Кто должен убирать свалки в лесах?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто должен убирать свалки в лесах?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Многие ставропольские города и деревни окружает зеленое ожерелье лесов. Здесь можно найти прохладу, тень и, к сожалению, зловонные кучи мусора. Многие люди воспринимают леса как место, куда можно запросто выбросить мешок с мусором. Подобной политики придерживаются и некоторые предприятия, которым дешевле вывалить отходы производства в близлежащий лесок, чем платить за его вывоз и утилизацию.

Свалки на лесном фонде кто убирает 2021

Оборот ТБО регулируется рядом правовых актов, в числе которых Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89 с внесенными в июле 2108 года изменениями; постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2000 года № 461 «О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение»; постановление Правительства Российской Федерации от 26 октября 2000 года № 818 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов»; постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2002 года № 340 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами» и другие.

Руководитель гражданско-правового департамента Юридической конторы Гессена Екатерина Никулина, комментируя законодательные аспекты организации уборки мусора на территории лесов и лесозаготовок, отмечает, что в случае, если земли лесного фонда расположены в зоне населенного пункта, то за уборку отвечает орган местного самоуправления.

«Когда объект расположен вне зоны населенного пункта, то отвечать за его уборку должен уполномоченный орган государственной власти, – подчеркивает Никулина. – А если земли лесного фонда переданы для использования по договору аренды, то следить за чистотой лесных участков, вероятнее всего, будет обязан сам арендатор. Многое зависит от условий договора».

Кроме этого, отмечает юрист, необходимо разграничить категории «мусора», подлежащего вывозу. Так, следует по-разному оценивать ТБО и отходы древесины.

«Если на свалке находятся в основном ТБО, то владелец или арендатор территории в праве убрать такой мусор, но с привлечением специализированной организации, которая обладает лицензией на право осуществления деятельности по сбору и утилизации бытовых отходов.

Если лесозаготовитель по договору с собственником земель лесного фонда имеет право на получение в собственность отходов древесины, то и убирать такой мусор он в праве самостоятельно. Если же такое право отсутствует, то отходы древесины принадлежат собственнику лесного фонда.

Договором аренды или иным договором может быть также предусмотрена обязанность лесозаготовителя передавать отходы древесины, так называемые порубочные остатки, в пункты сбора и переработки древесины», – разъясняет Екатерина Никулина.

Дискуссии о том, кто должен отвечать за уборку мусора в лесах и на территории лесозаготовок – региональный оператор, администрация района или владелец и арендатор территории, – ведутся на разных уровнях.

В частности, Управляющий партнер 4R Group Михаил Бойцов ссылается на определения Конституционного Суда РФ, который в случае несанкционированного складирования отходов на лесных участках, неоднократно возлагал обязанность по их ликвидации на органы местного самоуправления, если такие отходы были расположены на лесных участках в муниципальной собственности.

Если же отходы находились в лесных участках лесного фонда, то есть в федеральной собственности, их уборка возлагалась на уполномоченные органы государственной власти.

«Если отходы образовались в результате хозяйственной деятельности владельца лесного участка, обязанность по их ликвидации возлагается на владельца лесного участка, – подчеркивает Михаил Бойцов. – Арендатор не только вправе, но и обязан убирать образующиеся свалки.

Действующее природоохранное законодательство не содержит запрета на вывоз любых отходов владельцем лесного участка – в том числе отходов, образовавшихся в результате заготовки лесных ресурсов. Более того, покрытие расходов на восстановление окружающей среды после заготовки лесных ресурсов предполагается в первую очередь за счёт лица, осуществляющего на лесном участке хозяйственную деятельность.

Данное регулирование является воплощением общего принципа законодательства об охране окружающей среды – загрязнитель платит».

Как поясняет Бойцов, трактовать ситуацию подобным образом позволяют приказ Минприроды России от 05.12.2014 N 541 «Об утверждении Порядка отнесения отходов I -IV классов опасности к конкретному классу опасности» и статья 1 Закона об отходах.

Еще одной проблемой, как отмечают юристы, является то, что с внесением изменений в закон о местном самоуправлении требование о сборе и утилизации отходов для местных властей перестало быть обязательным.

Муниципалы обязаны лишь содействовать этому процессу, а сама обязанность возложена на региональных операторов, которые избираются на конкурсной основе. Операторы получают лицензию, а затем единолично занимаются ликвидацией незаконных свалок.

В свою очередь, операторы, которым переданы все права по сбору, утилизации и транспортировке отходов, должны заключать договоры с муниципалитетами и с властями субъектов.

Однако пока этот процесс только начинает выстраиваться, поэтому вопрос о том, успеют ли операторы вовремя устранить свалки с территорий муниципальных образований, в том числе и лесного фонда, – риторический. «Закон принят, но его формулировки носят общий характер, поэтому в любом случае будут появляться подзаконные акты, которые должны будут конкретизировать действия», – говорит Михаил Бойцов.

А пока нет конкретики, даже юристы не могут ответить, должны ли операторы убирать территорию лесного фонда – как часть муниципального образования.

С одной стороны, лесопереработчики, которым важно, чтобы их территории были очищены от отходов, готовы всячески этому способствовать. С другой стороны, когда уборка лесного фонд�� становится проблемой лишь для арендатора, это никак не мотивирует власти к организации эффективного процесса сбора мусора на территории населенных пунктов.

«Никто не будет заниматься сбором мусора в поселках, если очистку прилегающих лесов возложат только на арендаторов, – считает Александр Ошкаев. – Региональный оператор финансируется за счет бюджета. Если сбор мусора в лесу включат в его обязанности, так как лес находится на муниципальной территории, то и оператору будет уже небезразлична его судьба».

Свалки На Лесном Фонде Кто Убирает 2021

Согласно ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, используя земельные участки, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Основное регулирование системы работы с мусором осуществляется Законом «Об отходах производства и потребления» (№89-ФЗ от 24.06.1998). В него было внесено 3 существенных изменения: в 2021 году (№503-ФЗ от 31.12.2021) и дважды – в 2021 году (№272-ФЗ от 29.07.2021 и №483-ФЗ от 25.12.2021). Новые положения содержат:

Изменение и расторжение договора безвозмездного пользования лесным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, осуществляются в порядке, установленном гражданским законодательством, Земельным кодексом РФ.

В частности, определено, что право безвозмездного пользования лесным участком возникает и прекращается по основаниям и в порядке, который предусмотрен гражданским законодательством, ЗК РФ, если иное не установлено ЛК РФ или другими федеральными законами. Уточняются права установления публичного сервитута в отношении таких земельных участков. Нормами статьи 24 ЛК РФ в новой редакции определено, что использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута.

Еще одна новая статья 74.3 ЛК РФ регулирует порядок заключения типового договора безвозмездного пользования лесным участком, предусматривающего осуществление мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов. Определено, что такой договор должен утверждать уполномоченный федеральный орган исполнительной власти для каждого вида использования лесов.

Как следует из текста жалобы, муниципалитет безуспешно доказывал, что свалка расположена на землях лесного фонда, владельцем которого является местное лесничество, и согласно Лесному кодексу именно лесники отвечают за санитарно-оздоровительные мероприятия. Суд возложил на муниципалитет обязанности, за которые тот по закону не несет ответственности, что нарушает конституционный принцип самостоятельности местного самоуправления, доказывают заявители. В октябре г. КС принял решение по сходной жалобе. Тогда, изучив доводы администрации Североуральска, суд пришел к выводу, что власти городских округов не обязаны ликвидировать за счет средств местных бюджетов несанкционированные свалки бытовых отходов на землях лесного фонда на территории этих округов.

Как поясняет Бойцов, трактовать ситуацию подобным образом позволяют приказ Минприроды России от 05.12.2021 N 541 «Об утверждении Порядка отнесения отходов I -IV классов опасности к конкретному классу опасности» и статья 1 Закона об отходах.

Руководитель гражданско-правового департамента Юридической конторы Гессена Екатерина Никулина, комментируя законодательные аспекты организации уборки мусора на территории лесов и лесозаготовок, отмечает, что в случае, если земли лесного фонда расположены в зоне населенного пункта, то за уборку отвечает орган местного самоуправления.

Они ссылаются на то, что свалка находится на земельном участке, поставленном на кадастровый учет, который относится к землям лесного фонда. Но все это находится в границах одного сельского поселения. Думаю администрация лжет намеренно.

Правила санитарной безопасности в лесах, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2021 года N 414, также предусматривают обеспечение проведения соответствующих санитарно-оздоровительных мероприятий органами местного самоуправления лишь в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся в собственности муниципальных образований, а в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, — уполномоченными федеральными органами исполнительной власти либо органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в частности в отношении земель лесного фонда, осуществление полномочий по защите которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации (пункт 3).

Разъяснение Рослесхоза; По вопросу ликвидации несанкционированных свалок мусора с учетом постановлений Конституционного Суда Российской Федерации

Частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации определены полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, в том числе организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.

В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), в том числе относится решение вопросов организации и осуществления региональных и межмуниципальных программ и проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, обращения с твердыми коммунальными отходами.

Читайте также:  Что делать, если судебные приставы РФ наложили арест на зарплатную карту

Частью 1 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и другими федеральными законами.

Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Федеральный закон N 7-ФЗ) к объектам накопленного вреда окружающей среде относятся в том числе территории, на которых выявлен накопленный вред окружающей среде, а также объекты размещения отходов, являющиеся источником накопленного вреда окружающей среде.

Согласно статье 60.1 Лесного кодекса Российской Федерации, предусматривающей общие положения о защите лесов, леса подлежат защите от вредных организмов (жизнеспособных растений любых видов, сортов или биологических типов, животных либо болезнетворных организмов любых видов, биологических типов, которые способны нанести вред лесам и лесным ресурсам). Защита лесов в свою очередь включает в себя выполнение мер санитарной безопасности в лесах и ликвидацию очагов вредных организмов.

Кто обязан убирать свалку на землях лесного фонда? Лесничество или муниципалы

Примечательно, что в 1996 году администрацией муниципального района «Сысольский» было вынесено постановление о выделении указанного земельного участка под свалку сельского поселения «Куниб». Однако размещать отходы на землях лесного фонда действующим законодательством запрещено. Постановление 1996 года в рамках проверки было опротестовано прокурором и отменено.

Как объясняет руководитель группы лесоперерабатывающих компаний в Ленинградской области Runko Group Александр Ошкаев, не первый год занимающийся проблемой вывоза мусора из арендуемых организациями лесных массивов, несмотря на желание ликвидировать нелегальные свалки, законодательного права делать это компании-арендаторы не имеют.

КС принял к рассмотрению жалобу муниципального образования «Нерюнгринский район» (Якутия), которое Нерюнгринский городской суд по инициативе местной прокуратуры в 2014 г. обязал ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную в пределах муниципального района.

Согласно ст. 101 ЗК РФ к землям лесного фонда отнесены лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, — вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

Однако пока этот процесс только начинает выстраиваться, поэтому вопрос о том, успеют ли операторы вовремя устранить свалки с территорий муниципальных образований, в том числе и лесного фонда, – риторический. «Закон принят, но его формулировки носят общий характер, поэтому в любом случае будут появляться подзаконные акты, которые должны будут конкретизировать действия», – говорит Михаил Бойцов.

Чтобы всё получилось, ещё многое предстоит сделать. Необходимо вкладывать силы, время и средства в лесное образование, разрабатывать программы господдержки лесоводства на сельхозземлях. Российское отделение Greenpeace с радостью признаёт: первый шаг к эффективному лесному хозяйству в России сделан.

Но не древесиной единой! Использовать леса на сельхозземлях можно для любых целей, предусмотренных Лесным кодексом, кроме добычи полезных ископаемых и строительства гидротехнических сооружений. Теперь разрешено и сохранить лес для туристов, и создавать лесные питомники, и выращивать лесные плодовые, ягодные и лекарственные растения.

Все эти меры должны привести к существенному уменьшению пожарной опасности таких земель. У собственников больше нет необходимости выжигать зарастающее лесом поле из страха, что их оштрафуют или заберут участок, а стимул сохранять свою собственность теперь появился.

В документе не прописан специальный режим использования лесов, расположенных вблизи поселений и имеющих особое значение для местных жителей. Это может обернуться серьёзными социальными конфликтами, например, если лес вокруг деревни вырубят. Проблему таких лесов предстоит решать уже в ближайшем будущем.

В 2022 году около трети площади всех весенних пожаров России пришлось на неиспользуемые сельхозземли, постепенно зарастающие лесом. Постановление правительства обязало владельцев участков охранять леса на сельхозземлях от пожаров, а если владельцев нет — органы местного самоуправления либо органы государственной власти. Это устранило давний пробел в законодательстве, когда за охрану лесов на сельхозземлях от пожаров фактически никто не отвечал.

С целью борьбы с несанкционированными навалами мусора в лесах Комитетом проводится работа с органами местного самоуправления — организация совместных субботников. Большинство городских округов откликнулись: наибольшее количество субботников проведено совместно с органами местного самоуправления городских округов Егорьевск, Ленинский, Солнечногорск, Истра, Одинцово. Всего проведено 163 совместных субботника, собрано и вывезено 2095 кубических метров мусора.

«До 1 декабря планируется ликвидация не менее 90% навалов, выявленных по обращениям граждан. С подрядчиком составлен ежедневный график работ с учетом в первую очередь обращений граждан, информация ежедневно передается в ЕЦУР для оперативной подготовки ответов. Только за прошедшую неделю из 669 отложенных решений закрыто 62, работа продолжается» — пояснила Казимир.

«Начав работу по ликвидации свалок в подмосковных лесах в 2022 году, лесные инспекторами было выявлено 718 мест несанкционированных свалок общим объемом 45,2 тысячи кубометров. Причем, большинство из них были образованы задолго до передачи полномочий по управлению лесами Московской области от Российской Федерации. Комитетом лесного хозяйства в первую очередь ликвидировались именно эти, доставшиеся «по наследству» свалки», — рассказала председатель Комитета лесного хозяйства Елена Казимир.

Наибольшее количество навалов мусора в лесах по данным государственной информационной системы «Управление» Минэкологии выявлено на территории городских округов Красногорск, Раменский, Истра, Солнечногорск и Егорьевск. Неликвидированных навалов больше всего в городских округа Красногорск и Раменский.

«При проведении анализа выявляется прямая закономерность — чем больше строек на территории муниципального образования, тем больше свалок. Антирекорд — Истра, Солнечногорск, Красногорск, Раменский, масштабное строительство ведется и в соседних городских округах. В городских округах же, где незначительное количество строек, свалок именно строительного мусора в лесу не выявлено, это такие округа как Серебряно-Прудский, Лотошино, Луховицкий, Электросталь», — рассказала Казимир.

Что могут лесники? Лесники могут передавать материалы о выявленных фактах несанкционированных свалок в лесах в территориальные отделы МВД России для установления виновных лиц. Если они установлены, Департаментом принимаются меры по возмещению ущерба, причиненного лесам, и меры по рекультивации загрязненного лесного участка.

Начав свое выступление, Олег Николаевич подчеркнул, что специалисты лесного хозяйства должны профессионально посадить, вырастить, сохранить от вредителей и болезней лес, уметь рационально им распорядиться. Однако лесникам все чаще приходится решать другие задачи. В частности, это уборка стихийных свалок бытовых отходов на территории государственного лесного фонда.

Несмотря на то, что на лесников официально возложена обязанность по организации санитарно-оздоровительных мероприятий в лесу, уборка свалок твердых коммунальных отходов в данные мероприятия не входит и не финансируется. Вопрос остается неурегулированным на законодательном уровне.

Сегодня Департаментом лесного хозяйства области сформирован перечень из 80-ти несанкционированных свалок бытовых отходов в лесах. Кроме этого, на землях лесного фонда работают 24 действующие муниципальные свалки. «Но это лишь малая часть айсберга», — подчеркнул Олег Сандаков.

Статьей 83 ЛК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений, в том числе, по организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.

В обоснование уточненных исковых требований указал, что прокуратурой Лесного района проведена проверка законодательства, регламентирующего сбор, хранение, захоронение твердых бытовых отходов и промышленных отходов, в ходе которой установлен факт несанкционированной свалки твердых бытовых отходов на земельном участке, расположенном по адресу: Тверская область, Лесной район, Бохтовское сельское поселение, земли лесного фонда — в 300 метрах юго-восточнее д. Свищево, в 50 метрах южнее автодороги Лесное-Борисовское, вдоль лесной дороги на реку Сорогожа, на территории Свищевского участкового лесничества Лесного отдела Лесного хозяйства Удомельского лесничества Тверской области, квартал 26 выдел 1. Свалка твердых бытовых отходов расположена на двух участках, расстояние между ними составляет 50 метров, их площадь 700 и 1100 кв.метров. Согласно сведениям, предоставленным Главным специалистом-экспертом Лесного сектора Максатихинского отдела Управления Росреестра по Тверской области, указанный участок входит в Государственный лесной фонд. Конституцией Российской Федерации установлено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности. Федеральным законом «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2022 года предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды; сброс отходов производства и потребления в недра и почву запрещен. Захламление территории леса твердыми бытовыми отходами и мусором приводит к загрязнению земель, на которых располагаются леса. Статьей 1 Земельного кодекса РФ предусмотрен приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласного которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляется собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде. Целями охраны земель в силу статьи 12 указанного выше закона, являются предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергнувшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению. В целях охраны собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в результате которых происходит деградация земель; ликвидацию последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения и захламления земель. Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать загрязнение, захламление, деградацию, ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий. Несанкционированная свалка находится на землях лесного фонда, которые расположены в границах Бохтовского сельского поселения. Ненадлежащее выполнение возложенных законом обязанностей по охране и защите лесов и земель лесного фонда от загрязнения и захламления приводит к значительному ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки, негативно влияет на состояние природной среды, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, предусмотренную законодательством России. Просит суд: обязать Министерство Лесного хозяйства Тверской области и Удомельское лесничество Тверской области ликвидировать свалку твердых бытовых отходов, расположенную по адресу: Тверская область, Лесной район, Бохтовское сельское поселение, земли лесного фонда в 300 метрах юго-восточнее д. Свищево, в 50 метрах южнее автодороги Лесное-Борисовское, вдоль лесной дороги на реку Сорогожа, на территории Свищевского участкового лесничества Лесного отдела Лесного хозяйства Удомельского лесничества Тверской области, квартал 26 выдел 1 в пятимесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.

Кто Убирает Свалки В Лесном Фонде

Администрация территориального субъекта же. По Москве и МО есть спец. приложения и сайты государственные, поищите, многие хвалили. Это проще, чем добиваться справедливости через вышестоящие инстанции, закидывая их письмами и обращениями. Больше, пока, ни у кого нет такой возможности, ни у одного региона. Или вы уже через них пытались к властям обращаться?

Что касается полномочий органов местного самоуправления в области лесных отношений, то, как следует из части 1 статьи 84 Лесного кодекса Российской Федерации, лесное законодательство строится на основе использования единообразного, не дифференцированного по видам муниципальных образований подхода к их определению, предполагающего принятие органами местного самоуправления мер по предотвращению вредного воздействия (включая захламление) на те лесные участки, которые находятся в муниципальной собственности. Осуществление же охраны и защиты лесов, расположенных на землях находящегося в федеральной собственности лесного фонда, без каких-либо специальных оговорок в отношении расположения соответствующих лесных участков на территории муниципального образования того или иного вида закреплено за органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункты 4, 6 и 7 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации), исключая случаи, когда такие полномочия Российской Федерации в силу части 2 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации не передаются для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

КС разберет несанкционированные свалки

Сейчас лесничие при обнаружении свалки должны предпринимать меры по установлению виновника, за чей счет и должна производиться уборка. Однако, по словам чиновника администрации, на практике составленный лесничими акт о нарушении сразу направляется в прокуратуру, которая выносит представление в адрес местных властей и при необходимости обращается в суд. Муниципалитет убирает несанкционированные свалки на территориях общего пользования внутри города, а обязанность убирать их в лесах закон на органы местного самоуправления не возлагает, считает собеседник издания. Иными словами, заявители просят КС признать, что о чистоте земельного участка должен заботиться его собственник, если иное прямо не сказано в законе.

Конституционный суд (КС) РФ определит, обязаны ли муниципальные органы убирать мусор на федеральных землях. Администрация Североуральска жалуется на то, что суды по требованиям прокурора несколько раз заставляли ее ликвидировать свалки в лесу. Этот случай не единичный — дело со схожими обстоятельствами в июне передано на пересмотр в Верховный суд (ВС). Правда, в нем обязанность ликвидировать несанкционированную свалку возложена не только на муниципалитет, но и на компанию —арендатора участка, и теперь компания взыскивает часть расходов с местных органов.

Кто должен убирать свалки в лесном фоде

В заключении хочу сказать, что наметилась еще одна положительная тенденция. По искам прокуратуры 2021 года судами на Департамент возложена обязанность по ликвидации 7 свалок , при этом в двух случаях суд обязывает Рослесхоз профинансировать эти работы. То есть, у нас должны появиться законные, а не изысканные средства на проведение работ.

Указом Президента Российской Федерации 2021 год объявлен Годом экологии, поэтому очевидным экологическим проблемам сегодня – особое внимание. Одной из таких проблем является уборка несанкционированных свалок бытовых отходов на территории государственного лесного фонда.

Выиграл Аукцион по Ликвидации несанкционированных свалок 2пункта: 1. Погрузка ТБО 2.Вывозка ТБО В тех.задании прописано о том ,что подрядчик должен утилизиравать ТБО на спец.полигон и предоставить договор с полигоном ТБО , платежные документы .

Ответственность за такое такое деяние, как несанкционированная свалка мусора предусматривается в ст.8.2 КОаП РФ. Штраф для виновных физических лиц составляет 1 000 — 2 000 руб., для предпринимателей до 50 000 руб., для должностных лиц до 30 000 руб. В ст. 247 закреплена уголовная ответственность, которая предусматривает лишение свободы до 2 лет. Применение статьи к виновному лицу не освобождает его от обязанности ликвидации несанкционированного складирования мусора и проведения рекультивации почвы. При обнаружении следует обратиться в природоохранную прокуратуру, администрацию или жилищную инспекцию.

  • специальные оборудованные свалки для неорганического мусора (изолированные, чтобы не загрязнять водные ресурсы)…
  • периодически вывозить мусор на промышленные свалки…
  • провести воспитательно-разъяснительную работу среди масс (- социальная реклама)…

Вообще, проблема с несанкционированными свалками мусора (как в сельской местности, так и в городах) для нашей страны очень актуальна. Федеральный закон от 24.06.2021 № 89-ФЗ (редакция от 08.11.2021) “Об отходах производства и потребления” должен работать.

— При определении применительно к организации сбора, вывоза и переработки отходов объема полномочий органов МСУ городских округов, а также их финансовых обязательств, обусловленных реализацией данной публичной задачи, необходимо учитывать компетенцию иных территориальных уровней власти, которой они наделены в этой области, — указал КС РФ, — а также обязанности по обращению с отходами, возложенные на участников гражданского оборота.

В октябре прошлого года судьи уже рассматривали аналогичное дело из Свердловской области. При этом Нерюнгринский горсуд знал о том решении, но, по мнению заявителей, принял собственное «без учета имеющих универсальное значение для муниципальных образований всех видов правовых позиций, выраженных в постановлении КС РФ».

Закон о «Мусорной реформе» с 1 января 2021 года

Обязанность по оплате коммунальных услуг установлена ст. 153 Жилищного кодекса. Отказаться от ее исполнения невозможно. Поэтому те, кто не будет своевременно вносить плату за обращение с ТКО, автоматически перейдут в разряд должников с вытекающими отсюда последствиями. А это пени на задолженность и последующее взыскание ее в судебном порядке.

Но, как и для других коммунальных платежей, здесь имеются льготные положения для некоторых категорий граждан. Федеральное законодательство устанавливает для них ежемесячные компенсации.

К таким категориям относятся:

  • федеральные льготники (инвалиды, участники ВОВ, «чернобыльцы» и т.д.);
  • региональные власти вправе установить категории, которым предоставляет льготы на своем уровне.

Елена Шерешовец заметила, что УО/ТСЖ следует не только изучить нововведения в области обращения с ТКО, но и внедрить их в работу до начала весны, чтобы не получить предписания от надзорных органов. В том числе управляющим домами нужно проверить:

  1. Правильно ли расположены контейнерные площадки на придомовой территории МКД и есть ли у неё ограждение и подъезды.
  2. Соответствует ли новым правилам и нормам размещение урн у подъездов и периодичность их очистки от мусора.

Свалки на лесном фонде кто убирает 2021

Оборот ТБО регулируется рядом правовых актов, в числе которых Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89 с внесенными в июле 2108 года изменениями; постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2000 года № 461 «О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение»; постановление Правительства Российской Федерации от 26 октября 2000 года № 818 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов»; постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2002 года № 340 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами» и другие.

Руководитель гражданско-правового департамента Юридической конторы Гессена Екатерина Никулина, комментируя законодательные аспекты организации уборки мусора на территории лесов и лесозаготовок, отмечает, что в случае, если земли лесного фонда расположены в зоне населенного пункта, то за уборку отвечает орган местного самоуправления.

«Когда объект расположен вне зоны населенного пункта, то отвечать за его уборку должен уполномоченный орган государственной власти, – подчеркивает Никулина. – А если земли лесного фонда переданы для использования по договору аренды, то следить за чистотой лесных участков, вероятнее всего, будет обязан сам арендатор. Многое зависит от условий договора».

Кроме этого, отмечает юрист, необходимо разграничить категории «мусора», подлежащего вывозу. Так, следует по-разному оценивать ТБО и отходы древесины.

«Если на свалке находятся в основном ТБО, то владелец или арендатор территории в праве убрать такой мусор, но с привлечением специализированной организации, которая обладает лицензией на право осуществления деятельности по сбору и утилизации бытовых отходов.

Если лесозаготовитель по договору с собственником земель лесного фонда имеет право на получение в собственность отходов древесины, то и убирать такой мусор он в праве самостоятельно. Если же такое право отсутствует, то отходы древесины принадлежат собственнику лесного фонда.

Договором аренды или иным договором может быть также предусмотрена обязанность лесозаготовителя передавать отходы древесины, так называемые порубочные остатки, в пункты сбора и переработки древесины», – разъясняет Екатерина Никулина.

Дискуссии о том, кто должен отвечать за уборку мусора в лесах и на территории лесозаготовок – региональный оператор, администрация района или владелец и арендатор территории, – ведутся на разных уровнях.

В частности, Управляющий партнер 4R Group Михаил Бойцов ссылается на определения Конституционного Суда РФ, который в случае несанкционированного складирования отходов на лесных участках, неоднократно возлагал обязанность по их ликвидации на органы местного самоуправления, если такие отходы были расположены на лесных участках в муниципальной собственности.

Если же отходы находились в лесных участках лесного фонда, то есть в федеральной собственности, их уборка возлагалась на уполномоченные органы государственной власти.

«Если отходы образовались в результате хозяйственной деятельности владельца лесного участка, обязанность по их ликвидации возлагается на владельца лесного участка, – подчеркивает Михаил Бойцов. – Арендатор не только вправе, но и обязан убирать образующиеся свалки.

Действующее природоохранное законодательство не содержит запрета на вывоз любых отходов владельцем лесного участка – в том числе отходов, образовавшихся в результате заготовки лесных ресурсов. Более того, покрытие расходов на восстановление окружающей среды после заготовки лесных ресурсов предполагается в первую очередь за счёт лица, осуществляющего на лесном участке хозяйственную деятельность.

Данное регулирование является воплощением общего принципа законодательства об охране окружающей среды – загрязнитель платит».

Как поясняет Бойцов, трактовать ситуацию подобным образом позволяют приказ Минприроды России от 05.12.2014 N 541 «Об утверждении Порядка отнесения отходов I -IV классов опасности к конкретному классу опасности» и статья 1 Закона об отходах.

В постановлении по этому делу КС отметил, что в Конституции закреплена обязанность сохранять природу, следовательно, «само по себе отнесение сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов к компетенции органов МСУ городских округов не отступает от конституционных гарантий местного самоуправления», — указал КС РФ.

Контейнерная площадка должна иметь эстетический вид, поэтому обязательно сажать растения по периметру.

Кто должен убирать мусор в лесу 2021

Многие ставропольские города и деревни окружает зеленое ожерелье лесов. Здесь можно найти прохладу, тень и, к сожалению, зловонные кучи мусора.

Многие люди воспринимают леса как место, куда можно запросто выбросить мешок с мусором.

Подобной политики придерживаются и некоторые предприятия, которым дешевле вывалить отходы производства в близлежащий лесок, чем платить за его вывоз и утилизацию.

— Очень часто к нам обращаются обычные граждане и юридические лица, которые просто возмущены подобным положением вещей, — рассказали в краевом министерстве природы.

— И все задают один и тот же вопрос: «Кто должен наводить порядок в лесу?».

В этой связи Федеральное агентство лесного хозяйства РФ разъясняет, что очистка земель лесного фонда от несанкционированных свалок не входит в перечень мероприятий, финансируемых за счет субвенций из федерального бюджета.

Для решения проблемы местные власти уже отвели земельный участок для размещения полигона твёрдых бытовых отходов в 3 км от Киреевска. Сейчас идёт оформление документов. Кроме того, на выезде из поселка администрация Кожевниковского района установила контейнеры, мусор из которых будет вывозить местный коммунхоз.

Государственные лесные инспекторы регионального департамента лесного хозяйства неоднократно пытались решить проблему профилактическими методами: устраивали дежурства, записывали на видео нарушителей, составляли протоколы, предупреждали, но свалка продолжала расти.

Активисты направили обращение в Природнадзор Югры, после чего был организован совместный выезд на место. По итогам осмотра свалки ведомство направило материалы обследования в ОМВД по Сургутскому району для проведения оперативно-розыскных мероприятий и установления лиц, причастных к складированию отходов.

Рекомендуем прочесть: До Скольки Продают Алкоголь В Магните Воронежа 2021

Крупную несанкционированную свалку выявили в ходе общественного мониторинга зимой 2021 года. Масштабы складирования отходов стали понятны только с приходом весны. Свалка представляет собой десятки отработанных автошин, навалы строительного мусора и твердых коммунальных отходов, присутствует неприятный запах. Возле свалки были обнаружены недавние следы шин.

Читайте также:  Алименты на детей от разных браков в 2023 году

Согласно ст. 101 ЗК РФ к землям лесного фонда отнесены лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, — вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

Представитель территориального отдела Управления Росреестра по Тверской области Бажанов Е.А. в судебное заседание не прибыл, о времени и месте извещен надлежащим образом, представил заявления с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, возражений против исковых требований прокурора не имеет.

Свалки На Лесном Фонде Кто Убирает 2021

Согласно ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, используя земельные участки, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Основное регулирование системы работы с мусором осуществляется Законом «Об отходах производства и потребления» (№89-ФЗ от 24.06.1998). В него было внесено 3 существенных изменения: в 2021 году (№503-ФЗ от 31.12.2021) и дважды – в 2021 году (№272-ФЗ от 29.07.2021 и №483-ФЗ от 25.12.2021). Новые положения содержат:

Изменение и расторжение договора безвозмездного пользования лесным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, осуществляются в порядке, установленном гражданским законодательством, Земельным кодексом РФ.

В частности, определено, что право безвозмездного пользования лесным участком возникает и прекращается по основаниям и в порядке, который предусмотрен гражданским законодательством, ЗК РФ, если иное не установлено ЛК РФ или другими федеральными законами. Уточняются права установления публичного сервитута в отношении таких земельных участков. Нормами статьи 24 ЛК РФ в новой редакции определено, что использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута.

Еще одна новая статья 74.3 ЛК РФ регулирует порядок заключения типового договора безвозмездного пользования лесным участком, предусматривающего осуществление мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов. Определено, что такой договор должен утверждать уполномоченный федеральный орган исполнительной власти для каждого вида использования лесов.

Как следует из текста жалобы, муниципалитет безуспешно доказывал, что свалка расположена на землях лесного фонда, владельцем которого является местное лесничество, и согласно Лесному кодексу именно лесники отвечают за санитарно-оздоровительные мероприятия. Суд возложил на муниципалитет обязанности, за которые тот по закону не несет ответственности, что нарушает конституционный принцип самостоятельности местного самоуправления, доказывают заявители. В октябре г. КС принял решение по сходной жалобе. Тогда, изучив доводы администрации Североуральска, суд пришел к выводу, что власти городских округов не обязаны ликвидировать за счет средств местных бюджетов несанкционированные свалки бытовых отходов на землях лесного фонда на территории этих округов.

Как поясняет Бойцов, трактовать ситуацию подобным образом позволяют приказ Минприроды России от 05.12.2021 N 541 «Об утверждении Порядка отнесения отходов I -IV классов опасности к конкретному классу опасности» и статья 1 Закона об отходах.

Руководитель гражданско-правового департамента Юридической конторы Гессена Екатерина Никулина, комментируя законодательные аспекты организации уборки мусора на территории лесов и лесозаготовок, отмечает, что в случае, если земли лесного фонда расположены в зоне населенного пункта, то за уборку отвечает орган местного самоуправления.

Они ссылаются на то, что свалка находится на земельном участке, поставленном на кадастровый учет, который относится к землям лесного фонда. Но все это находится в границах одного сельского поселения. Думаю администрация лжет намеренно.

Правила санитарной безопасности в лесах, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2021 года N 414, также предусматривают обеспечение проведения соответствующих санитарно-оздоровительных мероприятий органами местного самоуправления лишь в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся в собственности муниципальных образований, а в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, — уполномоченными федеральными органами исполнительной власти либо органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в частности в отношении земель лесного фонда, осуществление полномочий по защите которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации (пункт 3).

Лесникам надо в ноги поклониться КС РФ за его постановление о незаконных свалках ТБО на землях ЛФ.
Теперь вся «ЗОЛОТАЯ капуста ТБО» в лесах принадлежит лесникам и только им. Пускай кто-нибудь чужой попробует откусить от этого пирожка, враз зубы обломаются.
Вот и по нашей улице инкассатор поехал.
Браво КС РФ.

Иногда прикрываются формальными договорами на вывоз отходов. Но если территория вокруг населенных пунктов захламлена, то это местные органы власти не организовали работу. И в этом случае наличие договора не является основанием считать, что работа организована. Но даже если и нет договора на вывоз, но кругом всё чисто — значит сельсовет работает.

Что делать с мусором, каждый решает сам. Но помните, если Вы не уберете за собой, в следующий раз при выезде на природу Вы рискуете не найти чистого места для отдыха. Никогда не оставляйте в лесу мусор и иные инородные предметы. Соберите за собой весь мусор, в особенности консервные банки, бутылки, пакеты и другую упаковку. Сжигать мусор из пластмассы, полиэтилена и других подобных материалов нельзя. Бросайте мусор только в контейнеры.

Напоминаем, что каждую неделю в трех районах Ярославской области проводятся такие мероприятия. Всех неравнодушных граждан мы приглашаем принять участие. Только совместными усилиями можно навести порядок в лесу!

Захламление леса стало возможным по причине ненадлежащего исполнения управлением лесами правительства края полномочий по охране и защите лесов от загрязнений и иного негативного воздействия, в том числе не установлении лиц, виновных в загрязнении леса и не привлечении их к предусмотренной законом ответственности.

Прокуратурой Нанайского района были обнаружены многочисленные факты складирования твердых коммунальных отходов на землях лесного фонда. Всего по результатам проверочных мероприятий установлено четыре факта складирования мусора в Синдинском, Троицком и Иннокентьевском участковых лесничествах.

В связи с новыми противопожарными правилами дачникам с этого года также необходимо производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и осуществлять покос травы. «Это правило касается не только собственников земельных участков, но и арендаторов. Такое требование введено в целях устранения пожароопасной ситуации в населенной местности. Границы уборки указанных территорий определяются границами земельного участка на основании кадастрового или межевого плана. Обратите внимание, что сейчас запрещено устраивать свалки отходов, в том числе горючих, на территориях общего пользования, которые прилегают к объектам, относящимся к имуществу общего пользования СНТ, а также в лесах, лесопарковых зонах и на землях сельхозназначения», — отметил Бугров.

Вышеназванные требования будут действовать до 2026 года, отметил юрист. По его словам, ответственность за нарушение требований предусматривает:

  • для граждан штраф в размере от 2 тыс. до 3 тыс. руб.;
  • для должностных лиц — от 6 тыс. до 15 тыс. руб.;
  • для юридических лиц — от 150 тыс. до 200 тыс. руб.

Введенная в 2019 году обязанность садовых некоммерческих товариществ и огороднических некоммерческих товариществ (ОНТ) собирать членские взносы в виде безналичных перечислений в 2021 году может также обернуться административной и даже уголовной ответственностью. «Дело в том, что, несмотря на нововведение, многие продолжают платить наличными, а здесь уже возникает ответственность за незаконное обращение денежных средств», — пояснила Данильченко.

Кто должен ликвидировать стихийные свалки и содержать несанкционированные скотомогильники

ПРИМЕР 2. В ходе проверки прокуратура выявила место несанкционированного складирования твердых бытовых отходов на территории лесничества. Нарушителей установить не удалось. Прокурор потребовал, чтобы ликвидацией свалки занялся областной департамент лесного хозяйства. Региональные чиновники отказались. Они считали, что убрать свалку обязаны органы местного самоуправления. Тогда прокурор подал иск в суд.

В другом деле суд удовлетворил иск прокурора к областному правительству. Он отметил, что обязанность содержать скотомогильники возложена на региональные органы власти. Данные полномочия и финансирование муниципалитетам не передавались (кассационное определение Оренбургского областного суда от 18.01.2011 по делу № 33-183/2012).

ПРИМЕР 3. Прокурор обратился в суд с иском к администрации сельского поселения. Он потребовал признать незаконным бездействие органов местной власти и возложить на них обязанность по приведению скотомогильника в соответствие с требованиями санитарных норм и правил.

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения не относится к полномочиям органов местного самоуправления (Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ). В то же время участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципалитета относится к компетенции органов местного самоуправления (ст. 14–16 Закона № 131-ФЗ). Их полномочия в этой сфере закреплены в статье 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». В частности, органы местного самоуправления обязаны финансировать мероприятия в области защиты от чрезвычайных ситуаций. Поэтому проверяющие структуры требуют, чтобы местные власти ставили на учет бесхозяйные объекты, способные нанести вред окружающей среде. К таким объектам относятся скотомогильники, где часто хоронят животных, которые пали от болезней, способных передаваться человеку.

При обращении с отходами часто возникает вопрос о том, к чьим полномочиям относится ликвидация несанкционированных свалок. Однозначного ответа в законах нет, поэтому возникают споры о распределении полномочий по ликвидации свалок между органами власти разных уровней.

Каковы последствия для частного лесоводства в России

Дальнейшие перспективы для лесного фермерства в России, по мнению специалистов Greenpeace, представляются туманными. Так, может увеличиться количество ландшафтных пожаров из-за выжигания молодой лесной поросли вместе с сухой травой, поскольку за неиспользование сельхозземель по целевому назначению собственникам грозят крупные штрафы — до 700 тыс. руб. для юридических и до 50 тыс. руб. для физических лиц.

Также природозащитники прогнозируют развитие кризисной ситуации с дровами и дешёвыми строительными материалами. Сегодня многие российские населённые пункты снабжаются топливом именно за счёт выросших на сельхозземлях лесов. Увеличение регуляторной и административной нагрузки делает невозможным и экономически непривлекательным снабжение людей дровами и стройматериалами за счёт земель лесного фонда.

Кто с кем заключает договор на утилизацию отходов?

По новому закону, за вывоз и утилизацию отвечают выбранные конкурсом региональные операторы. Договор на утилизацию отходов заключается между ними и местной властью. Оператор обязан предоставить собственникам частных наделов бланки договора, где указано, какие услуги он предоставляет. Даже если владелец земли не подписывает такой бланк – услуга вступает в силу и придётся платить за вывоз ТКО.

Если местная исполнительная власть не заключила договор с организацией, ответственной за вывоз ТКО, хозяин участка имеет право сам подобрать лицензированную компанию и заключить с ней договор на вывоз своего хлама. В тексте указываются реквизиты и название оператора, паспортные данные владельца участка, обязанности обеих сторон, место складирования мусора перед вывозом, срок действия договора, число, подписи сторон. Сведения об этом закреплены ФЗ «Об отходах…», № 89-ФЗ. Статья 24.7, пункт пятый.

Если срок договора истекает, но ни одна из сторон не изъявила желание расторгнуть его – договор автоматически продлевается. Если во время действия договора, собственник меняется – новый собственник начинает оплачивать услуги с момента вступления в права владения.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *