Сказкадемия: новая рубрика для родителей и детей — 9 способов творить вместе

Я давно лелеяла эту рубрику — для родителей, которые хотят развить творческий талант и писательские способности у ребенка, и, конечно, самих детей. Теперь несколько раз в месяц здесь будут выходить материалы для маленьких начинающих авторов и читателей. Ловите первый — лучшие советы из книги «Художник есть в каждом. Как воспитать творчество в детях» Джулии Кэмерон, Эммы Лавли.

tvorim-s-detmi

На самом деле, эта книга заслуживает того, чтобы не просто прочитать ее от начала до конца, но и купить в бумажном виде, так будет удобнее делать закладки и пометки и чаще возвращаться к самым интересным идеям. Если вы не будете сердиться на тетушку Джулию за то, что она в сотый раз долдонит про свои утренние страницы, и смиренно пролистаете опасное место, то вы найдете множество отличных советов. Как, например, совет обустроить творческий уголок,  о котором я упоминала в писательских идеях февраля—марта 2017. А вот что еще советуют Джулия и Эмма:

1. Приобщите детей к своему творчеству

Мы привыкли, что дети — это труд, который не стоит смешивать ни с чем другим. Работать с ребенком — немыслимо! Почему же, мыслимо, убеждают авторы книги. Мы должны всегда помнить о том, что дети обожают копировать взрослых, это у них в крови. Поэтому, может быть, единственно верный способ обучения — это приобщить детей к нашим любимым занятиям. Если вы работаете дома, объясните ребенку, чем вы заняты, предложите поиграть рядом, научите основам вашего мастерства.

«Нередко мы совершаем ошибку, думая, что должны целиком и полностью принадлежать детям, а иначе мы — плохие родители. Безусловно, когда в семье появляется ребенок, взрослым приходится менять образ жизни, отказываться от каких-то привычных занятий. И нам кажется, что так мы становимся к нему ближе. Но на самом деле, отказываясь от своих интересов, полностью переключаясь на ребенка, мы перестаем быть собой, а это может привести к тому, что мы не сможем впоследствии научить его всему, что мы умеем и любим сами.»

Упражнение на поиск общих занятий:

Напишите список из 5 пунктов, перечислив, что вы любите. А потом подумайте, как поделиться этим с ребенком. Например, если вы любите вишневые пироги, испеките пирог вместе с детьми, пусть они запишут рецепт. Любите герберы — сходите вместе в цветочный магазин, купите герберы, а дома попробуйте нарисовать их.

2. Позволяйте мелкие радости

Джулия Кэмерон рекомендует выполнить с детьми упражнение, которое помогает понять скрытые творческие потребности. Нужно взять чистый лист бумаги и перечислить десять дел, которыми вы любите заниматься, но не позволяете себе делать. Это может быть «выйти на улицу и купить стаканчик мороженого» или «лежать на солнышке». Когда мы делаем это упражнение, мы часто обнаруживаем, что существует множество мелких радостей, в которых мы отказываем себе. А могли бы получать удовольствие! «Понимание своих потребностей раскрепощает нас, — говорит Джулия. — А когда мы свободны, мы даем больше свободы детям».

3. Рассказывайте спонтанные истории

Расскажите ребенку историю, предлагают Кэмерон и Лавли. Можете придумать историю, а можете взять происшествие из реальной жизни. Когда закончите, попросите ребенка рассказать историю вам. Если нужно, можете немного ему помочь, задав конкретную тему, например: «Расскажи мне историю про пони». Если у ребенка есть любимая книга, спросите, что случилось до того, как началась эта история, или после того, как она закончилась.

Райтхак:

Cейчас в магазинах можно найти «кубики историй». Бросая такие кубики, вы будете придумывать истории в соответствии с выпавшими комбинациями и тренировать фантазию.

kubiki-istorij

4. Пробуйте все подряд

Наша задача — показать детям, сколько разных форм искусства существует на свете, как можно чаще давать им возможность пробовать разное, чтобы они могли свободно выбирать из множества вариантов. Пусть дети занимаются всем, что им интересно, — рисуют, лепят, играют на музыкальных инструментах, сочиняют рассказы. Ваша родительская задача — наблюдать за ними, чтобы определить, что им больше нравится. Это подскажет вам, к чему они склонны, и поможет поддержать их интересы, чтобы они могли и дальше заниматься любимым делом.

Очень редко бывает так, что дети проявляют свои таланты в раннем возрасте. Чаще ребенок долго примеряется, прежде чем увлечься чем-то по-настоящему. Давайте не будем ему мешать. Творческие порывы расцветают на почве смелого эксперимента.

Упражнение «Исследование» от Джулии:

Возьмите ручку и напишите пять примеров творческих идей, которые вы могли бы предложить попробовать своему ребенку. А теперь напишите пять творческих идей для себя. Главное, чтобы это не отняло много времени и средств. Эти идеи просто должны слегка выводить вас за пределы зоны комфорта. Например: написать стихотворение, нарисовать что-то и т.д. Выберите что-то одно из списка для себя и ребенка и вперед!

5. Превращайте дела в игру

Помогите детям справиться с каждодневными обязанностями, превратив их в интересную игру. Такой подход, по мнению Джулии, поможет находить радость в мелочах и меньше уставать. Каждый день приходится собирать игрушки, мыться, покупать продукты — все эти занятия можно разнообразить и оживить. В ванну можно добавить пены и пускать мыльные пузыри. Покупать продукты проще с «игрой в алфавит», выискивая разные буквы на этикетках товаров. В долгой и скучной поездке можно останавливаться в приятных кафе и гулять по маленьким городкам, которые попадаются на пути. Читать книги на ночь веселее, если делать это в палатке из одеяла, при свете фонарика.

tvorim-s-detmi-kemeron

Чтобы подготовиться заранее, перечислите в блокноте пять повседневных дел, которые больше всего вас пугают. А теперь рядом с каждым пунктом напишите, как можно это дело разнообразить и внести элемент игры.

6. Соблюдайте ритуалы

Ежедневные ритуалы — это не просто действия, которые повторяются день за днем, это возможность прочувствовать самые ценные моменты жизни. Ритуал в жизни ребенка означает порядок, придерживаться которого нетрудно и даже приятно. Что бы ни происходило, существуют вещи неизменные, и ребенок с нетерпением и радостью ждет их.

Джулия и Эмма предлагают отдать дань традициям и вспомнить себя в детстве: какие ежедневные дела вам нравились? Попробуйте включить подобные дела в расписание вашего ребенка, будь то совместный завтрак или просмотр интересной телепередачи вместе с детьми.

7. Дарите подарки

Учите детей быть благодарными и отзывчивыми. Делайте вместе подарки окружающим. Единственное условие — подарок должен быть сделан своими руками. Можно придумать стихотворение, песню, нарисовать рисунок. Если у вас двое детей или больше, то пусть они подарят подарки друг другу, чтобы каждый и подарил, и получил подарок. Джулия рассказывает:

«Среди детей нашей семьи мы до сих пор играем в игру „кто кому дарит подарок“ : пишем на клочках бумажки имена всех братьев и сестер, перемешиваем бумажки и вытягиваем. И каждый дарит подарок тому, чье имя он вытащил.»

8. Выпускайте пар

Дети испытывают постоянное давление: в школе, на кружках, даже дома. Родителям приходится растить ребенка в конкурентной среде, зачастую им очень сложно не поддаться общественному давлению. Джулия и Эмма советуют ослабить давление на ребенка с помощью тщательно спланированных семейных приключений, цель которых — удовольствие.

igry-s-detmi

Будет здорово, если вы организуете активное мероприятие: сходите на пляж, погуляете в парке, съездите на экскурсию, отправитесь в аквапарк. Неважно, большое мероприятие или маленькое, но оно должно быть веселым и заставить ребенка двигаться. Если это приключение вы заранее придумаете и внесете в семейное расписание, то все будут с нетерпением его ждать.

9. Проведите День Задом Наперед

Дети должны быть в меру самостоятельными. Так происходит их самоидентификация. «Правильное непослушание» — допустимое отступление от общепринятых норм. Проявите фантазию, превратите несогласие в веселую игру для всей семьи. Так, можно устроить День Задом Наперед, специальный день исключений, когда дети получают возможность проявить свободу. Пусть они сами придумают, что есть на завтракать, сами совершат покупки в магазине, спланируют семейный вечер. Этот небольшой жест неповиновения покажет детям, что они тоже имеют право слова в этом мире.

Упражнение «Свободный коллаж»:

Это прекрасное занятие для родителей и детей. Возьмите старые журналы и раздайте всем ножницы, клей, картон. Теперь пусть каждый выберет картинки, которые о чем-то ему говорят или чем-то нравятся, и наклеит их на картон. Когда все будет готово, пусть каждый расскажет о своем коллаже другим.

***

Если у вас есть чем дополнить список, рассказывайте об идеях совместного времяпрепровождения с детьми в комментариях!


И не забудьте записаться на мартовскую саспенс-лабораторию, на которой мы будем разбирать секреты захватывающего текста, анализировать саспенс фильмы, строить идеальные сцены и много всего другого!

***

Автор статьи — Дарья Корж. Все материалы на сайте предназначены для индивидуального использования и защищены законом об авторском праве (ст. 9, п. 1 Закона). Копирование запрещено. Цитирование статей и материалов возможно только с обязательным указанием источника в виде активной ссылки.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal

One comment

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *