КАК ПРЕОДОЛЕТЬ ТВОРЧЕСКИЙ КРИЗИС И ВСЕГДА ОСТАВАТЬСЯ КРЕАТИВНЫМ

как найти вдохновение

вдохновение

Сразу две участницы нашего клуба в ЖЖ Татьяна и Елена прислали ссылки на этот сайт adme.ru. Я пролистала материалы на сайте и поняла, что лично мне самой интересной показалась статья о преодолении творческого кризиса. Несмотря на то, что я успеваю вести достаточно много проектов, мне бывает сложно организовать себя, поэтому я постоянно ищу новые методики тайм-менеджмента, пробую их на себе, делюсь с вами впечатлениями. Вот и сейчас я выложила советы по преодолению творческого ступора и прокомментировала, насколько мне они показались эффективными.

Nicolas Felton. Графический дизайнер, Нью Йорк.

«Для того чтобы мой поток креативности не иссякал, я следую нескольким тактикам.

Я стараюсь чередовать течение моей жизни, как севооборот в сельском хозяйстве. В нечетные года (напр. 2009) я больше путешествую и уделяю внимание персональным проектам и личным инициативам, в то время как в четные года (напр. 2008) я стараюсь больше работать и зарабатывать. В нечетные годы я стараюсь отправляться в длительные путешествия. Так в 2005 году я провел 5 недель, путешествуя вокруг света. В 2007 ездил в Китай, Тибет и Непал на 3 недели. После обеих поездок я возвращался к своему рабочему столу с головой переполненной мыслями и идеями.»

Очень хорошая методика, на мой взгляд! Чередовать занятия вообще полезно, чтобы избежать «налета рутинности» в работе. И, кстати, особенно полезно чередовать занятия, если у вас критически мало времени. Например, в ваши приоритеты входит работа, общение с семьей и занятия спортом. А вы еще хотите выкроить время для написания книги. Тогда делите занятия по дням недели. Работе — понятное дело — отводим стандартные 8-9 часов в день, а оставшееся время делим. Например, в понедельник вы идете в спортзал. Во вторник уделяете внимание семье, отводите детей в спортивные кружки и гуляете в парке. Вечер среды посвящаете написанию книги. И т.д.

«Другая моя стратегия заключается в том, что я постоянно стараюсь „сохранять свою тарелку максимально полной“. Я берусь за гораздо больший объем работы, чем реально могу выполнить, и страх не справиться заставляет мои мозги работать.»

С одной стороны, мне импонирует такой принцип «загруженности». Действительно, проверено на себе: чем больше дел, тем больше успеваешь... до поры до времени. Но человек не железная махина, рано или поздно может сломаться под тяжестью дел и обязательств. Сначала не хватит времени на что-то одно, потом случится недоделка в другом месте, и вот уже вся налаженная машина разлетается на винтики и детальки. Не стоит доводить себя до этого состояния. Лучше учиться чередовать занятия и помнить о том, что все нужно компенсировать. Если взяли на себя много обязательств, предусмотрите в расписании большие перерывы на отдых.

«Если я действительно окажусь в затруднительном положении и почувствую, что все мои замыслы ходят в голове по кругу, я уйду из офиса. Нет смысла вслепую биться головой в поисках решения. Я почитаю книгу, или пойду порисую в парке. Я против применения грубой силы для выхода из таких состояний. Это все равно, что пытаться избавиться от икоты.»

Смена занятий — лучшее, что можно придумать, если кризис накрыл тебя с головой. Я бы даже сказала — кардинальная смена занятий. Работа — спорт — прогулки — общение — посещение новых мест — искусство — написание книги — игры — чем шире круг деятельности, тем легче переключаться с одного занятия на другое, искать и находить вдохновение во всем, что окружает.

Tom Muller. Графический дизайнер, Бельгия.

«Идея гарнитуры пришла мне в голову, когда я смотрел на старый, разработанный мной же шрифт (да, иногда твоя собственная работа может стать источником новых идей — вот для чего нужны наброски и записки), винтажную книжную обложку и постер Wim Crouwel „Hiroshima“. Так что в конце-концов всегда срабатывает предметный фактор»

креативные открыткиПредметный фактор срабатывает абсолютно точно, вот почему многие писатели в глубине души ощущают себя фетишистами. Одни коллекционируют блокноты, другие — солдатиков (привет Герберту Уэллсу!), третьи — яблоки, четвертые — старинные фотографии. Я до сих пор вынашиваю одну идею, связанную с разорванной на две части старой фотографией, случайно найденной в одном из альбомов. Также мне нравится собирать яркие открытки — иногда по отдельным открыткам можно придумать целые истории. Да что далеко ходить — моя любимая писательница Нелли Мартова так и делает, придумывает чудесные истории по скрап-открыткам.

Audrey Kawasaki. Художник, эротическая живопись, Лос Анджелес.

«В течение многих лет я просто включала музыку в наушниках, но в последнее время я пристрастилась к различным информационным передачам. Прослушивание таких передач во время работы заставляет мой мозг работать по двум направлениям, освобождая от ненужных мыслей его творческую составляющую и позволяя ей спокойно трудиться. Оградиться от ежедневных отвлекающих факторов и как-бы разделить себя на две половинки — для меня это лучший способ, позволяющий практически войти в медитацию во время написания картины.»

Еще один верный способ постоянно искать новые идеи. Для меня этот метод стал палочкой-выручалочкой в том случае, если я не знаю, как продвигать сюжет дальше. Достаточно посмотреть 2-3 документальные передачи на интересующую меня тему или прочитать несколько статей из разряда «загадки истории», и мозг начинает активно работать, выдает новые идеи. Поэтому я стараюсь не злоупотреблять информацией и смотрю такие передачи дозированно, как будто это лекарство, которое нужно принимать строго по одной чайной ложке раз в неделю.

Khoi Vinh. Руководитель группы дизайнеров NYTimes.com.

«Рисование — это возможность активировать всю хранившуюся в голове информацию для решения поставленной задачи: процесс рисования, процесс немедленной визуализации различных идей позволяет классифицировать многочисленные разрозненные элементы и устанавливать между ними неожиданные связи. Главное — это рисовать быстро, не отвлекаясь на технику исполнения. Так вы сможете удержаться в рамках контента и не увязнуть в форме.»

Если вы когда-нибудь пробовали рисовать интеллект-карты (mind maps), то вы знаете, как рисование может помочь выйти из любой затруднительной ситуации! Особенно если вооружиться разноцветными карандашами — такое зрелище вдохновляет само по себе. Главное правило, которого я придерживаюсь в рисовании, — не соблюдать никаких правил. Чертите карты так, как вам удобно, лишь бы вы сами потом смогли разобраться в написанном.

Kalle Gustafsson. Фотограф, Швеция.

«Если я чувствую недостаток вдохновения, мне нужно взять тайм-аут. Для меня это самый лучший вариант, поехать на неделю-другую в отпуск чтобы просто смотреть и слушать. Я слушаю музыку и смотрю на людей. Я бы сказал, что меня способно вдохновить все, что угодно, все, что происходит вокруг меня, независимо от времени и места. В поисках вдохновения мне нужно просто выйти за рамки моей работы, отвлечься

Еще один метод выхода из творческого тупика, с которым не поспоришь! Отдых способен творить чудеса, главное — сменить обстановку, т.к. отдых все в той же квартире в окружении привычных вещей вряд ли будет стимулировать творческую деятельность. Важно максимально изменить обычные условия. Я на отдыхе стараюсь сочетать два условия: новые впечатления (музеи, выставки, рассказы экскурсоводов, старинные легенды, местные карты, книги, рестораны) и общение с природой (море, солнце, лес, песок). Тогда вдохновение накрывает меня волной. На этот случай у меня всегда припасен с собой большой новый блокнот. Еще ни разу я не вернулась из поездки без новой идеи!

Chad Hagen. Художник, дизайнер, Миннеаполис.

«Если у меня когда-нибудь случится творческий ступор, то лучшим способом справиться с ним для меня будет отправиться в такое место, где мне бы захотелось стать еще лучше. Для этого нужно посмотреть на работы других людей. По моему мнению, нет лучшего способа зажечь свой творческий потенциал, чем посмотреть на потрясающие вещи, сделанные другими. Ходить в музеи, галереи, на выставки и так далее. Это всегда вдохновляет меня, пробуждает желание вернуться к работе и сделать что-то стоящее.»

рисованиеОбщение с интересными людьми всегда стимулирует создать что-то свое. Ведь когда человек с горящими глазами рассказывает тебе о своем новом проекте, невозможно не заразиться его энтузиазмом. Увы, не со всеми интересующими нас людьми можно пообщаться. Я бы, например, хотела хотя бы минутку поговорить с Клодом Моне, но это возможно, кажется, только на спиритическом сеансе. Остается поддерживать связь с великими только за счет оставленного ими наследия. Я люблю практиковать такое упражнение: прийти в музей и по какой-нибудь картине придумать свою историю, героями которой станут персонажи картины. Результаты нужно обязательно записать и дома еще раз все проанализировать!

Jasper Goodall. Иллюстратор, фрилансер, Англия.

«У меня есть парочка советов:

Отвлекитесь от компьютера/записной книжки/набросков; посетите новый город и просто послоняйтесь по улицам (однажды я сидел в кафе в Берлине, и мне в голову пришло столько идей, что я не знал, что с ними со всеми делать). Я хожу в библиотеку местного университета и закапываюсь в старых изданиях по графическому дизайну и журналах по фотографии, выхватывая вещи, поразившие мое воображение. Затем я иду домой, распечатываю их и вклеиваю в специальную книжечку для газетных и журнальных вырезок (scrap book). После этого в моей голове обычно масса идей»

Согласна, иногда нужно полностью отпустить ситуацию и заняться чем-то другим. В таком случае лучшим средством отвлечься будет понаблюдать за другими людьми. Побродить по городу, притвориться туристом и записаться на обзорную экскурсию, тайком описать в блокноте внешность других туристов, сделать огромное количество фотографий, прокатиться на трамвае, посидеть в уличном кафе и все в этом роде. Где-то я уже рассказывала про своего знакомого, который, столкнувшись с кризисом, несколько дней катался часами по кольцевой линии московского метро и наблюдал за пассажирами. В итоге, у него появилась куча новых идей.

Ji Lee. Креативный директор Google Creative Labs.

«Когда у меня творческий ступор, я делаю следующее:
— Долго принимаю душ. Почему-то под душем мне думается по-другому. Он смывает все мои старые мысли и я чувствую себя обновленным.
— Делаю уборку. Не могу ясно мыслить, когда вокруг меня беспорядок.
— Если это еще не сработало, еду кататься на мотоцикле и стараюсь совсем не думать о проекте.

Каким-то образом в конце-концов что-то срабатывает»

Очень хорошие советы! В неприятные моменты человек инстинктивно стремится сделать мир лучше и чище. Можно начать с «очистки тела» — гимнастика, пост, ванна или душ. Можно очистить пространство вокруг себя и таким образом выплеснуть негативную энергию — уборка отлично помогает снять стресс. А можно сделать что-то для окружающих — может быть, кому-то нужна ваша помощь? Помогая другим, помогаешь себе — удивительно, но этот принцип работает!

Designunit. Дизайн-студия, Дания.

«Наша студия — это два дизайнера, которые тесно друг с другом работают. Мы часто нанимаем много фрилансеров, но они не являются частью нашего творческого процесса. Мы стараемся постоянно чем-то вдохновляться, поэтому все, что нас вдохновляет мы складываем в архив, чтобы источники вдохновения всегда были у нас под рукой. Это может быть что-то из того, что мы увидим на улице (тогда мы фотографируем это, конечно), книги, журналы, показы мод, кино, блоги и так далее. Когда мы начинаем работу над новым проектом, мы сначала много обсуждаем, каким мы его видим, затем просматриваем наш „архив вдохновения“, а затем делаем наброски. Когда визуальная составляющая скомпонована, мы приступаем к самому процессу создания.»

Идея «вдохновительного архива» мне безумно нравится! Поэтому у меня с давних пор есть папка с большим количеством разделителей, куда я складываю всю вдохновляющую меня информацию: от подборок статей любимого автора до фотографий с пикника в саду. В минуты кризиса очень полезно полистать собранные материалы и получить креативный заряд. Кстати, когда-то давно Дейл Карнеги советовал такую технику всем страдающим от депрессии. Он предлагал заполнить тетрадь вдохновляющими надписями, картинками из журналов, анекдотами. Замечательный совет, правда?

Mike Perry. Художник, дизайнер, иллюстратор, Бруклин.

«Самый лучший способ выйти из ступора — это оправиться куда-нибудь поездом Amtrak. К сожалению я не могу делать это так часто, как мне того хочется, но мне нравится это принудительное сидение на одном месте, гораздо удобнее, чем в самолетах.Мой дед бывало ездил на Аляску каждый год, а во время путешествия писал романы (опасно, я знаю), но мне кажется, что железнодорожное путешествие чем-то похоже. Передвигаясь по миру, ты начинаешь чувствовать себя живым»

Точно! Готова поклясться, дорога вдохновляет. Уж не знаю, почему, но во время путешествий я просто фонтанирую идеями. Главное — осознать, какие виды транспорта стимулируют ваше творчество, а какие — нет. Например, в самолете я едва ли способна думать о чем-либо, кроме «как эта проклятая штука еще не свалилась!». А вот поезда, машины, водный транспорт, наоборот, позволяет расслабиться и задуматься над новыми идеями.

MINE. Студия графического дизайна MINE (Christopher Simmons), Сан Франциско.

«Я становлюсь крутым. Иногда возникает проблема, решение которой я знаю, но оно кажется мне слишком сложным. Преодолеть эту неуверенность мне помогает один трюк: я начинаю работать над другими, не относящимися к делу, более легкими заданиями: закончить пост в блоге, навести порядок в гараже, докрасить, наконец, офисные выключатели. Успешно выполняя множество мелких дел, я приобретаю уверенность в том, что я все смогу. И когда я вновь возвращаюсь к той неразрешимой проблеме, она уже кажется мне просто очередным пунктом в моем списке. И никакого волнения.»

Уверенность в себе — вот что жизненно необходимо любому писателю. Именно поэтому я так настаиваю на участии во всевозможных литературных конкурсах. Крошечная победа способна оживить мощнейший писательский гений. Не получается участвовать в конкурсах, переключайтесь на другие сферы жизни, где можно почерпнуть нужную уверенность. Проведите на работе успешные переговоры, возродите старую дружбу, устройте праздник для маленькой племянницы. Недаром многие сказочники тренировались на своих детях — что может больше поощрять к творчеству, чем восторженные глаза и произнесенное с придыханием «О-о, как интересно! А продолжение будет?!».

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal

3 comments

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *