СЕКРЕТЫ ПРЕДЫСТОРИИ или КАК ВВЕСТИ ЧИТАТЕЛЯ В КУРС ДЕЛА

Как начать историю, которая требует слишком много пояснений, например, если она происходит в другое время или герои обладают очень сложными умениями — таким вопросом часто задаются авторы, продумывая начало книги.

секрет предыстрории книгиСкажешь слишком мало — читатель не сможет разобраться в происходящем. Скажешь слишком много — получится занудно. Как найти золотую середину, если нужна предыстория?

На этот вопрос отвечает писательница Брэнди Райзенвебер:

Брэнди Райзенвэбер«Когда ты рассказываешь какую-то историю, ты начинаешь с какой-то сцены и дальше, по мере продвижения, добавляешь детали. Ты не можешь вставить всю предысторию в первое предложение. Задача писателя — увлечь своим рассказом читателя и заодно передать важную информацию.

Некоторые писатели умудряются ввести читателя в курс дела еще в названии книги — например, Роберт Олен Батлер в книге „Возвращение ревнивого мужа в виде попугая“. Первое же предложение подтверждает догадки читателя: „Я никогда не могу сказать всего, что мне хочется. Гляжу на других попугаев и думаю: у них это так же?“.

А вот как начинает свою книгу „Рэгтайм“ Э.Л. Доктороу:

„В 1902 году Отец построил дом на гребне холма, что на авеню Кругозора, что в Нью-Рошелл, что в штате Нью-Йорк. Трехэтажный, бурый, крытый дранкой, с окнами в нишах, с крыльцом под козырьком, с полосатыми тентами — вот домик“.

В первом предложении определены год и место действия — по мере развития сюжета появляются все новые и новые подробности, благодаря которым читатель погружается в эпоху.

Не все писатели любят такой „подход в лоб“. Некоторые предпочитают вводить читателя в курс дела не спеша, заставляя его собирать и обдумывать факты. Так, первые строки рассказа Бхарати Мукхерье „Управление горем“ начинаются со сцены, когда рассказчица уже знает, что ее муж и дети погибли в авиакатастрофе. Читатель же пока остается в неведении:

„Незнакомая мне женщина заваривает чай по-индийски на моей кухне. Там, на кухне, собралось много женщин, которых я не знаю, они перешептываются и тактично ходят на цыпочках“ — так начинается рассказ. Читатель сразу же понимает, что случилось что-то важное. По мере развития сюжета читатель собирает детали: играет радио, сыновья ее друзей бормочут что-то про бомбу, кто-то спрашивает, хватит ли ей денег. В процессе сбора подробностей появляется все больше информации, при этом читатель по максимуму задействован в эмоциональной завязке истории.

Главное правило, которым вы должны руководствоваться, обдумывая предысторию — сопротивляйтесь искушению рассказать слишком много. Сосредоточьтесь на том, чтобы ввести читателя в мир вашей книги, и позвольте деталям завершить начатое. Возможно, будет нелишним описать, как характер героя формировался в течение года, но задача не в том, чтобы дать читателю досье на героя, а в том, чтобы „оживить“ придуманный мир и персонажей, сделать их реальными для читателя».

Небольшая подсказка: обратите, как ваши любимые авторы вводят читателя в придуманные миры. Например, в той же «Песни льда и пламени» Дж. Мартин не торопится вываливать всю известную ему информацию на первых страницах книги. Первая книга цикла начинается со сцены появления Иных — описывая ужасающую сцену сражения человека с некими сущностями, писатель тем не менее не торопится рассказать читателю, кто такие Иные. Более того, рассказ о существах с ярко-синими глазами появляется даже не в первых главах. Автор намеренно сохраняет интригу, подбрасывая читателю информацию для размышления не слишком часто, чтобы не наскучить описаниями и флэшбеками (экскурсами в прошлое).

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *