ПОЛНАЯ ВЕРСИЯ ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТА ДЛЯ ПИСАТЕЛЕЙ И ФРИЛАНСЕРОВ

Не успеваю сегодня рассказать вам, какие интересные темы будут в новой, февральской, мастер-группе, расскажу завтра! А пока хочу структурировать старую и новую информацию по тайм-менеджменту.

Когда-то эта статья висела в сообществе mi-pishem. Потом я ее убрала, решив переделать так, чтобы рекомендации по тайм-менеджменту подходили не только для писателей, но и для всех творческих людей. "Возвращаю" материал вам обратно! Не имеет значения, каким именно творчеством вы занимаетесь, главное — найти для него время. Как же вести «поисковую операцию»:

Для начала приведу писательский пример.

Первый роман писательницы Розамунд Липтон «Сестра» держался в списке бестселлеров США более трех месяцев. Было продано более 430 000 экземпляров. А вот как сама писательница описывала процесс создания книги: «Я была неизвестным, начинающим автором, когда писала книгу. Я ставила перед собой цель — писать так, как нравится мне. Часто я возвращалась к странице или главе и думала: „Это правда лучшее, что ты можешь сделать?“. Часто я мысленно отвечала себе „нет!“ и принималась переписывать текст.

Это был не быстрый процесс. Так как я еще и мама, написание заняло три года. Я работала над книгой, когда дети были в школе. Когда я писала книгу, в доме царил полный хаос, так как я только и успевала закинуть детей в школу и броситься к компьютеру. Мой муж — врач, он постоянно пропадал на работе. Ближе к завершению книги мне пришлось в течение 4-х месяцев заново переписать 200 страниц, поэтому я позвала маму помочь мне с детьми».

Прекрасный пример настойчивого движения к цели. Если домашние дела и чувства близких для вас важнее вашего дела, нечего удивляться, что все проекты так и остаются в голове.

Между нами, часто близкие не проявляют столько сочувствия к начинающим талантам, сколько хотелось бы. Кто из фрилансеров, работающих дома, не знаком с такой ситуацией? Только сядешь поработать, сразу кто-нибудь разбудит ворвется в комнату с вопросами, позовет пить чай, потребует завтрак, обед, ужин и чистые рубашки. В итоге, домочадцы сыты, рубашки выглажены, а книга так и не написана, игрушки не связаны, платье клиентке не сшито.

Что же делать, чтобы разорвать порочный круг?

1. Выбрать одно направление деятельности. Перестаньте чувствовать себя героиней сериала «Одна за всех». Хорошая мать и жена, преуспевающая бизнес-леди, отзывчивая подруга, талантливая писательница и умелый садовод — всех ролей вам не сыграть. Каждый день выбирайте для себя приоритетное направление. Сегодня вы опытная мама? Тогда сосредоточьтесь на играх с детьми, развивающих занятиях и уборке. Завтра вы писательница? Тогда скажите «нет!» всем остальным делам и сконцентрируйтесь на книге.

2. Вы бы рады сконцентрироваться, но близкие продолжают требовать пирожки с мясом и внимания? Как говорил писатель, автор писательских курсов Дж. Фрэй: «В конце концов, вам придется сделать выбор. Что вам нужно от жизни? Вымытые окна, чистые полы и безупречная чековая книжка или роман на полке книжного магазина? Если вы решили стать писателем, на первом месте должна быть работа, нельзя допускать, чтобы время уходило впустую».

Купите или смастерите вручную табличку с надписью «Не отвлекать», повесьте ее на дверь комнаты или поставьте на стол. Попросите не отвлекать вас в течение часа. А если все же отвлекают, отвечайте «потом», «завтра». Главное — не позволяйте сбить с себя ритма.

 3. Не ждите идеальных условий. Их никогда не будет. Всем хотелось бы творить прекрасное, разумное и вечное на увитой виноградными лозами веранде домика в Провансе. Или в бунгало на берегу моря. И, конечно, в мечтах, кроме приятного шума волн, ни один посторонний звук не нарушает наше уединение. В жизни подавляющее большинство творческих людей работают по ночам, украдкой примостившись на краешке кухонного стола. Да, неромантично. Но качество не связано с условиями творчества. Творить можно в тюрьме (тьфу-тьфу-тьфу) и в комнате, набитой вопящими малышами, в ванной и на кухне, в метро и в парке. Научитесь делать несколько дел одновременно: творить и готовить, творить и следить за детьми, мыть полы и продумывать сюжет книги, выкройку, письмо клиенту.

4. Стремитесь к качеству, а не к количеству. Невозможно весь день плодотворно заниматься каким-то делом. Если вас мучает чувство вины за то, что, как вам кажется, вы уделяете домочадцам мало времени, посчитайте, сколько часов в день на самом деле уходит на эффективное общение. Вы будете удивлены, но это полчаса-час. Все остальное время вы занимаетесь чем-то другим и часто — какой-то ерундой, вроде чтения форума. Вспомните о принципе Парето: 80% дел нам удается сделать за 20% времени. Выделите час на свое творчество — это ведь совсем немного, правда? Но потратьте этот час действительно на любимое дело. Точно так же выделите час для игр с детьми, час для общения с мужем или совместной прогулки. Но все, что вы делаете в запланированные отрезки времени, делайте на все 100%.

5. Уходите из дома. В других странах сейчас очень популярен коворкинг — модель работы, когда участники используют общее пространство для своей деятельности (например, два юриста, три журналиста и писатель вскладчину снимают офис и работают каждый сам по себе). У нас это явление пока не развито, но кто мешает вам стать первопроходцем? Необязательно арендовать офис, пусть ваши «офисом на час» станет столик в ближайшей кофейне. Или скамейка в парке — чем не прекрасное рабочее место? Важно заранее предупредить родных, что вы уходите на работу на час-два. Любое творчество (от написания рассказов до разработки дизайна сайтов) — это полноценная трудовая деятельность, приучайте домашних именно так к ней относиться. Все в ваших руках.

6. Если у вас нет времени на творчество, то, скорее всего, причина в одной из следующих проблем:

— вы не умеете правильно распределять время. То есть нужные вам часы вы теряете где-то по дороге и сами этого не осознаете. Если другие успевают больше вас, значит, они более эффективно распоряжаются теми же 24-мя часами в сутках. Поэтому ищите свою методику тайм-менеджмента. Попробуйте в течение недели каждый день придерживаться одной из популярных методик. Решите, что вам больше подходит.

— вы не умеете делегировать полномочия. Если вы действительно безумно заняты каждый час своего рабочего дня, это означает, что вы слишком ответственный человек, который не умеет поручать работу другим. Может быть, вы даже гордитесь своей незаменимостью? А теперь представьте начальника в отделе, который делает все сам: общается с руководством, пишет отчеты, ездит на встречи с клиентами, клеит обои в кабинете, чинит сломанные компьютеры и моет полы. Как по-вашему, такой отдел хорошо работает в целом? Может, пора заняться не всем подряд, а тем, что на самом деле зависит только от вас? Оглянитесь, рядом полно помощников. Посудомоемочная и стиральная машины наведут порядок, пароварка приготовит еду, дети сами поиграют и уберут за собой игрушки, муж погуляет с собакой, няня посидит с малышом. Все решаемо, если есть желание. Или вам просто нравится говорить окружающим со вздохом: «Из-за вас я никогда не стану художником (поэтом, дизайнером)?». Ну-ну, знаем мы таких любителей пожаловаться: «Вы мне всю жизнь испортили!». А кто, собственно, виноват?

— неумение бороться с соблазнами. Часто творец ощущает эйфорию лишь на начальном этапе, а когда входит в рабочий ритм, творить уже не так приятно. Тогда звонок друзей с предложением выехать на пикник за город воспринимается как веление рока: «Значит, сегодня не судьба поработать!». А завтра нужно с мужем по магазинам, и снова не судьба. И так весь месяц. Что поделать, если вы страшно заняты! Только представьте на минутку, чего бы вы хотели больше всего на свете? Я, например, сейчас мечтаю перенестись в один из замков на берегу Луары. А теперь представим, что у меня появилась такая возможность — билеты куплены, проживание оплачено, приглашение выслано. Нашла бы я время, чтобы осуществить мечту? Безусловно! Значит, все запланированные дела не так уж и важны?

Я не призываю записаться в аскеты. Иногда стоит поддаваться соблазнам, но «иногда» здесь — ключевое слово. Чередуйте работу с удовольствиями. Да, утром можно съездить на пикник, а в обед — прогуляться по магазинам, но тогда вечер лучше посвятить своему любимому делу. Вы же хотите увидеть свою книгу на витрине книжного магазина в яркой, как леденец, обложке или свою картину — на вернисаже?

7. Учитесь говорить «нет». Дело в том, что отказывать близким намного сложнее, чем посторонним людям. Мне в этом плане очень помогает формулировка, предложенная автором книг по тайм-менеджменту Ричардом Темпларом. Писатель советует отказывать мягко: «Скорее всего, сегодня я не смогу этого сделать. Но если мои планы изменятся, я обязательно вам сообщу!». И здесь как раз известная русская поговорка действует наоборот: всегда откладывайте на завтра, то, что можно не делать сегодня. Потому что сегодня — прекрасный день, чтобы заняться творчеством!

8. Найдите хобби близким. Если ваши домочадцы тоже будут заняты делом, вас никто не будет отрывать от работы. Уговорите мужа снова заняться теннисом или разрекламируйте новый спортивный клуб недалеко от дома. Запишите детей в спортивные секции, в кружки. Вечером отвозите детей в секцию и там же ждете их. У вас будет час-полтора ничем не занятого времени. Нужно подсказывать, чем лучше заняться в образовавшееся «окно»?

9. Выкраивайте для творчества то время, на которое не претендуют ваши близкие — раннее утро, поздний вечер и час после обеда, когда все отдыхают. Да, придется пожертвовать своим отдыхом. Но ради мечты не жалко. Правда?

 

 

 

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal

One comment

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *