СТИКЕРЫ ОТ ПРОБЛЕМ

«Быстрое решение проблем при помощи стикеров» Дэвида Стрейкера — про эту книгу я узнала, когда мне написали и спросили, как насчет того, чтобы сделать рецензию. Название оказалось той самой «завлекалочкой», которая побуждает читателя узнать, что же там внутри, и я, конечно же, согласилась.


Фото

А так книга оформлена на Amazon:

Собственно, внутри никаких неприятных сюрпризов. Дэвид Стрейкер, бизнес-консультант, написавший несколько книг о методах решения проблем, обещает научить читателя решать проблемы с помощью обыкновенных стикеров, тех самых разноцветных листочков, которые без дела валяются на любом рабочем столе. И это обещание он ответственно выполняет.

Чем же могут пригодиться клейкие листочки? В начале книге идет перечень методик и краткое их описание: «афиша», «перестановка», «нисходящее дерево», «восходящее дерево», «информационная карта», «карта действий». Дальше подробно расписывается, когда и каким образом можно применять эти методики.

И вот тут читать становится особенно интересно, так как выясняется, что какие-то из этих методик, с некоторыми вариациями, я вовсю использую при планировании книги. Участники курса по написанию книги уже закрывают руками уши, когда я снова начинаю твердить про работу с карточками :) В роли карточек как раз могут выступать стикеры, они даже имеют преимущество перед карточками из картона: ведь липкие листочки проще передвигать с места на место и фиксировать.

Например, методика «Афиша». Применяется, когда нужно собрать информацию о проблеме, для сбора собранных фактов воедино и для поиска новых творческих решений, то есть мозгового штурма. Для начала определяем цель мозгового штурма, скажем, — выбрать одну идею из трех. Писатели часто страдают переизбытком идей, когда в голове есть несколько прекрасных сюжетов, но непонятно, какой из них лучше реализовать прямо сейчас. Решаем проблему с помощью методики «Афиша».

Шаг первый. Определяем ограничения и антицели. Ограничения разумно поставить следующие: идея не должна быть трудозатратной (если несколько лет уйдут только на сбор материала, например, для исторического детектива, то от такой идеи лучше сразу отказаться) и должна вызывать интерес. Антицель — пытаться реализовать все идеи сразу, это технически невозможно.

стикеры2

Шаг второй. Пишем на отдельном листе ассоциативные вопросы, которые направляют фантазию в нужное русло. Например:

Попросить кого-то оценить идеи?
Посмотреть тенденции рынка?
Какая из идей идет «из сердца»?
Где самые интересные герои?
и т.д.

Шаг третий. А теперь сам мозговой штурм, кратко записываем на стикерах все мысли, которые только приходят в голову. Для полноты эксперимента лучше использовать стикеры разных цветов. Например, синие — это факты (то, что можно доказать). Желтые — мнения (то, во что верят). Красные — предположения (новые идеи). Или можно просто ставить пометки на стикерах (Ф, М или П).

стикеры1

Что может получиться:

Сейчас в моде всевозможные травелоги, фэнтези для подростков, детективы (Ф)
Мода на вампиров прошла (Ф)
Детские книги очень популярны, рынок детской литературы постоянно растет (Ф)
Я не умею писать детективы (М)
При этом я люблю читать детективы и знаю законы жанра (Ф)
Мне удается сочетание реального и фантастического (Ф)
Я люблю писать про приключения (Ф)
Есть опыт жизни в экзотических странах (Ф)
Написать сказку про приключения в экзотической стране (И)
Сказка про экзотических животных? (И)
Приключения подростков в джунглях? (И)
И т.д.

Шаг четвертый. После завершения мозгового штурма обязателен «инкубационный период» — идеи и мысли должны отлежаться в течение нескольких дней. Спустя время нужно тщательно проанализировать, что получилось и...

стикеры

Дальше используются другие методики, о которых пишет Стрейкер. Можно переставлять стикеры местами, собирая самые важные и интересные идеи в одном месте, чтобы разрабатывать их дальше. Можно сделать информационную карту и отобразить связи между идеями на стикерах (участники курса по книге вспомнят «Карту конфликтов», ее тоже можно строить с помощью стикеров). Можно выделить основные проблемы и поискать пути решения. Можно создать подробный план книги. Можно прописать «карту персонажа», указав основные характеристики героя и его взаимосвязи с другими персонажами. В общем, возможности не ограничены.

Когда мы говорим о писательстве, то для всего этого есть огромное количество программ, тот же XMind. Но если вам, как и мне, нужна наглядная картинка перед глазами, если вас вдохновляет работать руками, передвигать кусочки паззла, складывая из них цельную картину (сразу вспоминается, как знаменитый Пуаро сосредоточенно делал записи в блокноте, чтобы потом сложить их воедино), то метод стикеров подходит идеально. Можно взять его за основу и изобретать свои формы работы над книгой и планом с помощью разноцветных листочков. Даже сама возня с яркими кусочками бумаги вдохновляет, так что этот метод был и остается одним из моих любимых.

Достоинства книги «Быстрое решение проблем при помощи стикеров» в том, что там подробно расписаны методики решения проблем и основные шаги каждой из них. То есть, по сути, можно пользоваться готовыми схемами и не изобретать велосипед. Все четко, наглядно, много схем и пояснений.

Недостатки идут от достоинств. Книга — набор схем, кому-то это понравится, а кому-то не хватит описаний, примеров из жизни, впечатлений тех, кто использует эти техники для решения бытовых проблем. Мне бы хотелось увидеть какие-то конкретные истории, где кто-нибудь рассказал бы, как с помощью стикеров написал книг, нашел работу или открыл свой бизнес. Порой казалось, что информация изложена слишком сухо, хотя, возможно, это преимущество книги, так как не приходится ни на что отвлекаться. Ну и стоит отметить, что многие методики рассчитаны на работу в команде, на применение в офисе, так что в моем случае это не актуально. Но если бы я работала в офисе, где решают рабочие проблемы с помощью стикеров, я бы точно обожала свою работу :)

Смело рекомендую эту книгу визуалам, которые любят работать с карточками и планировать/писать книгу на бумаге.А также всем тем, кто любит подходить к решению проблем с помощью логики и использовать пресловутые «маленькие серые клеточки». Если есть вопросы по книге, спрашивайте, расскажу еще :) А лучше — уже в следующем году — покажу, как выглядят мои стикеры и как они мне помогают.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *