Выйти из тени: все налоги, которые платят физические лица в России

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Выйти из тени: все налоги, которые платят физические лица в России». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Физические лица в России обязаны уплачивать налог на доходы физических лиц, транспортный налог, земельный налог, налог на имущество физических лиц. Кроме того, из начисленной заработной платы работника производятся обязательные отчисления в социальные страховые фонды – Пенсионный фонд России, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Федеральный фонд социального страхования. Из этих взносов формируются пенсия, оплата больничных листов и социальные пособия. Помимо этого физические лица несут бремя уплаты косвенных налогов – налога на добавленную стоимость и акцизов на алкоголь, табак и нефтепродукты. По некоторым оценкам, физические лица фактически уплачивают до 70 % сумм косвенных налогов, поступающих в бюджет России.

Какие сроки и штрафым

30 апреля — крайний срок для подачи декларации по налогу на доходы физических лиц. Сдать документ нужно в ФНС.

Обычно этим тоже занимается работодатель. Но если доход получен не с работы, то декларацию придется подать самостоятельно. Это касается:

  • индивидуальных предпринимателей;

  • нотариусов, адвокатов, и тех, кто занимается частной практикой;

  • физических лиц, кто получил вознаграждения не от налоговых агентов;

  • физических лиц, которые получили доход от продажи имущества;

  • резидентов РФ, которые получили доход от источников, находящихся за пределами РФ;

  • физических лиц, получивших выигрыши;

  • физических лиц, получающих доход в виде вознаграждения как наследники авторов произведений науки, литературы, искусства, а также авторов изобретений;

  • физических лиц, получающие доходы в порядке дарения.

Тенденции развития отечественной системы налогообложения

Система налогообложения в России с 1991 года претерпела радикальную перестройку. При социалистической плановой экономике налоговая система не играла важной роли в наполнении бюджета и регулировании экономических процессов. В шестидесятые годы в СССР была предпринята попытка снизить налоги с заработной платы рабочих и служащих вплоть до полной отмены.

«В период существования в России социалистической экономики было распространено мнение, что налоги с населения, и прежде всего подоходный налог с рабочих и служащих, не имеют политической и социальной почвы и не слишком важны как источник бюджета. На самых разных уровнях предлагалось ограничиться взиманием в бюджет платежей с доходов организаций».11

В 1991 году была учреждена Государственная налоговая служба России и сформировалась новая законодательная база по налогам и сборам. В 1998 году усиление роли налоговой службы в стране ознаменовалось созданием Министерства по налогам и сборам РФ.

В это время начался второй этап реформирования налоговой системы с учетом развития малого бизнеса в стране. Были разработаны специальные налоговые режимы: упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Результат налоговых реформ 1998–2004 годов предпринимательское сообщество считает наилучшим вариантом налоговой системы. Однако в последующие годы в налоговое законодательство были внесены дополнения и изменения, которые, по мнению предпринимателей, значительно повысили налоговую нагрузку на малый бизнес. Предприятия на упрощенной системе налогообложения обязали платить налог на имущество, повысили тарифы страховых взносов в социальные фонды, ввели торговые сборы, систему транспортных сборов «Платон», в худшую сторону изменилась система кадастровой оценки недвижимости, от которой зависят ставки налога на имущество и арендные ставки.

Реформирование налоговой системы является постоянной темой энергичных дискуссий в обществе и в СМИ. И власти, и бизнес-сообщество, и общественные деятели сходятся в том, что от изменения существующей налоговой системы во многом зависит успех экономических преобразований в стране.

Основные направления налоговой политики на 2017–2019 годы разработаны Министерством финансов РФ и утверждены федеральным законом. В послании к Федеральному Собранию 1 декабря 2016 года Президент России Владимир Путин указал, что основная цель перемен в области налоговой политики – стимулировать активность участников деловой сферы. А Министерство финансов РФ определило приоритетной задачей налоговой реформы достижение стабильного и предсказуемого уровня налоговой нагрузки.

Министр финансов Российской Федерации Антон Силуанов обозначил первоочередной задачей повышение собираемости налогов, вывод из тени доходов населения и бизнеса. Добиться этого предполагают стимулирующими мерами – за счет снижения фискальной нагрузки на фонд оплаты труда. Как показывает практика прошлых лет, эта мера производит ощутимый эффект: после снижения в 2005 году базовой ставки единого социального налога с 35,6 % до 26 % было отмечено значительное снижение доли теневой экономики. Инструментом борьбы с теневым сектором экономики должно стать расширение сферы применения безналичных расчетов и усиление надзора за использованием контрольно-кассовой техники в розничной сфере и в сфере онлайн-платежей.

Одной из ключевых задач по реформированию существующей налоговой системы станет ее упорядочивание. В частности, правительству поручено создать реестр неналоговых платежей и выработать единые подходы к ним, упорядочить существующие фискальные льготы, сделать их адресными, отказаться от неэффективных инструментов.

Для стимулирования деятельности малого и среднего бизнеса планируется оптимизировать государственное регулирование: упростить налоговое администрирование, сократить налоговую и статистическую отчетность и систематизировать различные платежи в казну.

Также планируется совершенствовать систему налогообложения добычи нефти и порядок налогообложения НДС.

Опыт СМИ в поддержании законодательных инициатив в сфере налогообложения

Средства массовой информации традиционно относятся к любым нововведениям в налоговой сфере скептически и в первую очередь ставят своей целью оценить все позитивные и негативные последствия для экономики и общества.

Безусловной поддержкой СМИ пользовались только законодательные инициативы, которые были однозначно позитивными для налогоплательщиков, как, например, отмена налога с продаж в 2004 году или снижение страховых взносов в социальные фонды для предпринимателей.

В 2014 году в СМИ развернулась кампания по информированию населения об изменении порядка расчета налога на имущество физических лиц: было объявлено, что вместо привычной инвентаризационной стоимости в 2016 году налог будут рассчитывать, исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости. Новый принцип декларировался как способ более справедливый, позволяющий повысить налоговую нагрузку на владельцев дорогой недвижимости.

Некоторые СМИ подогревали панические настроения, возникшие в обществе, и прогнозировали рост налога до неподъемной для населения величины. Однако большинство СМИ взвешенно подошли к этой теме, разъяснив на примерах, что размер налога для большинства изменится незначительно. Это помогло заметно снизить градус напряженности в обществе.

В 2015 году благодаря СМИ распространилась информация о появлении инвестиционного налогового вычета для владельцев индивидуальных инвестиционных счетов (ИИС). Этот вид счетов и связанная с ним налоговая льгота были специально разработаны в рамках государственной политики по стимулированию инвестиционной активности населения. СМИ принадлежит большая заслуга в популяризации этого нового финансового продукта и преимуществ, которые получает инвестор, который управляет своим портфелем посредством ИИС.

Читайте также:  Пособие на ребенка по потере кормильца

НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

Характеристика

Налог на доходы физических лиц – это прямой налог, который обращен непосредственно к доходам граждан-налогоплательщиков.

Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Правовая основа

В соответствии со ст.57 Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, которые устанавливают новые налоги или ухудшают положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Конституционная обязанность платить налоги и сборы носит всеобщий характер, распространяется на всех (принцип равенства налогоплательщиков). В Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 21.03.1997 N 5-П указывается — в целях обеспечения регулирования налогообложения в соответствии с Конституцией РФ указанный принцип равенства требует обязательного учета фактической способности к уплате налога, исходя из правовых принципов справедливости и соразмерности. Также в сфере налоговых отношений не допускается установление дополнительных, а также повышенных по ставкам налогов в зависимости от формы собственности или организационно-правовой формы предпринимательской деятельности, а также местонахождения налогоплательщика и иных носящих дискриминационный характер оснований.

Как известно, налоговая система Российской Федерации состоит из трех групп налогов: федеральные, региональные и местные.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) — это федеральный налог, то есть он установлен НК РФ, и обязателен к уплате на всей территории Российской Федерации.

Налог на доходы физических лиц является основным налогом, который уплачивают физические лица. Остальные же носят характер имущественных налогов или пошлин, и не имеют такой регулярности в уплате. НДФЛ вносится абсолютным большинством граждан ежемесячно, а также зачастую пересчитывается и доплачивается по итогам календарного года.

В соответствии со ст.11 НК РФ, физическими лицами являются:

1. Граждане Российской Федерации. Согласно ст.5 Закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», граждане Российской Федерации — это:

а) лица, которые имеют гражданство Российской Федерации на день вступления в силу указанного Закона:

б) лица, приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с данным Законом.

2. Иностранные граждане. В соответствии со ст.3 Закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» ими являются лица, которые не являются гражданами Российской Федерации и имеют гражданство (подданство) иностранного государства;

3. Лица без гражданства, то есть лица, которые не являются гражданами Российской Федерации и не имеют доказательства наличия гражданства иностранного государства (ст.3 Закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»)

Исходя из ст.207 НК РФ, плательщики НДФЛ делятся на две категории:

1. Физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. Если они выступают в данном случае плательщиками НДФЛ, подразумевается, что они получили доход относящийся к объекту налогообложения. Налоговыми резидентами являются физические лица, которые фактически находятся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. При этом период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы Российской Федерации, если выезд осуществлялся для краткосрочного (то есть менее шести месяцев) лечения или обучения.

Следует иметь в виду, что российские военнослужащие, которые проходят службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы Российской Федерации признаются налоговыми резидентами Российской Федерации независимо от того, сколько времени они фактически находились в Российской Федерации.

2.Физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, и при этом не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. Соответственно, это относится к прочим лицам, которые, согласно ст.208 НК РФ, получили, в том числе:

— дивиденды и проценты от российской организации, а кроме того — проценты, полученные от российских индивидуальных предпринимателей и (или) иностранной организации, в связи с деятельностью обособленного подразделения такой организации в Российской Федерации;

— страховые выплаты при наступлении страхового случая, в том числе периодические страховые выплаты и (или) выплаты, связанные с участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика, кроме того — выкупные суммы от российской организации и (или) от иностранной организации, полученные в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации;

— доходы от использования в Российской Федерации авторских или же иных смежных прав;

— доходы от сдачи в аренду либо иного использования имущества, находящегося в Российской Федерации.

Субъект налогообложения

Под субъектом налогообложения понимаются лица, на которых НК РФ возложена обязанность по оплате того или иного налога. Основную категорию субъектов налогообложения составляют налогоплательщики и плательщики сборов. Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Объект налогообложения

Объектом налогообложения, согласно ст.209 НК РФ, признается доход, который был получен налогоплательщиками — физическими лицами, если они являются налоговыми резидентами Российской Федерации, от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации.

Ставка налога

В соответствии со ст. 53 НК РФ налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Налоговый период по налогу на доходы физических лиц составляет один календарный год, а налоговые ставки по налогу на доходы физических лиц установлены ст. 224 НК РФ. В соответствии с данной статьей для разных видов доходов предусмотрены четыре разные налоговые ставки:

1) общая налоговая ставка в размере 13 %;

2) налоговая ставка по дивидендам 9 %;

3) налоговая ставка по ипотечным операциям 9 %;

4) налоговая ставка по доходам лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ, в размере 30 %;

5) специальная налоговая ставка по отдельным видам доходов в размере 35 %:

    • стоимости выигрышей и призов, в части превышающей 4000 рублей;

    • процентных доходов по вкладам в банках в части превышения суммы, рассчитанной исходя из действующей ставки рефинансирования в течение периода, за который начислены проценты, по рублевым вкладам и 9% годовых по вкладам в иностранной валюте

    • суммы экономии на процентах при получении заемных средств в части превышенияустановленных размеров

    • виде платы за использование денежных средств членов «кредитного потребительского кооператива» (пайщиков), а также процентов за использование «сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативом» средств, привлекаемых в форме займов от членов сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива или ассоциированных членов сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива, в части превышения определенных размеров

    Налоговый период

    Налоговый период — равен календарному году. (Ст. 216 НК РФ)

    Сроки уплаты

    Налоговые агенты перечисляют суммы налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода или дня перечисления дохода на счет налогоплательщика в банке.

    Отражение в учете (начисление и перечисление)

    Налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, предоставленных физическим лицам налоговых вычетов, исчисленных и удержанных налогов в регистрах налогового учета.

    До 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода (форма 2-НДФЛ) .

    Читайте также:  Универсальное пособие на детей с 2023 года: что меняется

    Указанные сведения представляются налоговыми агентами в электронной форме или на электронных носителях. При численности физических лиц, получивших доходы в налоговом периоде, до 10 человек налоговые агенты могут представлять такие сведения на бумажных носителях. (в ред. ФЗ от 29.06.2012 N 97-ФЗ)

    Отдельные категории физических лиц уплачивают налог по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом. При этом авансовые платежи уплачиваются такими налогоплательщиками на основании налоговых уведомлений:

    • за январь — июнь — не позднее 15 июля текущего года в размере 1/2 годовой суммы авансовых платежей

    • за июль — сентябрь — не позднее 15 октября текущего года в размере 1/4 годовой суммы авансовых платежей;

    • за октябрь — декабрь — не позднее 15 января следующего года в размере 1/4 годовой суммы авансовых платежей.

    В Российской Федерации ставка налога на доходы физических лиц составляет от 9% до 35%. Они применяются в отношении совокупности налоговых баз, то есть облагаемая сумма дохода может состоять из нескольких частей (ст. 210 НК РФ), по каждой из которых действует своя налоговая ставка, которая устанавливается в процентах. Сколько процентов НДФЛ нужно уплачивать, оговорено в ст. 224 НК РФ. Типовые процентные ставки НДФЛ:

    • для резидентов РФ 13 процентов от зарплаты и иных доходов (за исключением тех, которые перечислены в ч. 1.1) до 5 млн руб, 15% с превышения этого порога (ч. 1);
    • для нерезидентов РФ 30% (ч. 3).

    Иные ставки:

    • для резидентов РФ 13% от доходов от продажи имущества (за исключением ценных бумаг), от доходов в виде стоимости имущества (за исключением ценных бумаг), полученного в дар, от доходов, полученных по страховым выплатам и выплатам по пенсионному обеспечению (ч. 1.1);
    • для нерезидентов РФ 13% от доходов до 5 млн руб и 15% с превышения этого порога (для некоторых видов доходов, например, от трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста по Федеральному закону от 25.07.2002 № 115-ФЗ, ч. 3.1);
    • для нерезидентов РФ 15% от дивидендов, получаемых от участия в деятельности российских организаций (ч. 3.1).

    Повышенная ставка 35% вне зависимости от того, является ли налогоплательщик резидентов РФ или нет, устанавливается для некоторых видов доходов (ч. 2), например:

    • для выигрышей и призов в конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг;
    • при экономии на процентах при получении кредитов.

    НДФЛ может быть не только уменьшен за счёт освобождения от налогообложения доходов, полученных в определённых ситуациях, о чём уже говорилось выше. Часть уплаченного налога можно вернуть за счёт вычетов. В отличие от ситуации с освобождением от налогообложения, когда НДФЛ вообще не начисляется и, соответственно, не уплачивается, вычет – это право (не обязанность!) налогоплательщика возвратить себе часть уплаченного налога.

    Гл. 23 НК РФ устанавливает несколько видов вычетов, среди которых:

    • стандартные (возмещение подоходного налога «чернобыльцам», Героям Советского Союза и Российской Федерации, участникам ВОВ, родителям, имеющим детей и другим категориям налогоплательщиков, ст. 218);
    • социальные (можно вернуть подоходный налог с зарплаты работающему, например, за обучение, за лечение или другие медицинские услуги, ст. 219);
    • инвестиционные (на доходы от реализации ценных бумаг, в сумме средств, внесённых на индивидуальный инвестиционный счёт, ст. 219.1);
    • имущественные (можно получить возврат подоходного налога, к примеру, с покупки или продажи квартиры, ст. 220)

    Сроки подачи декларации, кому нужно ее подавать?

    Обязанность по расчету и уплате возлагается на плательщика, который получил прибыль. Поэтому, если даже налоговая инспекция не направит уведомления с суммой к уплате, субъект должен самостоятельно рассчитать и уплатить деньги.

    Процесс этот можно разделить на два этапа:

    • подача декларации по НДФЛ. Этот пункт относится к тем лицам, которые не получили от ФНС никаких уведомлений. Они обязаны до 30 апреля года, следующего за тем, в котором была совершена операция, подать декларацию в ФНС. Например, если квартира была продана в 2019 году, то декларация подается до 30 апреля 2020 года.

    • уплата налога, рассчитанного в декларации. Заплатить по своим долгам человек должен до 15 июля следующего года.

    Лица, которые должны сами декларировать доход:

    • ИП;
    • нотариусы, адвокаты, др. лица, которые занимаются частной практикой;
    • физлица по вознаграждениям, которые были получены не от налоговых агентов;
    • физлица по суммам, которые были получены с продажи имущества;
    • физлица, резиденты Российской Федерации по доходам, которые были получены вне РФ;
    • физлица, по доходам, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами;
    • физлица, которые получили выигрыши, выплачиваемые организаторами лотерей и др. игр, основанных на риске;
    • физлица, которые получают выплаты как наследники авторов произведений науки, литературы, искусства, изобретений;
    • физлица, которые получают от физлиц доходы в порядке дарения.

    Налоги, декларации и справки НДФЛ, заполнение бланков, образцы заполнения других налоговых документов. Налоги

    Сдать отчёт по налогу нужно не позднее тридцатого апреля наступающего года. Однако, следует учитывать тот факт, что ИП наряду с нотариусами и адвокатами, должны платить так называемые авансовые платежи. За первое полугодие они оплачиваются до 15-го июля, за третий квартал не позже 15-го октября, и за четвёртый не позднее 15-го января. Авансовые платежи необходимо уплачивать по уведомлениям, рассылаемым налоговой инспекцией.

    В налоговую инспекцию необходимо предоставить налоговую декларацию. А вместе с ней сдать справку по форме 2-НДФЛ на каждого работника, работающего на данном предприятии (и даже, если он был уволен).

    Налоговые агенты, представляя справки по форме 2-НДФЛ, должны выполнять перед государством сразу две обязанности:

    • отчитываться о суммах начисленного и уплаченного налогов;
    • “доставлять” в налоговую необходимые сведения о гражданах, которые не уплатили налог по тем или иным причинам.

    Необходимо сдать отчетность по своим налогам строго до 30 апреля каждого года. В течение всего налогового периода лишь ИП и лица, занимающиеся частной практикой, должны выплачивать авансы. Это необходимо сделать в 1 полугодие до 15 июля, за 3 квартал — до 15 октября, за 4 квартал — до 15 января. Для напоминания налоговая служба рассылает специальные уведомления с просьбой погасить авансовые платежи.

    Также необходимо предоставлять инспекторам налоговую декларацию и справку по форме 2-НДФЛ на каждого из сотрудников, проработавших в текущем году (даже если на данный момент он уволился). Такая справка необходима:

    • Как отчетность о суммах налогов;
    • Как сведения о тех работниках, с которых не удалось взимать налог (до 31 января).

    Различие между этими справками составляет лишь отметка, обозначающая, был ли удержан налог или нет (цифры 1 и 2 соответственно).

    Оплата налога и представление отчётности


    Порядок уплаты

    Порядок уплаты НДФЛ в виде фиксированного авансового платежа распространен на иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в безвизовом режиме и работающих на основании патента не только у физических лиц (как было до 2015 года), но и в организациях, у индивидуальных предпринимателей или занимающихся частной практикой лиц (например, адвокатов, учредивших адвокатский кабинет).

    Читайте также:  Оплата больничного листа работнику-Чернобыльцу в 2023 году

    НДФЛ в виде фиксированных авансовых платежей уплачивается за период действия патента в размере 1 200 рублей в месяц, с индексацией платежа на коэффициент – дефлятор, установленный на соответствующий календарный год и коэффициент, отражающий региональные особенности рынка труда, устанавливаемый на соответствующий календарный год законом субъекта Российской Федерации (Федеральный закон от 24.11.2014 № 368-ФЗ).

    Правила установления налоговых ставок:

    • налоговую ставку устанавливают в размере 13% в случае, если другое не установлено иными положениями главы 23 Налогового Кодекса Российской Федерации;
    • налоговую ставку устанавливают в размере 35% по отношению к следующим доходам:
      • стоимости абсолютно любых выигрышей и призов, полученных в конкурсах, играх и иных мероприятиях с целью рекламы товарной продукции, работ и услуг, по части превышения размеров, установленных в Налоговом Кодексе Российской Федерации (пункт 28 статьи 217);
      • доходов в % по банковским вкладам по части превышения суммы, исчисленной исходя из актуальной ставки рефинансирования Центрального Банка России, на протяжении периода, за который начислены % по вкладам в рублях (кроме срочных пенсионных вкладов, которые внесены на срок не меньше 6 месяцев) и 9% годовых по валютным вкладам;
      • суммы экономии на % в случае получения налогоплательщиком заемных средств по части превышения размеров, установленных в Налоговом Кодексе Российской Федерации (9% годовых по валютным вкладам);
    • налоговую ставку устанавливают в размере 30% по отношению ко всем доходам, получаемым физ. лицами, которые не являются налоговыми резидентами России, кроме доходов, полученных в качестве дивидендов от долевого участия в деятельности местных предприятий, по отношению к которым налоговая ставка устанавливается на уровне 15%;
    • налоговую ставку устанавливают в размере 9% по отношению к доходам от долевого участия в работе учреждений, полученных в качестве дивидендов физ. лицами, которые являются налоговыми резидентами России;
    • налоговую ставку устанавливают в размере 9% по отношению к доходам в качестве процентов по облигациям с ипотечным покрытием, выпущенным до 1 января 2007-го г., и доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основе покупки ипотечных сертификатов участия, которые были выданы управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007-го г.

    Сумма налога при установлении налоговой базы рассчитывается в качестве соответствующей налоговой ставки %-ной доли налоговой базы.

    1. Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц являются:

    • физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ;

    • физические лица, получающие доходы от источников в России, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.

    2. Объектом налогообложения признается доход, полученный от источников в России или от источников за ее пределами для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ или не являющихся налоговыми резидентами РФ.

    3. Налоговым периодом для уплаты налога на доходы физических лиц признается календарный год.

    4. К доходам от источников в России и от источников за ее пределами относятся:

    • дивиденды и проценты, полученные от российских организаций или индивидуальных предпринимателей, иностранной организации в связи с деятельностью ее постоянного представительства в России;

    • страховые выплаты при наступлении страхового случая, полученные от российской организации или иностранной организации в связи с деятельностью ее постоянного представительства в России;

    • доходы, полученные от использования в России авторских или смежных прав;

    доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося в России, или от иностранной организации;

    • доходы от реализации недвижимого имущества, акций или иных ценных бумаг, долей участия в уставном капитале организаций, прав требования в связи с деятельностью постоянного представительства иностранной организации, иного имущества, находящегося в России и принадлежащего физическому лицу или находящегося за пределами России;

    • вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в России или за ее пределами;

    • вознаграждение и иные выплаты за исполнение трудовых обязанностей, получаемые членами экипажей судов, плавающих под Государственным флагом РФ;

    • пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные от российской организации или иностранной организации в связи с деятельностью ее постоянного представительства в России либо от иностранных государств.

    5. При определении налоговой базы учитываются все доходы физического лица, полученные им как в натуральной, так и в денежной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды. Если из дохода физического лица по его распоряжению, решению суда или иных органов производятся какие-либо удержания, такие удержания не уменьшают налоговую базу.

    6. Доходом налогоплательщика, полученным в виде материальной выгоды, является материальная выгода, полученная:

    • от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей, за исключением материальной выгоды, полученной в связи с операциями с кредитными картами в течение беспроцентного периода, установленного в договоре о предоставлении кредитной карты;

    • приобретения товаров (работ, услуг) в соответствии с гражданско-правовым договором у физических лиц, организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся взаимозависимыми по отношению к налогоплательщику;

    • приобретения ценных бумаг.

    Ставка НДФЛ и сроки подачи декларации

    Основная ставка НДФЛ в России составляет 13%. Для отдельных видов доходов установлены другие ставки. Сумма налога исчисляется в полных рублях, при этом сумма налога округляется до полного рубля в большую сторону, если она составляет 50 коп. и более (п. 6 ст. 52 НК РФ).

    Основная часть НДФЛ (прежде всего, с заработной платы) рассчитывается, удерживается и перечисляется в бюджет работодателем (налоговым агентом).

    Доходы от продажи имущества декларируются физлицом самостоятельно. В этом случае по итогам года заполняется декларация и рассчитывается сумма налога, которую физлицо должно перечислить в бюджет. Декларацию необходимо сдать в налоговую инспекцию по месту постоянного проживания (постановки на налоговый учет) до конца апреля года, следующего за годом получения дохода.

    Отметим, что представить декларацию по форме 3-НДФЛ о доходах, полученных в 2019 году, физлицам необходимо до 30 апреля 2020 года, использовать при этом можно только новую форму декларации. Уплатить налог надо не позднее 15 июля.

    В то же время представить декларацию по НДФЛ только с целью получения налоговых вычетов можно в любое время в течение года. Предельный срок подачи декларации на этот случай не распространяется.

    Напомним, что налогоплательщики, получившие доходы, с которых налоговые агенты не удержали исчисленную сумму налога и передали сведения о них в налоговые органы, уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом уведомления об уплате налога (п. 5 и п. 14 ст. 226.1, п. 6 ст. 228 НК РФ). Такая норма была введена в 2016 году, а значит уже с 2017 года представлять декларации по форме 3-НДФЛ в вышеуказанных случаях не нужно.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *