Слушай читателя! Правила писательства Ю Несбе

На прошлой неделе мне довелось присутствовать на встрече с известным норвежским писателем Ю Несбе. Несбе — один из самых популярных скандинавских детективщиков, его серия о детективе Харри Холе бьет все рекорды популярности, целые стенды в книжных магазинах отданы под его детективы и детские книги.

nesbe

На встрече Несбе представлял свой новый триллер «Макбет» — по сути, это старый добрый шекспировский «Макбет», пересказанный на новый лад. Дело происходит в 1970-х годах в залитом дождями промышленном городе, где двум криминальным наркобаронам бросает вызов шеф полиции Дункан (не Маклауд), человек принципиальный и жестокий. В проекте по переделке Шекспира Hogarth Shakespeare series отметились также такие мастистые авторы, как Маргарет Этвуд, Джанетт Уинтерсон, Говард Джейкобсон.

К сожалению, на встрече Несбе говорил только о новом проекте и не успел ответить на вопросы читателей. А между тем, в других интервью он очень интересно рассказывает о своей писательской работе. По следам прочитанных интервью (из открытых русскоязычных источников) я сформулировала правила писательства, которым следует знаменитый детективщик. Итак,

Правило 1 — Чтобы придумать хорошего героя, вспомни своих знакомых

Несбе утверждает, что придумал своего знаменитого детектива Харри Холе во время перелета из Норвегии в Австралию. У него было всего пять недель на то, чтобы написать книгу по предложению знакомой журналистки, и он остановился на детективе, так как это «четко структурированная история, у которой есть начало и конец». Но мало выбрать жанр, нужно подобрать подходящего героя.

«Я придумал того, в ком были намешаны черты тех, с кем я хорошо знаком и кого лично не знаю, но о ком наслышан», — говорит Несбе. Харри звали футболиста, который нравился писателю в детстве. Кроме того, Харри на норвежском означает «простак». А Холе звали полицейского, которым бабушка пугала маленького Ю Несбе. Мол, не будешь есть кашу, придет Холе и заберет тебя в участок. Кроме того, «холе» означает «дыра, захолустье». Простак из захолустья — это сочетание понравилось Несбе, он хотел, чтобы имя его детектива было забавным и запоминающимся одновременно.

Правило 2 — Вдохновляйся известным образом

Несбе не скрывает, что, работая над детективами, черпал вдохновение в фильмах и комиксах о Бэтмене. «Меня вдохновлял тогда образ Бэтмена — это темный герой, антигерой, злодей. Истории в духе crime noir. Я был вдохновлен этим жанром и попытался придерживаться его правил и рамок, сделав его более современным.»

Подумайте, какой персонаж и какая вселенная всегда вам нравились и как можно реконструировать их на свой лад.

Правило 3 — Прислушайся к мнению читателя

«Читатель всегда прав, — говорит Несбе. — Это умные люди. Я пишу для читателей. Если они говорят, мы не понимаем этого персонажа, это не их вина. Это моя вина — я должен объяснить, чтобы они поняли. И тогда я должен поработать над этим. Могу сказать, что я принимаю во внимание примерно две трети из того, что они говорят: они просто помогают мне сделать мою книгу еще более интересной.»

nesbe1

Как любой публикующий автор, Несбе, конечно, сталкивался с критикой в адрес своих книг. В своих интервью он вспоминает о разгромной статье в шведской газете, где критик разнес в пух и прах «Леопарда» за излишнюю, ничем не оправданную жестокость. Да, соглашается Несбе, некоторые сцены получились слишком кровавыми (еще бы, если учесть, что основное орудие убийства — это металлический шар, выпускающий шипы в горле жертвы) и, возможно, было бы лучше их переписать.

А однажды писатель и вовсе вернул читателю деньги за книгу. Несбе получил письмо, в котором читатель критиковал его за повесть «Кровавый снег», мол, текст в 180 страниц не стоит потраченных денег. Писатель предложил компенсировать затраты на неудачную книгу.

Правило 4 — Чередуй тексты, над которыми работаешь

Несбе выпускает детективы о Харри Холе в среднем раз в два года. В перерывах он пишет детские повести. «И именно на них отдыхаю, — признается писатель. — Ведь вселенная Харри очень темная и тяжелая, в ней сложно находиться долго, и после обязательно нужно приходить в себя.»

При этом он уверяет, что нет ничего странного и неправильного в том, чтобы работать в двух и более жанрах. Ведь, по его мнению, нет большой разницы — писать детскую книгу или детектив, любая история строится по определенным законам.

nesbe2

Детские книги Несбе с провокационными иллюстрациями доктора — изобретателя волшебного пукательного порошка

А бывают книги, которые приходят «вне плана». Им тоже нужно дать возможность заявить о себе:

«Что же касается детектива «Охотники за головами», то это совсем другая ситуация. Есть книги, которые пишутся, как песни. Они берутся как будто из воздуха и приходят в голову неожиданно. Так получилось с этой книгой. Я ее придумал и написал буквально за 3–4 месяца.»

Правило 5 — Дай обществу то, чего ему не хватает

Как Акунин тщательно конструировал своего Фандорина, так и Несбе аналитически подошел к созданию жестокой преступной вселенной. Он утверждает, что исследует нравственность современного общества в своих детективах о Харри Холе, выпускает на волю скрытую жажду мести, которую люди привыкли подавлять, но которая тем не менее существует в том или ином виде:

«Мы живем в обществе, в котором уже как бы избавились от жестокости. Но взять хотя бы тюрьму — это узаконенная жестокость. Все равно, на уровне эмоций тюрьма — это мстительность, жажда мести. Официально мы говорим, что сажаем человека в тюрьму, чтобы предотвратить другие преступления, чтобы он стал лучше, адаптировался, но на самом деле мы просто хотим, чтобы он страдал за решеткой. Мы говорим, что это справедливо, ведь он убил человека, но все равно это остается просто узаконенной жестокостью»


А вам нравятся скандинавские детективы, в частности, серия Несбе?

***

Обратите внимание на текущие проекты mi-pishem: в мае стартует курс «Легенда о писателе»! Также есть одно место в персональный коучинг на май.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *