В поисках волшебной палочки или как определить свой жанр

 "...Свои уникальные стратегии стоит исследовать, изучать, понимать. Чтобы варить свой фирменный неповторимый бульон на их основе и привносить только те ингредиенты, которые улучшают вкус, добавляют аромат"

Валентина Габышева (http://hloflo.livejournal.com/)

В вопросе поиска «своего» жанра мы все когда-то уподоблялись великому и ужасному Волан-де-Морту, который, как помните, полагал, что ключ к успеху - в самой сильной волшебной палочке. Мол, стоит найти такую, и все проблемы решатся сами собой. Гарри Поттер наконец превратится в мальчика-который-черт побери-не-выжил, Министерство магии и весь волшебный мир придут на поклон, и можно будет приступать к планам по захвату вселенной.

волшебная палочка

Не все так просто...

Ту самую волшебную палочку Волан-де-Морт не нашел. Не найдут ее и писатели, считающие, что стоит определить подходящий жанр, и дело в шляпе. Во всяком случае, я в свое время пришла к мысли, что проблема вовсе не в определении жанра.

Поиск жанра сродни поиску своего предназначения. Сейчас говорят, что нет такого понятия, как «выбрать правильную профессию». Нужно определиться с активностью, понять, чем тебе нравится заниматься в жизни. Грубо говоря, если сфера интересов лежит в области лепки, то любитель полепить может стать и первоклассным кулинаром, и гончаром, и создателем украшений из полимерной глины, и кукольных дел мастером, и строителем, и мало ли кем. Так и с жанром — неважно, в какой сфере вы найдете применение своим талантам, важно определить, в чем именно заключаются таланты.

Таким образом, небольшая памятка для тех, кто ищет себя и подходящую сферу приложения талантов, на мой взгляд, выглядит так:

1. Выясните виды существующих жанров, их особенности, посмотрите, что актуально на рынке, и забудьте об этом

Если вы будете писать книгу, постоянно сверяясь с памяткой: та-а-ак, здесь нужно ввести героя-наставнику и деву в беде, а сюда хорошо бы вставить крутой сюжетный поворот, — ничего дельного, скорее всего, не получится. С другой стороны, если написать книгу, не имея даже смутного представления о том, в каком она жанре, на этапе отправки рукописи в редакцию возникнут сложности: «Уважаемый Петр Петрович, позвольте предложить вам мой э-э-э... скорее, исторический, но не совсем, на одну половину фэнтези, на вторую — утопический роман о приключениях пришельцев в Баренцевом море».

Знание видов жанров и их особенностей поможет определиться с сюжетом на этапе планирования. Понимание «штампов» и начитанность в выбранном жанре поможет избежать банальных героев и избитых поворотов сюжета.

Знание трендов даст возможность отсечь слишком популярные сюжеты еще на этапе планирования, до того, как вы написали половину книги и вдруг обнаружили, что некий Иванов уже издал роман о пришельцах в Баренцевом море. Пытаться выяснить, куда ветер подует в следующий раз, то есть что будет пользоваться спросом в ближайшие несколько лет, практически бесполезно. Поэтому задача — проанализировать рынок, дабы безжалостно выбросить «старье» — устаревшие идеи, концепции, героев, утративших «свежесть».

При этом важно понимать, что вся эта информация полезна именно на этапе планирования. Дальше, когда пора переходить уже к работе над книгой, держать в голове жанровые особенности и тренды — почти то же самое, как одной рукой крутить руль машины, а другой — листать правила дорожного движения. Если вы уже в пути, просто следите за известными вам знаками и привыкайте ориентироваться на местности.

2. Не смешивайте все компоненты

У новичков часто возникает «блестящая» идея изобрести свой собственный жанр. Исторический киберпанк с нотками классического романа, фэнтези-детектив с мистической любовной линией, детская сказка в жанре антиутопии — звучит красиво, но едва ли  удастся впечатлить осторожного издателя подобными миксами. Вы сами-то готовы купить у незнакомца духи, составленные им собственноручно? Вот-вот.

Лучше отталкиваться изначально от одного жанра. А в процессе работы уже проще понять, нужны ли дополнительные компоненты. Если и нужны, лучше добавлять их «по щепотке», тщательно отслеживая, как изменился вкус всего «блюда». Иначе есть риск получить на выходе несъедобную бурду, в которой хотя и использованы 20 видов специй, но привлекательнее от этого она не становится.

3. Отталкивайтесь от идеи/характеров, а не от жанра

Многие писатели вспоминают, как увидели сюжет своей будущей книги или ее героев во сне. Но никто не вспоминает, как ему приснился посланник, простирающий руки с плакатом: «О великий и ужасный Васисуалий, пиши триллеры из жизни врачей!». Когда появляется захватывающая задумка, мы очень скоро понимаем, в каком жанре ее лучше реализовать. Так что начинать лучше именно с идеи.

4. Тестируйте все идеи, которые приходят в голову

Агата Кристи начинала с рассказов, потом пробовала писать романы. И лишь спустя годы, когда опыт работы фармацевтом натолкнул ее на интригу с применением редкого яда, пришла к детективам. Любая идея должна пройти стадию обкатки, только после этого станет ясно, жизнеспособна она или нет. Поэтому лично я за то, чтобы как можно быстрее тестировать идеи вместо того, чтобы носиться с ними, сдувая налет пыли.

Примеряйте идеи и жанры, как шляпки. Сама по себе шляпка может выглядеть превосходно, но не факт, что она пойдет вам. Соответственно, когда у вас появляется «скелет» сюжета, набросок или идея будущей книги, тогда и только тогда можно поиграть с жанрами. Написать ли мистический рассказ о бабушке-травнице и превратить ее в колдунью? Или вспомнить бабушкины рассказы о цветах и оформить их в сказки? Или сочинить военный роман о любви бабушки и дедушки? Вариаций много, в процессе примерки станет ясно, какой жанр вам подходит, а какой - лишь уродует общую картину. Можно устраивать примерку и отвергнутым идеям. Если какая-то задумка не пошла в жанре реализма, возможно, в жанре фэнтези она будет смотреться куда как более ярко.

поиск жанра

5. Ведите тест-дневник

Все ощущения от тестирования той или иной идеи хорошо бы фиксировать. Для меня самым полезным в этом плане оказался тест-дневник в виде обычной тетради, куда я записываю «послевкусие» в случае, если идея не пошла. То есть кратко фиксирую жанр и сюжет неудавшейся книги или рассказа, а потом так же кратко отмечаю, почему из красивой задумки вышел пшик. Причины могут быть разными: не понравилось писать мистику, романтические герои выходят слишком шаблонными, писать о любви скучно и т.д. Даже если сформулировать ощущения сложно, можно записать просто эмоции: неинтересно, вяло, избито, мрачно, по-детски и т.д. Со временем из таких заметок сложится любопытная картина, во всяком случае, открытия будут интригующими.

6. Думайте о сильных сторонах, не о слабых

Да, я люблю критику, если она по существу вопроса. Да, критика полезна, но это не тот случай, когда можно что-то быстренько подправить и двигаться дальше. Само собой, хорошо бы держать в уме свои «слабые стороны», но усилить их не всегда получается. Чаще всего на это уходят годы практики, когда «слабости» прорабатываются сами собой, в процессе письма. Ну, судите сами, узнали вы, что у вас никудышные диалоги. Что дальше? Откажетесь ли вы от диалогов, попробуете написать книгу, где герои вообще не разговаривают друг с другом? Нет, конечно, это будет выглядеть глупо. Вы, наверное, попробуете избегать длинных монологов и сделать общение между персонажами более напряженным, но при этом диалоги так и останутся вашим слабым местом.

С другой стороны, если вы при этом акцентируете свои сильные стороны, кого трогают эти диалоги? Как там говорится, к черту блины, пеките комочки, если комочки получаются лучше. Джоан Роулинг прекрасно дается проработка характеров, герои получаются живыми, сильными, яркими. А вот когда речь заходит о том, чтобы проложить качественную детективную линию, Роулинг беспомощна, как Хвост перед Волан-де-Мортом. И что? Все равно читатели с удовольствием глотают ее детективы, закрывая глаза на явные несостыковки и провалы в сюжете.

джордж мартин

Джордж Мартин — писатель, который хорошо понимает свои преимущества и недостатки...

То есть знание своих конкурентных преимуществ и работа с ними важнее концентрации на недостатках. Поэтому особенно тщательно запоминайте все то позитивное, что критики и бета-ридеры говорят о ваших книгах. Выписывайте комплименты в отдельный блокнот, постоянно думайте о том, как усилить «плюсы». Толкин был великолепным лингвистом, с детства развлекался придумыванием языков, так он на этом и сыграл. Более того, именно работа над языком подсказала ему, какой мир создать и в каком жанре писать: «Никто не верит мне, когда я говорю, что моя длинная книга — это попытка создать мир, в котором язык, соответствующий моей личной эстетике, мог бы оказаться естественным. Тем не менее, это правда».

⇒⇒⇒

А вы пробовали определить «свой» жанр? Удалось? Или вы еще в процессе «примерки»?

***

Все материалы на сайте предназначены для индивидуального использования и защищены законом об авторском праве (ст. 9, п. 1 Закона). Копирование запрещено. Цитирование статей и материалов возможно только с обязательным указанием источника в виде активной ссылки.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal

2 comments

  • Яна Рочкус

    Даша, большое спасибо! Как всегда, данные вами инструменты очень полезны. Возьму к себе в копилку. Потому что получается писать и смешные рассказы, и женские истории, и сказки. Столько троп, не ясно по какой углубляться в любимое дело

    • Дарья Корж

      Яна, рада, что полезно) По тропам нужно побродить, чтобы понять, какая подходит больше других...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *