ЖЕРТВА ГЕРОЯ

Сценарист Александр Молчанов говорил, что для создания запоминающегося, яркого героя нужно соблюдать формулу: сокровище — тайна — цель — недостаток. То есть у «правильного героя» обязательно должна быть:

  • Цель, которую он стремится достичь,
  • Сокровище — то, чего нет у других,
  • Тайна — то, о чем никто не знает
  • Недостаток, который помогает «оживить» героя, сделать его образ многогранным.

Это замечательная формула, которую я бы советовала взять на вооружение всем начинающим химикам писателям. Но я бы добавила еще один компонент — жертву!

Если мы проанализируем известные произведения, мы увидим, что в жизни каждого героя было место Большой Жертве. По сути, каждый сюжет держится на ней. Аксинья и Григорий Мелехов ради любви бросают супругов и покидают родную станицу. Скарлетт О'Хара ради богатства поступается своими принципами, переступает через себя. Родион Раскольников ради проверки собственной теории жертвует свободой. Анна Каренина теряет сына и подвергается остракизму. Гарри Поттер ради всеобщего блага жертвует собственной жизнью. Белла Суон отказывается от человеческой сущности и теряет душу, становится вампиром, чтобы всегда быть рядом с любимым.

Зачем нужна Жертва? Способность жертвовать раскрывает характер героя, продвигает сюжет вперед. Что бы мы узнали об Анне Карениной, если бы она не ушла от мужа. Что бы мы узнали о нравах того времени, о морали эпохи? На чем бы держался сюжет «Сумеречной саги», если бы не интрига: пожертвует ли Белла своей душой ради любви к вампиру? За этой интригой читатель следит с интересом, ему непременно хочется узнать, готов ли герой на жертву, как он выйдет из нравственного кризиса, связанного с жертвой. Соответственно, нет жертвы - нет моральных мук героя, не за чем наблюдать. Читатель теряет интерес к книге.

Жертва нужна для создания внутреннего конфликта. Герой отказывается от чего-то значимого, важного (по собственной воле или под давлением обстоятельств) и, пройдя тяжелейшие моральные испытания, становится другим человеком, переходит на новый жизненный этап. Либо становится сильнее в результате перенесенных страданий, либо «ломается». Анна Каренина не смогла справиться с последствиями принесенной жертвы и покончила с собой. Сестра Керри поступилась принципами ради богатства и спокойно перешагнула через потерю, двинулась дальше. Гарри Поттер, мальчик-который-выжил, отдал свою жизнь за друзей и победил величайшего волшебника, стал нравственно сильнее.

Писать книги по формулам или нет, решать вам. Но если учиться, то лучше учиться у классиков. Читайте, анализируйте и применяйте!

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal

5 comments

  • Ксения

    Даш, а что можно отнести к сокровищам героя?

    и еще вопрос: получается, что в сумерках, гл.герой — Белла, а не Патинсон? (не читала — не смотрела, если что, но наслышана). Меня, конечно, интересует по личному интересу, потому что у одного моего героя есть жертва, а у другого — нет. Хотя... предложение руки и сердца — это жертва для мужчины?

  • admin

    Сокровище — это тайное умение или тайное оружие героя. Например, «сокровище» Гарри Поттера — это его связь с Волдемортом. «Сокровище» Беллы Суон — ее притягательность для вампиров и «закрытые мысли». «Сокровище» Василисы из «Часодеев» — это скрытые способности к часодейству.

    В «Сумерках», безусловно, главным героем является Белла, т.к. повестование идет от ее лица, мы видим происходящее ее глазами.

    Жертва — обязательное условие только для главного героя.

  • Ксения

    ага, понятно

  • Pingback: АЛЕКСАНДР МОЛЧАНОВ О ГЕРОЯХ | КНИГА КАК ПРОЕКТ

  • Pingback: Саспенс и его роль в книге | КНИГА КАК ПРОЕКТ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *