Пункт 6.14 ПДД – все случаи, когда можно проехать на жёлтый сигнал светофора

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пункт 6.14 ПДД – все случаи, когда можно проехать на жёлтый сигнал светофора». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Несмотря на то, что желтый сигнал светофора является запрещающим и за проезд под него грозит административное наказание, есть исключение, когда это разрешается и формально есть возможность избежать наказания.

Камеры могут штрафовать за «жёлтый»

Отслеживать проезд на запрещающие сигналы светофора теперь может комплекс «Стрелка Плюс». Правда, работает он не во всех ситуациях, а штрафует действительно за явные нарушения. Камера выписывает постановление тем, кто начинает движение на «жёлтый». Кроме того, на многих поворотах в комбинации с зелёным или красным светом могут загораться стрелки вправо или влево. Если такая стрелка гаснет и загорается «жёлтый», то водители порой не замечают сигнала и продолжают движение, хотя у них была возможность остановиться.

То есть, если водитель намеренно начал движение на жёлтый сигнал или ехал с малой скоростью перед поворотом и не остановился, то камера может засчитать нарушение.

Что касается крупных перекрёстков на скоростных магистралях, через которые идёт большой поток транспорта, и резкая остановка на «жёлтый» невозможна, то в этих местах автоматические штрафы с камер могут начисляться только за проезд на красный сигнал светофора. В соответствии со статьёй 12.12. КоАП РФ проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика влечёт наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.

Предпринимались попытки оспорить постановления с автоматических камер. Однако суды при очевидных нарушениях встают на сторону ГИБДД. К примеру, в конце 2022 года Никулинский районный суд Москвы признал законным штраф за проезд на жёлтый сигнал светофора на основании материалов с дорожной камеры.

Можно ли проехать перекресток после мигающего зеленого?

Думаю, что вы уже догадались, что ответ на этот вопрос является утвердительным. Рассмотрим детально все возможные ситуации.

Но для начала вернёмся к ПДД, а именно к п. 6.2, который был упомянут выше. В данной норме прописано, что жёлтый свет запрещает движение, за ИСКЛЮЧЕНИЕМ ситуаций, предусмотренных в п.6.14. Согласно норме законодательства, проезд на жёлтый сигнал светофора разрешён, если нельзя обойтись без экстренного торможения.

Для разъяснения приведём наглядный пример: вы, как водитель транспортного средства, двигаетесь по городу с разрешённой скоростью, приближаетесь к перекрестку, еще горит зелёный свет. Однако тут он начинает мигать, давая понять, что вам необходимо завершить начатое движение. Но в это же время, в зеркалах заднего вида вы замечаете иномарку, которая мчится за вами на высокой скорости и явно не собирается притормаживать на светофоре. Что делать в такой ситуации?

Вот именно в данный момент вам необходимо быстро оценить дорожную ситуацию и проехать на жёлтый свет. Такое движение нарушением считаться не будет. Так, как только что вы сохранили жизнь, целостность ваших машин, а также время и нервы. Следовательно, если вы осознаёте, что своим экстренным торможением можете стать причиной ДТП, тогда вы имеет полное право на продолжение движения. В подобной ситуации о наложении штрафа не может идти и речи.

Отметим правильное поведение на дороге. Если вы издалека замечаете мигающий зелёный свет, необходимо начать плавное торможение, чтобы машины, которые движутся за вами, имели возможность трезво оценивать ситуацию (о том, когда проезд на зеленый мигающий сигнал светофора может обернуться штрафом, читайте тут).

Справка! Большинство современных светофоров оборудовано специальными электронными панелями, на которых демонстрируется время, оставшееся до завершения сигнала, в секундах.

Это значительно помогает водителям принимать правильные решения.

В каких ситуациях проехать на желтый разрешается?

Разрешение на проезд на желтый свет водителям дает пункт 6.14 ПДД. Он устанавливает, что водители могут продолжить движение на желтый сигнал светофора или соответствующий жест регулировщика, если они не смогут остановиться, не прибегая к экстренному торможению.

Читайте также:  04.01.2023 Выплаты МВД России — последние новости

К слову, данный пункт просуществовал с момента создания ПДД, с 1993 года. И несмотря на его простоту и старость, с его использованием до сих пор возникают проблемы. Основная причина разногласий – неопределенность понятия «экстренное торможение». В 2019 году законодательство никак не трактует этот термин, поэтому сотрудники ГИБДД определяют «экстренность» торможения по своему усмотрению.

Доказательства виновности и презумпция невиновности

В уголовном праве есть понятие презумпция невиновности, которая устанавливает, что лицо считается невиновным, пока обвиняющая сторона не докажет обратного. В теории в административном праве данное правило тоже есть, однако при нарушениях ПДД оно не применяется. Все дело в том, что есть другое правило, которое перекрывает презумпцию. Если обжалование штрафа доходит до суда, то чаще всего судьи ссылаются на то, что у них «нет оснований не доверять сотруднику полиции». Таким образом, слово автоинспектора ставится выше, чем слова предполагаемых нарушителей.

Инспекторам даже не приходится предоставлять результаты каких-либо проверок. Доказывать свою правоту нужно именно водителям. Сделать это довольно сложно, так как даже наличие записей видеорегистратора не всегда доказывают необходимость проезда на желтый. Хотя справедливости ради стоит сказать, что чаще всего водители проезжают на желтый только из-за спешки и нежелания стоять у светофора.

Как водители относятся к желтому сигналу светофора

В РФ действуют правила передвижения по дороге, придуманные для соблюдения максимальной безопасности, всех участников ДД. Очень опасным местом по явным причинам является перекресток. Сегодня эти участки оборудованы светофорами, необходимой разметкой и знаками.

Это позволяет регулировать движение автомобилей, чтобы исключить возможные аварийные ситуации и негативные последствия для пешеходов других водителей и собственника машины.

Часто встречающимся нарушением считается незнание водителей можно ли ехать на желтый сигнал светофора. Удивительно, но именно желтый цвет является крайне опасным для водителей, поскольку они игнорируют его и, продолжая движение, попадают в аварии. Нередко итоги таких действий весьма серьезны.

В этой связи, лица, управляющим ТС, следует четко понимать, что желтый сигнал светофора – это запрещающий сигнал и его нельзя трактовать иначе. Продолжать движение при загорании этого цвета на светофоре продолжать нельзя, особенно, если речь идет о мигающем сигнале, говорящем, что через несколько минут зажжется красный.

Некоторые правила позволяют водителю продолжить передвижение на желтый цвет. Здесь речь идет о том, когда водителю приходится прибегнуть к экстренному торможению, чтобы предотвратить аварийную ситуацию.

Несмотря на допустимость подобных обстоятельств, сотрудники ГИБДД неоднозначно оценивают такие действия и зачастую считают это нарушением.

Жёлтый – запрещающий!

Участники дорожного движения не могут руководствоваться исключительно пунктом 6.14 при рассмотрении вопроса о правомерности движения на желтый сигнал. Важно принимать во внимание и положение 6.2, которое содержит информацию о том, что желтый сигнал является запрещающим и препятствует правомерному движению ТС и переходов.

Необходимо помнить, об особенностях формулировки пункта 6.14 (о праве пересечения ПЧ на промежуточный сигнал). Положение сформулировано с использованием слова «может», а не «обязан» в контексте возможности участника дорожного движения двигаться при промежуточном сигнале.

Это предполагает, что водителю лишь разрешается действовать подобным образом при необходимости, чтобы не создавать аварийную ситуацию путем резкого торможения. Однако положение не призывает проезжать на желтый всегда.

Проезд на желтый может быть осуществлен в двух случаях:

  • действие зеленого сигнала истекло и светофор переключился на желтый (некоторые светофоры устаревших моделей не оснащены таймером и функцией мигания зеленого, поэтому промежуточный сигнал может включиться спонтанно);
  • промежуточный сигнал включается совместно с красным при переключении в режим зеленого.

В последнем случае ПДД препятствует проезду или переходу проезжей части до включения разрешающего движение сигнала.

О правилах проезда на разные сигналы светофора сказано в пункте 6.2 ПДД. И о желтом свете в этом законодательном акте говорится, что водителям запрещено пересекать перекресток на этот сигнал. Но пункт 6.14 ПДД вносит исключение в это правило.

Водитель должен остановиться при условии, что ему не придется применять экстренное торможение. Это означает, что если скорость у автомобиля высокая, нужно продолжить движение через перекресток. Еще одним исключением является торможение возле стоп-линии. Если водитель понимает, что ему не удастся остановиться перед разметкой, то следует закончить маневр и пересечь перекресток.

Читайте также:  Требования к кандидатам на должность судьи в Верховном Суде Российской Федерации

Согласно пункту 13.8 ПДД, водители могут пересекать перекресток при условии, что с параллельной линии автомобили закончили маневры. Простыми словами, пока вы не проедете перекресток, даже если уже загорелся красный свет, начинать движение другие водители не имеют права.

Приведем несколько примеров решений судов, связанных с проездом на желтый сигнал светофора:

  • Саранский суд не отменил постановление инспектора ДПС, который выписал водителю штраф за проезд на красный сигнал светофора. Но водитель доказывал, что ехал на желтый свет. В документах есть данные свидетелей, а также условия совершения дорожной аварии.
  • Тверской областной суд также оставил без изменения постановление инспектора ГИБДД, так как посчитал, что доводы водителя незначительны. Водителя привлекли к ответственности, согласно ст. 12.12 ч. 3 за то, что он второй раз проехал на желтый свет. Приложены доказательства с фотоснимками, на которых просматривается, что он на желтый свет пересек стоп-линию и не мог затормозить.

Проехал под камеру на желтый: чем это грозит

Проезд на красный свет запрещен. Это понятно всем, даже лихачам. Но является ли желтый сигнал светофора запрещающим для дорожных камер? Как они реагируют на проезд автомобиля в такой ситуации? Получит ли водитель штраф? Сейчас разберемся.

В соответствии с пунктом 6.2 ПДД, желтый свет запрещает движение и предупреждает о том, что сигналы вот-вот сменятся. То есть проезжать перекресток на желтый вы не можете. Однако тот же пункт содержит исключение из этого правила: водитель имеет право ехать на желтый свет, если не может остановиться без применения экстренного торможения.

Итак, если вам ничего не мешало остановиться при включенном желтом сигнале светофора, однако вы пересекли перекресток, оснащенный дорожной камерой, то штраф в такой ситуации будет справедливым.

Законен ли штраф за жёлтый?

Итак, начнём мы с того, что, согласно административному законодательству 2021 года, любые сомнения в вашей виновности трактуются в вашу пользу. Это означает, что если есть хотя бы малейшее сомнение в том, что вы виноваты в нарушении ПДД, то постановление должны отменить. И только когда вина будет на 100% доказана, штраф становится законным. Так диктует нам статья 1.5 КоАП о презумпции невиновности.

Однако, тут же содержится Примечание, что это не работает в случае с камерами видео- или фотофиксации нарушений. Да и штраф здесь выносится собственнику автомобиля. Тем не менее, общий принцип закона должен работать в общем и целом. А это один из главных принципов в «административке».

А теперь вернёмся к нашей теме и поставим вопрос следующим образом: сможет ли камера автофиксации определить, была ли возможность у водителя остановиться без экстренного торможения? Если установка не может чётко ответить на данный вопрос при фиксации, то здесь и нарушается общий принцип законодательства – любые сомнения в виновности лица трактуются в его пользу.

Можно ли ехать на жёлтый сигнал светофора

Как показывает практика, именно жёлтый сигнал является наиболее опасным для автовладельцев, поскольку последним следует точно рассчитать свои дальнейшие действия — завершить начавшийся манёвр либо остановить ТС перед светофором. В таком случае нужно учитывать множество факторов: скорость, с которой движется авто, длину перекрёстка, погодные условия, наличие других участников движения, в частности, пешеходов и т. п.

Многие водители продолжают езду на запрещающий сигнал, обосновывая это невозможностью остановки без экстренного торможения. Но нужно учесть, что разрешённая скорость в населённом пункте позволяет шофёрам спокойно остановить авто в обычном режиме

Именно исходя из дорожной ситуации, согласно пунктам 6.13 и 6.14 ПДД, водитель имеет право продолжить езду на жёлтый сигнал, если:

  • жёлтая секция горит вместе с мигающим зелёным. В таком случае по факту ещё продолжает действовать зелёный сигнал, который разрешает движение ТС, и водитель имеет возможность проехать перекрёсток. Одновременно с этим нужно понимать, что подобная ситуация длится секунды, которые в действительности отведены для того, чтобы шофёр успел притормозить и подготовиться к остановке;
  • горит постоянный мигающий жёлтый. Как отмечалось выше, подобный знак не является запретом для дальнейшего движения авто, он свидетельствует о наличии на пути нерегулируемого перекрёстка, перехода для пешеходов или участка дороги с повышенной аварийной опасностью;
  • во время переключения жёлтого света водитель не имеет возможности остановить транспорт, не прибегнув к экстренному торможению. Выезжать на перекрёсток на жёлтый сигнал запрещено, но закончить манёвр — допускается. При этом пешеходы, которые находятся на проезжей части, а также автомобили, которые планируют начать движение на зелёный свет, должны уступить дорогу водителю, завершающему манёвр.
Читайте также:  Налоги при договоре подряда с иностранным гражданином

Рекомендуем к прочтению:

  • Виды светофоров, значение сигналов светофора
  • Знак «Направление главной дороги»: повороты, перекрёстки
  • Знак «Уступи дорогу»: как выглядит
  • Правила движения по автомагистрали в РФ

Внимательность и взаимная вежливость

Часто случается, что, подъезжая к перекрестку, водители оказываются не такими внимательными, как это требуют обстоятельства, элементарно не успевают затормозить в штатном режиме и осуществляют выезд на перекресток на желтый сигнал светофора. В большинстве случаев, подобный маневр действительно начинается на желтый, но на перекрестке автомобиль оказывается уже в тот момент, когда сигнал сменился на красный.

Многое в такой ситуации зависит от других автомобилистов, которые, несмотря на горящий для них зеленый, должны пропустить авто, не успевшее закончить маневр. Подобная «вежливость» поможет избежать серьезных последствий, связанных с повреждением автомобиля и риском для здоровья. Обязательно следует принимать во внимание и дорожную разметку. В тех случаях, когда осуществлен выезд на перекресток, имеющий разметку в виде стоп-линии, а в этот момент сигнал меняется на запрещающий, правила четко говорят о необходимости остановки перед линией. При ее отсутствии движение может быть продолжено несмотря на цвет сигнала.

Проезжая перекресток всегда следует быть предельно собранным, это прекрасно знает каждый автолюбитель. Тем не менее, проезд на желтый было и остается достаточно частым нарушением ПДД. Многие рискуют проскочить на желтый в расчете на то, что всегда можно будет сослаться на невозможность остановки без экстренного торможения. Стоит понимать, что такую «невозможность» придется обосновать инспектору, поскольку разрешенная скорость движения в городской черте вполне позволяет водителю остановиться перед светофором в обычном режиме.

Проезд на желтый сигнал светофора — оправдан ли риск

Несмотря на то, что ответить на вопрос можно ли проехать на желтый сигнал светофора, можно в точном соответствии с буквой закона, многие водители до сих пор не воспринимают желтый сигнал светофора как запрещающий. Такая вольная трактовка, зачастую приводит к достаточно печальным последствиям. При этом, большинство водителей явно недооценивают степень опасности, которая грозит при несоблюдении этого пункта ПДД.

Несмотря на сравнительно небольшую скорость, с которой автомобиль проезжает перекресток, необходимо понимать, что при столкновении двух транспортных средств, их скорость суммируется. Так, если для каждой машины — участницы столкновения, скорость будет составлять 60 км/ч, для каждого водителя это будет равнозначно столкновению со стеной на скорости в 120 км/ч. Последствия такого ДТП вполне могут иметь катастрофичные последствия.

Еще более серьезными последствиями может обернуться попытка проскочить на желтый сигнал светофора на железнодорожном переезде. Помимо возможного штрафа или лишения прав сроком до полугода, такой риск, как правило, неизбежно влечет весьма плачевные последствия. Не следует рассчитывать на то, что всегда удастся сослаться на невозможность своевременной остановки, помня о том, что желтый сигнал светофора означает запрет на движение, и лучше расценивать его наравне с красным.

Доказательства виновности и презумпция невиновности

В уголовном праве есть понятие презумпция невиновности, которая устанавливает, что лицо считается невиновным, пока обвиняющая сторона не докажет обратного. В теории в административном праве данное правило тоже есть, однако при нарушениях ПДД оно не применяется. Все дело в том, что есть другое правило, которое перекрывает презумпцию. Если обжалование штрафа доходит до суда, то чаще всего судьи ссылаются на то, что у них «нет оснований не доверять сотруднику полиции». Таким образом, слово автоинспектора ставится выше, чем слова предполагаемых нарушителей.

Инспекторам даже не приходится предоставлять результаты каких-либо проверок. Доказывать свою правоту нужно именно водителям. Сделать это довольно сложно, так как даже наличие записей видеорегистратора не всегда доказывают необходимость проезда на желтый. Хотя справедливости ради стоит сказать, что чаще всего водители проезжают на желтый только из-за спешки и нежелания стоять у светофора.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *