КОМУ И СКОЛЬКО ВЫ ДОЛЖНЫ?

 

Творческий человек

Художник вольный или подневольный?

На самом деле, это отличная тема для понедельника, не находите? Держу пари,  сегодня утром вы проснулись с кучей неприятных мыслей в голове: нужно поработать с документами в офисе, необходимо отдать сапоги в починку, требуется переговорить с рабочими по поводу ремонта.

Хуже всего, что эти ужасные «надо», «необходимо», «требуется», «должен/должна» добрались и до творчества. Скорее всего, наряду с сотней других дел вы зафиксировали в уме или в ежедневнике: «Нужно поработать над книгой минимум 30 минут». «Нужно» в соседстве с «поработать» составляет убийственное словосочетание. Опять же, держу пари, что вы либо так и не доберетесь до своей книги и вечером, ложась спать, почувствуете, что совесть вцепилась в вас хваткой упитанного бультерьера. Или же доберетесь, но будете выжимать из себя каждое слово с таким же успехом, как сок из лимонной кожуры. Скажите честно, вам нравятся оба эти сценария? Мне – нет!

Очень удачно мне вчера попалось на глаза интервью с психологом Михаем Чиксентмихайи в журнале «Psychologies», сентябрьский выпуск 2012 года. Профессор Чиксентмихайи размышляет на тему творчества и пресловутого творческого потока. Он говорит о том, что состояние потока в том или ином виде присутствует в жизни каждого человека, только нужно учитывать, что это состояние может быть как позитивным, так и негативным. Например, для кого-то ограбления банка могут стать таким «потоком». Поэтому к творческому состоянию нужно относиться крайне осторожно, слишком тонки грани, слишком легко перейти не на ту сторону. При этом главная опасность для «потока» — появление требований. Проще говоря, когда начинаются обязанности, поток редеет. Чем больше обязанностей, тем меньше творчества.

Процитирую самые интересные высказывания из интервью с профессором: «Возьмите футбол. Когда мальчишки часами гоняют мяч во дворе, не замечая разбитых коленей и жажды, — это, конечно, поток. Но чем выше уровень игры, тем меньше шансов его достичь. Появляются соображения денег, престижа, боязнь ошибки, которая дорого обойдется, — и поток уходит. Остается его имитация…

То же и с музыкантами. В свое время Ассоциация симфонических оркестров США пригласила меня разобраться, почему многие музыканты – настоящие мастера! – со временем не только не совершенствуются, но и начинают играть даже хуже. И знаете, что я выяснил? Что эти музыканты легко достигают состояния потока – например, когда вечером собираются с друзьями на импровизированный джазовый джем-сейшн. Это не значит, что они любят джаз и не любят Баха или Бетховена, нет-нет. Они очень любят классику. Чего они не любят – так это отсутствия выбора. Когда дирижер требует играть так, а не иначе, когда репертуар, график выступлений и репетиций расписаны на год вперед – уходит свобода. А с ней и возможность раствориться в том, что мы делаем. Если наша работа жестко контролируется, если есть стандарты, которым всегда необходимо соответствовать, — даже занятия, которые могут и должны приносить состояние потока, становятся работой из-под палки»

«Работа из-под палки»! Вот оно – то, чего должен бояться каждый художник, писатель, каждый творец. Когда на творчество накладываются обязательства (а вместе с ними и страхи – боязнь потерять признание читателей, страх оказаться забытым, опасение подвести редактора и т.д.). творчество превращается в работу, что противоречит самому понятию «потока». Пишу удивительные вещи, ведь я всегда сама начинаю занятия с участниками курса «Книга как проект» с того, что советую внести писательство в расписание дел. Но есть нюанс – все зависит от формы подачи, от того, как этот пункт будет записан в вашем ежедневнике: «нужно поработать над книгой минимум 30 минут» или «ура, полчаса пишу мой роман!». У творчества, по большому счету, лишь одна функция – приносить радость, эстетическое удовольствие. Когда я сажусь за книгу, я стараюсь думать лишь о том, что мне ужасно хочется узнать продолжение собственной истории: справится ли героиня М с неприятностями? Поможет ли ей друг Р или же испугается? Поэтому я сажусь писать книгу именно тогда, когда мне этого хочется, а не когда «надо». Вообще, забудьте о «надо», в творчестве вы никому ничего не должны, в том числе, себе. Лучше набраться смелости и сказать себе: «Гори огнем эта рукопись! Пусть счет написанных страниц перевалил за тысячу. Я не буду писать тысячу первую страницу, пока мне этого не захочется!». Литературоведы ругают Гоголя почем свет стоит, но он имел право делать со своими рукописями все, что угодно. У вас тоже есть права, но не обязанности.

Кто-то скажет, что без обязательств невозможно. Писатель — это профессия, и активно пишущему автору а) нужно существовать на доход от книг б)приходится нести какие-то обязательства перед редактором в) хорошо бы удержать популярность и не дать читателю себя забыть. Что ж, мне это знакомо. Я испытываю весь этот комплекс ощущений в работе журналистом. Но и там я стараюсь отвоевать максимальную свободу – я никогда не берусь за тексты на темы, которые не трогают меня за живое и  не соблюдаю сроки (да простит меня мой редактор!). Точнее, я стараюсь укладываться в дедлайн, но это вторично. Первично – настрой, желание, вдохновение, я начинаю писать статью, только когда она полностью сложится в голове, и ни минутой раньше. Если выбор стоит между скоростью и качеством, я лично выбираю последнее. И потом, лучше плыть в «потоке», даже если кто-то с берега критикует ваши стиль плавания и скорость, нежели грустно сидеть на берегу и лишь наблюдать за тем, как кто-то пусть неумело, но храбро переплывает самую прекрасную реку в мире и получает от этого несравненное удовольствие.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal

4 comments

  • Ska_di

    «...со временем не только НЕ совершенствуются, но и начинают играть даже хуже.»...? Так наверное?:)

    А со статьей согласна:)

  • Алиса

    Писала диссертацию, когда старшей дочери было два года, работая полный рабочий день. Поэтому писала урывками. И каждые выкроенные полчаса с огромным удовольствием занималась научной работой! А если бы у меня была уйма свободного времени и я была бы должна работать над диссертацией, то удовольствия было бы меньше. Есть такой феномен. Это — правда :)

    • Дарья Корж

      Да, так и есть. Поэтому нужно культивировать в себе это состояние удовольствия от творчества)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *