В зоне риска! Как правильно участвовать в литературных конкурсах

E000025В последнее время все чаще звучит мнение о том, что нет смысла участвовать в литературных конкурсах. Мол, там один «развод», все равно ничего не выиграешь, жюри на мыло и все в этом духе... Не соглашусь с тем, что конкурсы не нужны писателю. Нужны, еще как! Только отбирать их стоит очень тщательно. Помните, как в «Унесенных ветром» Ретт Батлер предложил Скарлетт назвать лавку пышным «Cаveаt Emрtorium», что на самом деле переводилось как «качество на риске покупателя»? Так вот, коллеги, это про нас.

Чтобы снизить возможный негатив, связанный с участием в литературных конкурсах, предлагаю держать под рукой небольшую памятку, которая поможет вам определить, стоит ли тратить время на мероприятие или нет.

ПАМЯТКА ПО УЧАСТИЮ В ЛИТЕРАТУРНЫХ КОНКУРСАХ

I. Жизнь или кошелек — что на кону?

Принимая решение об участии в том или ином мероприятии, прежде всего узнайте, что стоит на кону и стоит ли писательская овчинка выделки.

Какие варианты призов встречаются:

1) деньги

Скажу крамольную вещь: деньги — это зло не тот приз, за который стоит бороться начинающему автору. Да-да, я понимаю, что бедному художнику надо зарабатывать на пропитание. Но стоит принять во внимание, что там, где на кону стоят деньги, вряд ли будет честная игра. Во всяком случае, вероятность того, что денежный приз поделят между «своими», куда выше, чем в случаях с неденежными наградами. Кроме того, начинающему автору нужно нарабатывать «авторский портфель», в этом случае деньги никак не повышают ваше писательское реноме.

2) материальные призы

С ними дело обстоит так же, как в предыдущем пункте. Стоит отметить, что более-менее серьезный организатор не поставит в качестве приза за лучший рассказ или роман мультиварку. Материальные призы любят разыгрывать во всевозможных рекламных акциях, а их, опять же, к «авторскому портфелю» не подошьешь.

3) публикация

А вот это уже то, что нужно! Но и тут следует проявить осторожность. Одно дело — публикация на бумаге, другое дело — электронный сборник. Будем откровенны, собрать электронный сборник сегодня может любой желающий, хоть Тютькин, хоть Пупкин, хоть Красная Шапочка. Я могу завтра же забабахать конкурс с итоговой публикацией победителей в электронном виде, но что толку :) Такая публикация не будет сколько-нибудь серьезно выглядеть в вашем авторском резюме, разве что потешит самомнение.

Публикация на бумаге — это ценный трофей, за который стоит побороться. Но внимательно читаем условия публикации, особенно те пункты, которые прописаны мелкими буквами, ибо как раз там могут содержаться такие невыгодные для автора положения, как:

— публикация за счет автора — часто такой пункт выглядит завуалированно (например, «издательство покроет большую часть расходов, связанных с изданием сборника рассказов победителей конкурса»), так что читайте внимательней условия конкурса;

— возможная переработка ваших идей — в одном конкурсе авторам предлагалось «представить, что ваш сценарий может быть ПОЛНОСТЬЮ переработан». Мы же понимаем, что к переработанной идее вы не будете иметь никакого отношения, соответственно, не вам снимать сливки. Зачем тогда участвовать?

— редактура/доработка на платной основе — если вы видите любое предложение от организатора конкурса, предполагающее доведение вашего произведения до ума за плату, хватайте руки в ноги и бегите. Платная доработка — просто способ вытянуть из вас деньги. Понятно, что в любом произведении есть, что корректировать, и то встречаются «круглые столы овальной формы» (привет Достоевскому!). Предложений по платной корректуре/редактуре кругом пруд пруди, зачем вам связываться с тем, которое фальшиво завуалировано под «конкурс».

II. А судьи кто?

Допустим, вы нашли конкурс, предполагающий бесплатную (как и должно быть!!) публикацию автора на бумаге, с заключением договора и, возможно, выплатой гонорара. Теперь стоит оценить, насколько велики ваши шансы на победу.

конкурсы для писателей

В адекватном литературном конкурсе всегда жюри правит бал. И это логично. Доверить одному человеку решать судьбу произведений нельзя, ведь его мнение неизбежно субъективно. Соответственно, нужно собрать нескольких профессионалов, чтобы получить более-менее объективную картину. Ключевое слово — «профессионалов». Если конкурс проводит неизвестная вам контора «Рога и копыта», созданная пару дней назад, едва ли победа принесет вам какие-то ощутимые бонусы. Если в жюри сидят физики-ядерщики или парикмахеры, опять же, такой конкурс едва ли можно будет назвать объективным, значит, не стоит тратить на него силы.

Часто в положениях о проведении конкурсов можно встретить пункт о «читательском голосовании». На мой взгляд, едва ли стоит участвовать в конкурсе, где победителя определяют подобным способом. Ведь «накрутку голосов» никто не отменял, значит, победит тот, у кого есть друзья-компьютерщики, или тот, кто кинет клич среди ста тысяч одноклассников: «Ребята, голосуйте за меня тут!». Оно вам надо — меряться количеством виртуальных друзей?

Приз зрительских симпатий имеет право быть, почему нет? Но основных победителей должно определять компетентное жюри.

III. Из букв «п», «о», «п», «а» слово «вечность» не складывается

Теперь поговорим о сроках. У приличного конкурса должен быть четко обговоренный дедлайн — месяц, несколько месяцев как максимум. Если конкурс растягивается на год-другой, едва ли из него выйдет что-то путное. Это значит, что издательство или другой организатор проводит конкурс «для галочки», и победителей не будет.

Соответственно, участвуем, если стоит дедлайн: «прием работ до 5 апреля 2016 года, публикация лонг-листа — 01 мая 2016 года».

Не участвуем, если вместо дедлайна стоит что-то в этом духе: «окончание приема работ — 10 декабря 2015 года, потом работы конкурсантов проходят второй этап конкурса — читательское голосование» (про голосование мы уже говорили выше, конкретного дедлайна здесь нет). Или «победители получат денежные призы, как только жюри распределит места» (и когда это чудесное событие произойдет?).

IV. Странные дополнения

Обращайте особое внимание на все те странные дополнения к конкурсу, которые, в общем-то, не должны появляться в литературных конкурсах. Доверяйте своей интуиции! Если, к примеру, требуется, чтобы конкурсанты создали свои страницы на сайте организатора конкурса или перепостили сообщение о конкурсе во все социальные сети, стоит задуматься, какую цель преследуют организаторы — пиар своего сайта или, собственно, поиск литературных талантов? Если речь не о бесплатном тренинге, подумайте, стоит ли участвовать в подобном мероприятии.

Ну и наконец, почему писателю полезно участвовать во всевозможных конкурсах? А вот почему:

конкурс

— в конкурсе есть четкие дедлайны, это значит, что вы выдаете себе своеобразную гарантию написать произведение к указанному сроку;

— в конкурсе есть соревновательный элемент, значит, вы получаете стимул для работы. Это очень действенно, если вы погрязли в очередном кризисе. Кроме того, победа в любом конкурсе поднимает самооценку до заоблачных высот;

— в конкурсе есть элемент неожиданности. Допустим, вы никогда не думали над тем, чтобы написать стих на тему «зомби и спагетти», но вдруг обнаружили, что вам хочется это сделать. Конкурсы дают толчок фантазии;

— конкурс предоставляет возможность заявить о себе. Вы можете не занять призовое место, но получить приз зрительских симпатий или заинтересовать жюри настолько, что вам предложат сфотографироваться на обложку журнала «Гордость садовода-любителя» заключить договор на публикацию вне конкурса. А я знаю случаи, когда автору написали из издательства спустя год после проведения конкурса, так как издательство открыло новую серию, куда идеально вписывалась книга автора.

Практика: посмотрите список действующих конкурсов по тэгу «конкурсы» в сообществе mi-pishem. Выберите конкурс, соответствующий описанным критериям и примите в нем участие. А вдруг это ваш шанс? :)

Автор статьи — Дарья Корж. Все материалы на сайте предназначены для индивидуального использования и защищены законом об авторском праве (ст. 9, п. 1 Закона). Копирование запрещено. Цитирование статей и материалов возможно только с обязательным указанием источника в виде активной ссылки.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal

One comment

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *