Три приема в романе Дяченко «Ключ от королевства»

Знаете таких писателей — Марину и Сергея Дяченко? Я их терпеть не могу. Точнее, не их самих, конечно, а написанные ими книги! Это ужасно, когда открываешь книгу на десять минут, а потом до пяти утра читаешь запоем! Или когда у тебя гора работы, а ты запираешься с ридером на балконе, чтобы никто не нашел и не дозвонился. Который раз говорю себе, что следующее творение Дяченко я буду читать только тогда, когда изобретут специальные устройства для чтения с таймером. Прочитал десять страниц, таймер взял и отключил тебя. И ты, такая вся недовольная и недочитавшая, бредешь работать работу...

Дяченко Ключ от королевства

В книге «Ключ от королевства» речь идет об обычной школьнице Лене Лапиной, которая случайным образом попадает в сказочное королевство и нежданно-негаданно становится магом дороги. Теперь ей предстоит провести короля и его подданных к новым землям. Вот только путь лежит по самым опасным дорогам, а Лена совсем не уверена в своих магических способностях...

В общем, шутки шутками, а я хочу рассказать про очень интересную книгу Дяченко, которая называется «Ключ от королевства». Чем же она хороша, спросите вы. А вот чем:

1. Мелодия текста

Преклоняюсь перед авторами, которые превращают текст в песню. Это нечасто встречается, тем более, в российских условиях, где практически ни на одном из писательских курсов не учат искусству построения сцен, чередования динамики и статики, мастерству саспенса (последовательного нагнетания напряжения). Марина и Сергей Дяченко в саспенсе знают толк! Повествование льется песней. Диалоги и повествовательная часть сменяют друг друга, не давая возможности читателю заскучать. Короткие рубленые предложения, соответствующие мышлению героини-школьницы, сменяются плавными описаниями королевства.

«Все началось в ноябре, темным дождливым вечером. Вернее, это был еще не совсем вечер — всего каких-нибудь пять часов! Летом в такое время еще можно загорать. А тут — темнотища, холод, и с неба сыплется не то морось, не то снежная крупа. А у меня за плечами — тяжеленный школьный рюкзак, потому что сегодня было семь уроков и еще я взяла в библиотеке две книжки. И весит рюкзак килограммов десять, как у туриста. Разогнуться невозможно. И я решила подъехать домой на троллейбусе. Ждать пришлось долго. Проходили маршрутки, но все переполненные — люди в них стояли, скрючившись под низкой крышей. Собралась толпа, я уже стала жалеть, что не отправилась сразу пешком. И тут подошел троллейбус — набитый, как бочка с селедками. В троллейбусе был скандал.»

Начало книги «Ключ от королевства»

Отдельного внимания заслуживают напряженные, драматичные сцены. Тут есть чему поучиться. Если новичка всегда можно опознать по обилию вопросительных и восклицательных знаков в наиболее важных эпизодах («Неужели ты меня бросаешь??! Ты?! Неудачник!!!» — типичный подход писателя-новичка), то опытный автор всегда моделирует текст так, чтобы напряжение читалось между строк. Посмотрите, как Дяченко выстроили сцену объяснения между героями:

«Он выпустил мой воротник.

Я чуть не упала.

Он отошел в сторонку и сел на поваленный ствол ко мне спиной.

– Зачем ты била по траве посохом? – спросил бесцветным голосом.

– Потому что испугалась. Ты меня испугал.

– Я испугал, – повторил он с горькой иронией.

– Послушай, Гарольд… То есть, скажите, мастер… А Оберон… то есть его величество, он может любые раны вот так, не глядя, исцелять?

Он так долго молчал, что я уже думала – не ответит.

– Нет. Только те раны, что нанесены обыкновенными, немагическими… животными. Ну и людьми из «толстого» мира.

— А когда мы перейдем границу… 

— Слушай, ты в самом деле такая тупая?

– От идиота слышу, – сказала я холодно.

И мы поругались навеки.»

Недосказанность, провокация, вопросы, паузы — все это производит куда более сильный драматический эффект нежели изобилие восклицаний.

Как это можно использовать: попробуйте написать сцену, в которой статичные описания (интерьер, экстерьер) чередуются с динамичными эпизодами (действиями героев, выяснением отношений/ссорами, драками/сражениями и т.д.). Для статики используйте более длинные предложения и абзацы, для динамики — короткие рубленые предложения, короткие абзацы. Также попробуйте создать драматичную сцену не с помощью избыточной пунктуации (забудьте про восклицательные знаки!!!), а с помощью вопросов, в том числе риторических, пауз, недосказанности.

2. Вымышленные существа

На книги Дяченко есть критические отзывы, в которых осуждается недостаточный антураж выдуманного мира. Мол, слишком мало деталей, чтобы читатель мог представить себе точную картинку. Действительно, книги Дяченко дают большой простор воображению, в этом их прелесть. Вот, например, сказочная нечисть. К ней уж точно не придраться! Если здесь и нет детального описания вымышленных существ, представить их вовсе не сложно. И все благодаря точным, прямо-в-яблочко названиям, которые вполне заменяют описательную часть.

Судите сами: смырки — емкое имя, правда? Понятно, что они противные. Понятно, что от них хорошего ждать не приходится.

Иллюстрация с сайта pinterest

Иллюстрация с сайта pinterest

«На самом деле смырк – это как огромная тонкая рука, на ней сто пальцев или больше, они все перепутаны. Падает с молнией и хватает человека в горсть.»

Или, скажем, сосуны. Тоже не нужно пояснений, так ведь?

«Сосуны садятся на труп или трупы, пускают корни и мирно растут несколько лет, пока хватает поживы.»

А есть еще хватавец, смертоноша — и снова все понятно без лишних слов:

«Кажется, смертоношам нравилось над нами издеваться: они специально дожидались, пока человек заснёт, и тогда орали ему в ухо. Приходилось, ругаясь, вскакивать, хватать посох, стрелять в темноту — а чёрной птички к тому времени уже и след простыл, она потешалась над нами в ветвях ближайшей ёлки.»

Как это можно использовать: придумайте чудище с говорящим именем, которое без лишних описаний подскажет читателю, что это чудище из себя представляет.

3. Сложный выбор

Все реже сейчас можно встретить книги, где перед героями стоит по-настоящему сложный выбор. Встречаться или не встречаться с молодым красавчиком-миллиардером, склонным к садо-мазо играм в постели — это действительно трудное решение? Не смешите меня. В «Ключе» начинающему магу дороги, вчерашней школьнице Лене Лапиной приходится все время нащупывать нужный путь. Оставаться в чудесном королевстве, подвергая себя опасности, или уйти в свой мир, где, увы, нет ни намека на волшебство? Бросить тех, за кого ты в ответе, или спасать, невзирая на то, что имеешь дело с предателями? Верить учителю или нет? Возвращаться или идти вперед? С каждой страницей ставки растут. И пути назад уже нет, даже если ты маг дороги.

Иллюстрация к книге "Ключ от королевства" с сайта livelib.ru

Иллюстрация к книге «Ключ от королевства» с сайта livelib.ru

Как это можно использовать: поставьте героя в ситуацию такого соблазнительного выбора, который только возможно представить. Дайте герою насладиться мечтой. А потом заставьте его встретиться лицом к лицу с самыми невероятными и ужасными последствиями принятого решения.

А вы читали что-нибудь у Дяченко? Как относитесь к этим писателям?

***

Напоминаю, что вы можете бесплатно получить архив двух мастерских: «Стоп-книга: как довести до ума брошенные тексты» + «Игры стиля: как писать свободно и красиво». Для этого вам нужно приобрести мою сказку "Тайна Шоколдуньи" и оставить на нее отзыв в любой из социальных сетей или на сайте книжных магазинов Озон и Лабиринт.

«Тайну Шоколдуньи» можно приобрести тут:

Лабиринт

Озон

Автор статьи — Дарья Корж. Все материалы на сайте предназначены для индивидуального использования и защищены законом об авторском праве (ст. 9, п. 1 Закона). Копирование запрещено. Цитирование статей и материалов возможно только с обязательным указанием источника в виде активной ссылки.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal

2 comments

  • Увидел название и не смог пройти мимо. Я как раз сейчас читаю цикл Никса Гарта «Ключи от королевства». Да, именно несколько, а не один. :) И это тоже детское фентези.

    Уж извините, сабжевой книги я не читал; она у меня теперь в листе ожидания. Куда уж деваться, если названия такие, почти одинаковые. Но что я заметил в «Ключах»? То же, о чём вы написали про «Ключ» — невозможно оторваться. Почти каждая глава заканчивается самой динамичной сценой, а продолжение — в следующей главе! И хочется вот прям щас всё бросить, и читать дальше!

    И вот чем дальше я про это думаю, тем больше у меня сомнений, правильно ли это? Я вспоминаю, что, например, в «Волшебнике Изумрудного города», который был моей настольной книгой в детстве, вовсе было не так. Рассказ лился спокойно и обстоятельно, если такие вещи и случались, то нечасто. В «Незнайке», кажется, то же самое. У Роулинг тоже далеко не каждая глава так построена.

    Но, возможно, это требование времени такое — гнать лошадей. «Какая жизнь — такие песни, жизнь нелепа и смешна».

    • Дарья Корж

      Владимир, и вам спасибо, я тоже пополнила лист ожидания Гартом)

      «И вот чем дальше я про это думаю, тем больше у меня сомнений, правильно ли это?» — интересный вопрос! Я бы сказала, что такая скорость и динамика — действительно, дань времени и моде. Ведь книги все больше начинают сближаться с жанром кино, замечали такую тенденцию? Соответственно, все чаще книги строятся по законам и правилам, которые диктует киноиндустрия. Соответственно, экшн выходит на первый план.

      Правильно ли это? Ну, в литературе нет такой категоризации, как «правильно/неправильно». По-прежнему на рынке есть авторы, не подчиняющиеся новым веяниям, разворачивающие повествование крайне плавно и неспешно. И у этих авторов есть свои фанаты, своя целевая аудитория, часто весьма обширная. Так что каждый писатель вправе сам решать, подходит ли ему та или иная тенденция)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *