если бы слог автора не был столь убогим, возможно, я бы понял, о чем говорят герои» — подобный отзыв ничем не поможет автору текста и выставит вас не в лучшем свете, беспристрастный тон — идеальное оформление для рецензии)
— заниматься «раскопками» («Автор отсылает нас к Пушкину, Пушкин — к Горацию, Гораций — к Адаму, Адам — к Богу, а там уже корни теряются...», не стоит копаться в тексте, выискивая исторические и биографические нюансы. Если вам хочется узнать больше о психологической травме автора, идущей из раннего детства, занимайтесь изучением авторской биографии в свободное время, но не перегружайте рецензию лишними подробностями).

hate-your-book-e1329517153905

 — Ненавижу твою книгу. — Эээ... Хм, моя книга тоже тебя ненавидит.

Ну хорошо, только «чукча — писатель», а не читатель и — тем более — не рецензент, скажете вы. Зачем, собственно, нужно рецензировать чужие, на минуточку, тексты? Не буду отвечать на  вопрос, вместо этого предложу вам написать 3 (!) рецензии по предложенной выше памятке. Спорим, что после такой работы ваше восприятие собственных текстов кардинально изменится? Научившись критически оценивать чужие работы, вы так же критически подойдете и к своим творениям. А это значит меньше «ляпов», «штампов» и «пробелов», больше убедительных и необычных героев, динамичных сюжетных линий и неожиданных поворотов. Сплошной профит для автора, убедитесь сами!

Практика: 

→ Предложите кому-то из приятелей-писателей обменяться рецензиями на написанные вами тексты. Попробуйте написать рецензии по памятке выше. Обменяйтесь рецензиями и обсудите их за чашкой какао (к которой непременно прилагаются печеньки с корицей и хорошее настроение). Приток свежих идей обеспечен! Гарантировано Д.К. :)

***

Кстати, пока у меня есть свободное время до начала гиперактивного ноября (да здравствует NaNoWriMo по-русски, мастер-класс по написанию детектива и саспенс-лаборатория!), принимаю тексты на рецензирование. Условия — тут! Акция действует до начала ноября.

Автор статьи — Дарья Корж. Все материалы на сайте предназначены для индивидуального использования и защищены законом об авторском праве (ст. 9, п. 1 Закона). Копирование запрещено. Цитирование статей и материалов возможно только с обязательным указанием источника в виде активной ссылки.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *